Методический комплект материалов для проведения уроков модуля «Предпринимательство и предприниматели» в 5–6 классах по предметам Экономика, Обществознание, Финансовая грамотность

2
0
Материал опубликован 14 May 2023 в группе

Свердловская область

Город Екатеринбург

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов









Методический комплект материалов для проведения уроков модуля

«Предпринимательство и предприниматели»

в 5–6 классах

по предметам Экономика, Обществознание, Финансовая грамотность









Автор: Колесникова Ольга Александровна,

учитель экономики,

ВКК

















2023 г



1.Пояснительная записка



Тематическое направление – Обществознание, блок «Экономика», финансовая грамотность.

Тема. Актуальность.

Тема: Методический комплект материалов для проведения уроков модуля «Предпринимательство и предприниматели» в 5–6 классах.

Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное отношение к тому, что его окружает. Полученные знания в области экономики, развитие экономического мышления – один из главных факторов высокого благосостояния в будущем. Умение грамотно на законных основаниях организовать и вести свое дело необходимо современному человеку, который живет в условиях рыночной экономики.

Методическая разработка представляет собой серию взаимосвязанных конспектов четырех уроков к тематическому блоку «Предпринимательство и предприниматели». Заключительный урок представляет собой урок в форме деловой игры с элементами тренинга по созданию проекта «Открытие собственного бизнеса». Каждый урок сопровождается презентацией. Ссылки на презентации указаны в Приложение 1.

Целевая аудитория.

Подростки - 10 -13 лет (учащиеся 5–6 классов).

Цели:

Знакомство с темой предпринимательства в России.

Задачи:

Воспитательные

влиять на профессиональное самоопределение;

формировать позитивный настрой на учебу;

побуждать к саморазвитию, к повышению самооценки;

Познавательные

ознакомиться с понятиями в области предпринимательства;

применять на практике знания в области предпринимательства.

Развивающие

развивать экономическое мышление учащихся;

развивать познавательный интерес к предпринимательству.

Планируемые результаты уроков:

знания в области предпринимательства;

умение решать практические задачи в области предпринимательства;

умение проводить самоанализ действий;

умение использовать полученные теоретические знания на практике.

Форма проведения уроков.

Классно-урочная с элементами деловой игры.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогические технологии: проектная технология, интегральная технология, игровые технологии, технология сотрудничества.

Методы: игра, практическая деятельность.

Приемы: игровые, поисковые ситуации, рефлексия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Кадровые- учитель-предметник.

Методические – учебное пособие по экономике, обществознанию.

Материально-технические – компьютер, проектор, колонки, также к каждому уроку отдельно прописаны необходимые материальные ресурсы.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы учителя-предметника.

Большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Поэтому личный пример преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении ко всем ученикам важная составляющая каждого урока.



Основная часть



Раздел: «Предпринимательство и предприниматели» (экономика, 5–6 класс)

Урок 1. «Предприниматель. Личные качества предпринимателя»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Время урока: 40 минут

Цели урока:

обучающая: ознакомить учащихся с понятием «предприниматель»;

развивающая: развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях экономики, продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы);

воспитательная: влиять на профессиональное самоопределение, научить принимать ответственное решение в достижении цели.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с окружающими.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; доска, маркер(мел), презентация (приложение 1), учебник.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

парная (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

фронтальная.

План урока:

Актуализация знаний.

Изучение нового материала. Раскрытие понятий «предприниматель», рассмотрение видов предпринимательства. Личных качеств предпринимателя. Фронтальная работа в классе.

Обсуждение причин стать предпринимателем. Парная работа.

Обсуждение важности деятельности предпринимателей для страны. Групповая работа.

Тест на самоопределение в сфере предпринимательства. Индивидуально.

Рефлексия



Предварительная подготовка: Настройка презентации.

Ход урока.

Организационный момент

(1 слайд) ~1 мин. Здравствуйте, ребята! Начнем урок с упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.

Учитель: Послушайте загадку и скажите, о чем или о ком у нас сегодня пойдет речь?

Он трудился, не ленился,

В жизни многого добился,

Рисковать он не боится,

Прибыль получить стремится.



Ответы учеников. (предприниматель)



(2 слайд) ~1 мин.

Учитель: сегодня мы с вами открываем новую главу нашего курса «Предприниматель и предпринимательство.». Запишите себе в тетрадь название главы и темы урока.

(3 слайд) ~1 мин

Учитель: сегодня на уроке мы с вами:

Узнаем – кто такой предприниматель.

Подумаем – какие качества нужно иметь, чтобы стать предпринимателем.

Обсудим - какое влияние оказывает предпринимательская деятельность на развитие страны.



Актуализация знаний.

(4 слайд) ~3 мин. Упражнение «Ассоциации».

Учитель: Какие ассоциации, приходят вам на ум, в момент, когда вы слышите слово «предприниматель»? Запишите в тетради один-три слова.

Ученики записывают свои ассоциации к этому слову. Предлагается ученикам озвучить написанные слова-ассоциации (ответы учеников). После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.

Правила. В ходе упражнения определяется исходное значение к слову «предприниматель».

Изучение нового материала. Раскрытие понятия «предприниматель».

(5 слайд) ~3мин.

Учитель: Вы в целом правы. Посмотрите на слайд. Дано определение слова «предприниматель». Запишите его в тетрадь для конспектов, подчеркните основные слова в этом определении.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – это человек, который организовал свое собственное дело на основе закона с целью получения прибыли.

Учитель: «Предприниматель» – слово, производное от «предпринимать», т. е. делать что-нибудь. По-французски «предприниматель», если читать слово в русской транскрипции, звучит как «антрепренёр». Так еще в царской России называли владельцев или арендаторов зрелищных площадок (театров, цирков и т. д.). Сегодня менеджеров от искусства принято называть на американский манер – продюсерами, предпринимателей в других сферах деятельности – бизнесменами.

(6 слайд) ~5 мин.

Учитель: существуют разные виды предпринимательства.

Предприниматель может производить товары и услуги: от больших машин до маленьких сувениров, от услуг перевозки до медицинских услуг. При этом он может быть как владельцем крупного завода, так и очень маленького павильона. Или вообще работать дома, изготавливать сувениры, шить одежду, печь торты на заказ.

Предприниматель может заниматься торговлей. Его еще называют коммерсантом, а в царской России их называли купцами.

Есть предприниматели, которые посвящают всю свою жизнь финансовым операциям. Их работа связана с деньгами, банками, ценными бумагами.

Запишите в тетрадь небольшую схему «Виды предпринимательства».

(7 слайд) ~5 мин.

Учитель: иметь свое дело тяжелее, чем работать наемным работником: бизнес поглощает все свободное дело, все мысли, бизнес связан с риском. В случае краха предприниматель рискует потерять нажитое состояние, а иногда и свободу.

Предложение к учащимся: давайте поработаем в парах. Обсудите вопрос: «Что заставляет людей начать свое дело?»

Ученики обсуждают возможные ответы на вопрос. Предлагается ученикам озвучить ответы (ответы учеников).

Учитель: (клик - ответ на экране) действительно, каждый предприниматель назовет две главные причины: во-первых, это позволяет больше зарабатывать, во-вторых, дает возможность быть независимым.

(8 слайд) ~4мин.

Учитель: а мы продолжаем наш урок. Как вы думаете -кто может заниматься предпринимательской деятельностью? (ответы учеников)

В Конституции России (клик – фото конституции на экране) сказано, что каждый человек имеет право использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности. Но вести такую деятельность без регистрации нельзя. Предприниматель в РФ, ведущий какую-либо деятельность с целью получения дохода без регистрации (без уведомления), нарушает Уголовный Кодекс (клик – фото кодекса на экране). Регистрацией занимается Федеральная Налоговая служба (ФНС) РФ и опорный Кодекс для предпринимателя – это Налоговый кодекс. (клик – фото кодекса на экране).

(9 слайд) ~2 мин.

Учитель: (клик - ответ на экране) согласно закону, индивидуальным предпринимателем может стать любой дееспособный совершеннолетний гражданин, который достиг 18 лет и психически здоров.

Зарегистрироваться в качестве ИП могут также подростки, которым исполнилось 16 лет и которые объявлены полностью дееспособными, и даже подростки с 14 лет при условии согласия родителей и дальнейшим контролем за деятельностью ребенка.

(10 слайд) ~4 мин

Учитель: Ребята, как Вы думайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем? (ответы учеников).

(клик- ответ на экране) -Действительно -Профессионал в своем деле, Способен рисковать, Целеустремленный, Хороший Организатор, умеет доводить начатое дело до конца, Коммуникабельный.

Предложение ученикам сделать запись в тетрадь.

(11 слайд) ~5 мин

Предложение к учащимся: предлагаю поработать в четверках (две парты по 2 человека) и постараться обсудить ответ на вопрос: чем же важна деятельность предпринимателей для страны? И затем дать ответ от группы.

Ученики обсуждают свои ответы к этому вопросу (1–2 минуты). Предлагается группам озвучить полученные ответы (ответы учеников).

(клик- ответ на экране) Да, это создание товаров и услуг, новых рабочих мест, поступлением налогов в бюджет и новые технологии и т. д.

Предложение ученикам сделать запись в тетрадь.

(11 слайд) ~4 мин. (если остается время на уроке)

Учитель: Следующее задание выполняется по желанию. Предлагаю оценить вам каждому индивидуально свои предпринимательские способности. Перед вами небольшой тест. Напишите числа от 1 до 10 и поставьте напротив того вопроса «галочку», на который вы дали ответ «да». Хочу сказать, что здесь нет правильных или неправильных ответов, все ответы верные.

Тест «ОЦЕНКА ТВОИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ».

1.Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на препятствия?

Да                        нет

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении?

Да                        нет

3. Вас легко переубедить?

Да                        нет

4. Любите ли вы брать на себя ответственность?

Да                        нет

5. Посещает ли желание кем-нибудь поруководить?

Да                        нет

6. Вы умеете придумывать что-то новое?

Да                        нет

7. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

Да                        нет

8.Любите вы общаться и работать с людьми?

Да                        нет

9.Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности выбранного пути?

Да                        нет

10. Любите ли вы учиться, узнавать что-то новое?

Да                        нет



Ученики индивидуально выполняют работу. Учитель наблюдает и напоминает про время. По окончанию работы предлагается подсчитать количество «галочек».

(12слайд) ~1 мин.

Учитель: посмотрите на слайд с информацией о расшифровке ответов.

1.Если вы набрали 6–10 баллов, то у вас высокие шансы стать успешным бизнесменом.

2. Если вы набрали 2–5 баллов, то шансы на карьеру предпринимателя не совсем велики, стоит подумать, надо ли браться за это дело.

3. Если вы набрали 0–1 балл, то лучше вам выбрать труд наемного работника.



Итог урока. Рефлексия

Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали кто такой предприниматель, кто может им стать, рассмотрели виды предпринимательства, а также определили каждый для себя, может ли он стать предпринимателем. Узнали, для чего нужны стране предприниматели.

(14 слайд) ок.1 мин

Учитель: оцените свою работу сегодня на уроке. Выберите фигуру и начертите ее на полях в тетради после всех записей.

(15слайд) ок.1 мин

Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Можешь ли ты назвать имена предпринимателей и чем прославились – как живших много лет назад, так и современных. Ответ запиши в тетрадь. Не более 5 важных имён в каждой группе.

Подготовь сообщение об одном современном российском предпринимателе. Не более 0.5–1.0 тетрадной страницы. Уметь кратко рассказать.

Составь синквейн к слову «Предприниматель». -правила составления (16 слайд)



Учитель: спасибо за урок. До встречи.



Урок 2. «Российские предприниматели.

История становления предпринимательства в России»

Тип урока: Комбинированный

Время урока: 40–45 минут

Цели урока:

обучающая: обеспечить в ходе урока повторение понятий «предприниматель», «виды предпринимательства;

развивающая: развивать мотивационные качества учащихся; формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

воспитательная: влиять на профессиональное самоопределение, воспитывать интерес к предмету

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация (приложение 1); учебник, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

фронтальная.

План урока:

Организационный этап

Повторение изученного на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации.

Ход урока.

Организационный этап

(1 слайд)- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему предпринимательства.

(2 слайд) ~1 мин

Начнем нашу работу с традиционного упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.

(3 слайд) ~1 мин

Сегодня на уроке мы с вами разберем этапы развития предпринимательства в России, узнаем какие были известные династии предпринимателей в России 100–200 лет назад, обсудим, почему этих династий нет сегодня.

За работу на уроке самые активные и правильно ответившие будут получать от меня вот такую купюру, в конце урока вы можете обменять их на хорошую отметку по следующему курсу: 2–3 купюры – отметка «5», 1 купюра отметка «4».

Повторение изученного на прошлом уроке.

(4 слайд)– ~1 мин.

Учитель: Давайте вспомним кто такой предприниматель? (Ответы учеников)

(5 слайд)– ~1 мин.

Предприниматель — это человек, который организовал свое собственное дело на основе закона с целью получения прибыли. (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

(6 слайд) ~1 мин

Учитель. – Какие виды предпринимательства вы знаете?

(7слайд) ~1 мин.

Производство товаров и услуг. Например: Пошив одежды, Строительство домов, Перевозка грузов.

Продажа товаров. Например: Продажа цветов, Продажа кофе, Продажа игрушек.

Финансовые операции. Например: Страхование, Обмен валюты, Торговля акциями.

(за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

(8 слайд) ~1 мин.

Учитель: Какое влияние оказывает предпринимательская деятельность на развитие страны?

(9 слайд) ~1 мин.

Создаются товары

Создаются рабочие места

Поступают налоги в бюджет.

Развиваются технологии.

(за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

Проверка домашнего задания ~5 мин

Учитель: Хорошо. Я благодарю всех, кто отвечал на вопросы.

А кто из вас дома составил синквейн к слову «Предприниматель»? Опросить 1–2 человека. (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

Может быть есть среди вас, кто составил список имен предпринимателей и чем прославились, которые жили много лет назад? Опросить 1–2 человека. (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

Изучение нового материала

(10 слайд) ~3 мин.

Учитель: Современный предприниматель. Каким он должен быть? Сегодня мы пытаемся создать образ идеального предпринимателя, читаем специальную литературу зарубежных авторов. А может быть нам надо сначала вспомнить историю? Как вы думаете, с каких пор существует предпринимательская деятельность человека? (ответы учеников)

(Клик)Предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси (IX–X вв.) оно существовало в виде торговли и промыслов. Русские купцы были первыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за её пределами.

"Сказка о царе Салтане...". О купцах.

"Чем вы, гости, торг ведете

 И куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ:

"Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами.

А теперь нам вышел срок.

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана..."



(11 слайд) ~3 мин.

Учитель: Лесной промысел, развитие сельских и городских ремёсел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства. В ХI веке появился первый документ, регулировавший предпринимательскую деятельность – кодекс «Русская правда». Связан этот документ еще с Ярославом Мудрым. А первооткрывателем этого документа стал Василий Татищев, который первый обнаружил краткую форму документа. В этом документе содержатся первые нормы уголовного, трудового, торгового права.

Вопрос к ученикам: вспомните какой закон сегодня регулирует предпринимательскую деятельность в России? (ответы учеников) (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс), (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

(12 слайд) ~3 мин.

Учитель: С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило при Петре I. 

Одними из первых промышленниками стали уральцы Строгановы. Они развивали: земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы. Строили города и крепости. Много тратили на постройку и украшение храмов, собирали книги, организовали художественные промыслы.

(13 слайд) ~3 мин.

Учитель: В этот же период прославилась семья Демидовых, широко известной на Урале. Именно Царь Петр I заметил кузнеца Никиту Антуфьева еще в Тулу в 1696году, когда заказал ему сделать 300 алебард. Мастер качественно выполнил работу, и царь остался доволен работой. За это царь жаловал Никите Фамилию Демидов и Верхотурские железные заводы на реке Нейве со всеми строениями, рудой, дровами, работниками. Демидову разрешалось разрабатывать руду, ставить новые заводы, покупать людей и свозить их на Урал, а также привлекать за плату крестьян. На уральских заводах для казны отливались пушки, делались сабли, копья, ружья. Они построили 40 заводов, производившие 40% чугуна всей России.

(14 слайд) ~3 мин.

Учитель: Дальнейший подъём предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права (1861г.) и земельная реформа (1864г.) по-настоящему открыла путь свободному предпринимательству. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать “золотым веком предпринимательства”.

Одним из ярких династий того времени стала династия Елисеевых. Родоначальником ее был Пётр Елисеевич Касаткин, ярославский крепостной мужичок, садовник, умел вырастить зимой вкусную землянику. Граф Шереметьев в благодарность за вкусную ягоду пожаловал Петру Касаткину вольную. В 1812 году перебрался в Петербург, где сначала торговал с лотка, потом открыл лавочку, затем завел Елисеев магазин, склады, начал возить вина из-за границы, стал известным купцом. Позже династии Елисеевых принадлежала Кондитерская фабрика ныне Бабаевская и 5 магазинов «Елисейский».

(15 слайд) ~2 мин.

Учитель: и еще многие и многие династии и видные предприниматели, такие как (с каждым кликом выпадает фото) Морозовы, Зимины, Абрикосовы, Рябушинские, Филипповы, Турчаниновы, Мамонтовы, Боткины, Третьяков, Яковлев и т. д.

Но подумайте, почему эти династии прекратили свое существование? (Ответы учеников)

(16 слайд) ~5мин.

Учитель: действительно, Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Были национализированы более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать.

Возрождение предпринимательства начинается с начала девяностых прошлого века. Сегодня в нашей стране вновь формируются рыночные отношения. Предприниматели продолжают традиции русского купечества и заботятся не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.

Ребята, кто из вас выполнил домашнее задание, в котором необходимо было об одном современном предпринимателе. (Опрос учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

Итоги урока. Рефлексия: ~1 мин.

Учитель: отлично, ребята. Давайте подведем итог, сегодня мы с вами кратко узнали об истории предпринимательского дела, рассмотрели несколько династий предпринимателей прошлого, обсудили вопрос о том, почему исчезли эти династии и их дело.

(17 слайд) ~1 мин.

Учитель: оцените себя на уроке сегодня, выберите и зарисуйте в тетради на полях геометрическую фигуру.

(18 слайд)

Домашнее задание:

Письменно ответь на вопрос: «Как ты думаешь, выгодно ли предпринимателем быть честным и почему?» Рассуждение не более 0.5- тетрадной страницы.

Повтори термины и понятия темы «Предприниматель».



Учитель: спасибо за урок. Те, кто заработали сегодня «деньги», можете подойти ко мне и обменять их на отметку в журнал и дневник. (выставление отметок).



Урок 3. «Этика предпринимателя. Российские благотворители и меценаты»

Тип урока: Комбинированный

Время урока: 40 минут

Цели урока:

обучающая: обеспечить в ходе урока повторение понятия «предприниматель», изучение деятельности купцов и результатов их дела.

развивающая: развивать мотивационные качества учащихся; формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли и умение анализировать ответ товарища, дать оценку;

воспитательная: формировать интерес к предмету, влиять на профессиональное самоопределение.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация (приложение 1); учебник, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

фронтальная.

План урока:

Организационный этап

Повторение изученного на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации.

Ход урока.

Организационный этап

(1 слайд)- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему предпринимательства.

(2 слайд) ~1 мин

Учитель: начнем нашу работу с традиционного упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.

(3 слайд) - ~1 мин

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое благотворительность и меценатство, рассмотрим - династии предпринимателей, которые являлись меценатами, обсудим, что необходимо сделать, чтобы стать меценатом или благотворителем.

Напоминаю, что за работу на уроке самые активные и правильно ответившие будут получать от меня вот такую купюру, в конце урока вы можете обменять их на хорошую отметку по следующему курсу: 2–3 купюры – отметка «5», 1 купюра отметка «4».

Повторение изученного на прошлом уроке.

(4 слайд)– ~1 мин.

Учитель: Давайте вспомним Какие династии российских предпринимателей прошлого вы знаете? (Ответы учеников)

(5 слайд) ~1 мин.

Строгановы

Демидовы

Морозовы

Елисеевы

Третьяковы

Рябушинские

и другие (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

Проверка домашнего задания.

(6 слайд) ~2 мин

Учитель: как ты думаешь, выгодно ли предпринимателю быть честным? (вопрос из домашнего задания с прошлого урока, за ответ выдать жетон или «купюру»).

Изучение нового материала

Учитель: Современная жизнь дает возможность каждому человеку проявить свои способности, реализовать свои замыслы. Предоставляя свободу гражданам в выборе своего дела и ведении бизнеса, государство защищает покупателей и партнеров от недобросовестных предпринимателей с помощью разных законов, таких как Гражданский, Уголовный, Трудовой кодексы. Но помимо законов существует негласный или неписанный Кодекс чести предпринимателя, который вобрал в себя многолетний опыт ведения предпринимательского дела.

(7слайд) ~2 мин.

Учитель: Кодекс чести предпринимателя включает в себя несколько пунктов, например, посмотрите на экран, заслужи и сохрани доверие партнера, то есть тех, с кем работаешь, соблюдай порядочность во взаимоотношениях с партнерами и покупателями, никогда не нарушай интересы партнеров.

Согласны ли вы с этими пунктами и почему? (за ответ выдать жетон или «купюру»).

(8 слайд) ~1 мин.

Учитель: соблюдать кодекс предпринимателя — значит соблюдать этику предпринимателя! Словом Этика обозначаются совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Этика предпринимателя не прописана ни в каких законах, но ее нарушение ведет к печальным последствиям.

(9 слайд) ~2 мин.

Учитель: как вы думаете о каких таких последствиях может идти речь? (Ответы учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

Потеря уважения партнеров, коллег

Потеря времени, денег, всего дела

Учитель: для любого порядочного человека огромное значение имеют также понятия совести, чести, долга. Те предприниматели, которые не забывают об этом, работают успешнее. Те, то забывают, -рано или поздно обречены на паровал. Об этом свидетельствует вся русская и мировая история.

(10 слайд) ~3 мин.

Учитель: В царской России следование правилам этики было для предпринимателя вполне естественным. Часто достаточно было просто честного слова, и сделка заключалась без оформления документов. Знаменитое «слово купеческое» служило такой же надёжной гарантией соблюдения принятого договора, как и его письменное подтверждение.

Успешные купцы давали взаймы тем, кто хотел начать свое дело, чаще всего - стать коробейником. Брали деньги под честное слово вернуть через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). На эти деньги начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство возвращались с расплатой вовремя, ведь если не явишься в срок, пойдет слух, что разорился, проворовался, и репутация будет потеряна навсегда.

А кредиторы покрупнее обычно рвали пополам открытку. Одна часть оставалась у купца, вторую забирал кредитуемый. И если через год он по каким-то объективным причинам не мог явиться на ярмарку (заболел или еще что-то...), то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки: это был знак, приехать не могу, но слово держать буду.

(11 слайд) ~3 мин.

Учитель: Фразы, которые ходили во времена честного купеческого слова:

уговор дороже денег

не оскудеет рука дающего

торгуй правдою, больше барыша будет

слово-вексель

Вопрос к ученикам: выберите одну из фраз и попробуйте прокомментировать ее. (Ответы учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

(12 слайд) ~2 мин.

Учитель: Традиционным было для предпринимателей занятие благотворительностью. Оно не входит в кодекс чести предпринимателя, но тем не менее безвозмездная помощь тем, кто в ней нуждается, имеет давние традиции. Чем богаче был предприниматель, тем больше средств тратил на эти цели.

Купцы – т. е. те люди, которые занимались торговлей, производством делились на 3 гильдии:

20000–50000 рублей розничная, оптовая, мировая торговля

8000–20000 рублей –оптовая и розничная торговля

до 8000рублей –розничная торговля



(13 слайд) ~1 мин.

Учитель: занимались благотворительностью, выпускали товар высшего качества с гербом России, сделки заключали не на бумаге, а под честное слово. За нарушение изгонялись из гильдии с пожизненным позором!

(14 слайд) ~2 мин.

Учитель: Подумайте, ребята, что значит благотворительность? (Ответы учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

(15 слайд) ~2 мин.

Учитель: Запишите в тетради для конспектов. Благотворительность — это оказание богатыми людьми помощи бедным.

Какую же помощь оказывали купцы? Это было и содержанием детских домов, помощь школам, приютам для обездоленных. Открывали больницы, библиотеки. Практически все предприниматели жертвовали на строительство храмов.

(16 слайд) ~2мин.

Учитель: А вот благотворительность в области культуры, науки, искусства называется меценатство. А людей называют меценатами. Меценатом еще ранее называли в Древнем Риме государственного деятеля, который прославился покровительством поэтов и художников.

Запишите в тетрадь определение, которое указано на слайде.

(17 слайд) ~2мин.

Учитель: сегодня мы с благодарностью вспоминаем известных меценатов XIX – начала XX века. Таких как, например, Са́вва Иванович Мамонтов. Он известен как строитель Ярославской железной дороги. Он много сделал для развития русской оперы. Помог Фёдору Шаляпину стать известным, помог прославиться художнику Врубелю. Поддерживал различные виды творческой деятельности.

(18 слайд) ~1мин.

Учитель: Павел Михайлович Третьяков- купец, известный основатель Третьяковской галереи, собрал многочисленное количество произведений изобразительного искусства.

(19 слайд) ~1мин.

Учитель: Династия российских предпринимателей Рябушинских. Прославилась тем, что открывала бесплатные столовые, ночлежки для обездоленных, собрали большую коллекцию икон, выделили средства на исследование Камчатки. Их семейный девиз – «Все для дела- ничего для себя»

(20слайд) ~4мин.

Учитель: Савва Яковлевич Яковлев- промышленник, горнозаводчик, владелец Верх-Исетского завода в городе Екатеринбурге. Прославился для жителей тем, что в Екатеринбурге сделал много положительных дел:

первый прогулочный пароход,

первый велодром,

первые футбольные поля,

первый ипподром,

первый народный театр,

образцовый госпиталь с аптекой

церкви, школы, пожарная часть, богадельня, детский приют и общество трезвости.

Много можно еще приводить в пример разные династии и отдельные фамилии предпринимателей. Они много сделали для развития промышленности страны, и для развития национальной культуры.

В настоящее время традиция благотворительности в нашей стране активно возрождается. Состоятельны люди приходят к пониманию необходимости перенимать в этом плане опыт своих предшественников.

(21слайд) ~1мин.

Учитель: 26 мая в нашей стране с недавних пор стали праздновать день российского предпринимательства. А это значит, что в нашей стране все больше набирает обороты развитие предпринимательского дела, а вместе с ним и благотворительность и меценатство.

Итоги урока. Рефлексия: ~1 мин.

Учитель: отлично, ребята. Давайте подведем итог, сегодня мы с вами кратко узнали, что, такое меценатство и благотворительность, рассмотрели несколько династий предпринимателей-меценатов, обсудили вопрос о том, почему честное слово предпринимателя важно для развития его бизнеса.

(22 слайд) ~1 мин.

Учитель: почувствуйте себя, выбери смайлик- какой ты сейчас? Веселый, удивленный, грустный, злой?

(23 слайд)

Домашнее задание: Подумай и напиши ответ на вопрос. Есть такая поговорка: «Деньги портят человека». Как вы считаете, почему деньги не испортили представителей известных династий предпринимателей прошлого?

Учитель: спасибо за урок. Те, кто заработали сегодня «деньги», можете подойти ко мне и обменять их на отметку в журнал и дневник. (выставление отметок).



Урок 4. «Я- Предприниматель»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

Форма урока: деловая игра с элементами тренинга

Время урока: 40–45 минут

Цели урока:

обучающая: сформировать умения и навыки практического характера по пройденному материалу;

развивающая: развивать мотивационные качества учащихся; развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

воспитательная: влиять на профессиональное самоопределение, научить принимать ответственное решение за принятие решений.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран; доска, маркер(мел), презентация (приложение 1), цветные карандаши, фломастеры, листы А1, или А2, или А3 на каждый стол по 1-2 листа, столы для общей работы, 4-5 коробки с прорезью для голосования, 100 рублевые купюры из банка приколов, памятки для работы, бланки текстов для выступления (приложение 2,3), шоколадка или любой другой сладкий приз.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

1.индивидуальная (на случай, если в классе обозначится ребенок, который может работать только индивидуально);

2.групповая (игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации, размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

3.фронтальная.

План урока:

Первый этап - Организационный: создание психологического комфорта в классе, в группе, приветствие участников друг с другом и с учителем.

Второй этап – Практический: проведение упражнений, создание и защита проекта.

Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.

Предварительная подготовка: Настройка презентации, расстановка столов, раскладка листов для работы. Для организации работы нужно объединить учащихся в группы по 4–5 человек. Ребята самостоятельно решают, с кем бы они хотели работать в группе и садятся с этими учениками.

Ход урока.

Организационный этап

(1 слайд)- ~1 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас проходит заключительный урок модуля «Предпринимательство и предприниматели» и называется он «Я-предприниматель». Пройдет он в форме деловой игры-тренинга, где каждый из вас попробует себя в качестве начинающего предпринимателя.

(2 слайд) ~1 мин

Начнем нашу работу с традиционного упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.

(3 слайд) ~3 мин.

Продолжаем наше занятие с процедуры так называемого близкого знакомства. Сейчас каждый из вас оформит свою визитку. Каждый участник называет свое имя и говорит какое качество может ему помочь стать предпринимателем. (Качества, которые могут быть названы как пример на слайде, могут быть названы свои, отличные от предложенных). Я начну с себя -Меня зовут Ольга Александровна, я целеустремленная. (Далее ребята по хаотичной очереди представляют себя. Может возникнуть ситуация, когда ребенок отказывается выступать, настаивать не надо, он просто слушает остальных).

(4 слайд) ~3 мин

Принятие правил тренинга

Учитель. - Прежде чем приступить к работе, необходимо принять правила поведения в группах. Это позволит сделать нашу работу более эффективной и результативной.

Я предлагаю три правила, а вы можете предложить свои от каждой группы одно, либо не предлагать.

1. Каждая группа – вы-одна команда.

2. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

3. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься», либо обзывания. Следует говорить: «Мне не нравится твоя идея, я хочу предложить свою» и т. п.

Ученики могут предложить свои правила работы в тренинге. Запись правил ведется на доске или флипчарте.

Практический этап

Цель: дать возможность подросткам оценить свои способности к организации бизнеса. Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми. Создать условия для формирования умения презентации проекта.

Проект «Я открываю свой бизнес» (время выполнения разработка 15 минут + защита 10минут+определение результата через голосование 5 минут)

Цель: сформировать навык общения с «партнерами» по бизнесу и умение договариваться.

Материал: цветные карандаши, фломастеры, листы А1, или А2, или А3 на каждый стол по 1–2 листа, столы для общей работы, 4-5 коробки с прорезью для голосования, 100 рублевые купюры из банка приколов, памятки для работы, бланки текстов для выступления (приложение 2,3).

Групповая работа.

(5 слайд) ~30 мин.

Перед началом работы в группах выбираются/назначаются роли:

Генеральный директор (1 человек) выбирается командой, руководит процессом/следит за временем, отвечает за окончательное принятие решений, ведет записи в лист для выступления.

Оформитель-креативщик (1–2 человека) отвечает за оформление проекта/презентации бизнес-идеи.

Разработчик -мыслитель (2–3 человека) отвечают за обоснование бизнес-идеи /ответов на вопросы.

Презентатор- звезда (после основной работы из всех участников группы 1–3 человека) отвечают за представление публике бизнес-идеи.

Каждой группе дается задание (приложение 2,3):

Придумать, какой бизнес будет открыт (вид предпринимательства, конкретное направление, название предприятия(фирмы). – все вместе в группе

Придумать логотип, слоган. – (оформители-креативщики)

Нарисовать рекламу фирмы или товара, который будет продаваться. (оформители-креативщики)

Указать основную цель бизнеса (для кого, для чего создается предприятие) — это называется миссия. (разработчики-мыслители)

Кто будет основными покупателями и почему (пол, возраст, может быть, конкретная социальная группа, например родители, бабушки и дедушки или учителя, строители и т.д.). (разработчики-мыслители)

Почему ваш товар(услуга) будет продаваться, чем он уникален. (разработчики-мыслители)

Что отличает ваш продукт от других аналогичных продуктов. (разработчики-мыслители)

Есть ли какие-то риски, которые могут возникнуть в вашем предпринимательском деле (разработчики-мыслители)

Защита проекта по вопросам выше. (презентаторы-звезды)

После окончания работы идет защита проектной работы.

Определение результатов работы: проходит голосованием. Каждый участник имея на руках «100 рублей», может отдать их в копилку того предприятия, чей проект понравился больше. При этом за свой проект голосовать нельзя. Выигрывает тот проект и забирает приз (заранее приготовленный учителем), который соберет больше условных денег.



После основной работы провести краткий фронтальный опрос.

-Легко ли было договориться и принять общее решение о бизнес-идее, как назвать фирму, оформить и представить свой бизнес?



Заключительный этап

(6 слайд) ~3 мин.

Цель: подвести итог занятия.

Учитель. – Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мячик передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит одно слово-ассоциацию (или чувство, эмоцию) о проведенном уроке, затем передаёт мяч соседу. (чувства/эмоции представлены на слайде для подсказки, так как не все могут обозначить словом то, что чувствуют).

**Домашнее задание: не предусмотрено.



Список использованных источников:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023). https://legalacts.ru/kodeks/GK-RF-chast-1/

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 2023 года (+ путеводитель по судебной практике) / В. А. Обручев – М. Эксмо. 2023 г. – 1087 с.

Гончарова В. М. Основы экономической культуры: учебник для 5–6 классов общеобразовательных учреждений / В. М. Гончарова, Е. Г. Баранюк. - Изд. перераб., доп. - Екатеринбург: Сократ, 2012. - 166 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ссылка на презентацию к уроку №1-

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_predprinimatel_lichnie_kaches_161427.html

t1684058369aa.gif

Ссылка на презентацию к уроку №2-

https://урок.рф/library/prezentatciya_rossijskie_predprinimateli_istoriya_s_172815.html

t1684058369ab.gif

Ссылка и QR-код на презентацию к уроку №3 -

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_etika_predprinimatelya_rossij_072130.html

t1684058369ac.gif

Ссылка и QR-код на презентацию к уроку №4 -

https://урок.рф/library/konspekt_uroka_v_forme_delovoj_igri_yapredprinima_095359.html

t1684058369ad.gif



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ

Кто

Что делает

Сколько времени

все вместе в группе


генеральный директор записывает в отдельный лист

Придумать какой бизнес/предприятие будет открыт/о/ (вид предпринимательства, конкретное направление, название предприятия(фирмы))

2–3 минуты

оформители-креативщики

Придумать логотип, нарисовать рекламу фирмы или товара, который будет продаваться

10 минут

разработчики-мыслители



генеральный директор (записывает все ответы в лист для ответов и в дальнейшем выступления)


Придумать слоган (краткую фразу или девиз в одном предложении) для вашего предприятия

1 минута

Указать основную цель бизнеса (для кого, для чего создается предприятие)

2 минуты

Кто будет основными покупателями и почему (пол, возраст, может быть, конкретная социальная группа, например родители, бабушки и дедушки или учителя, строители и т. д.)?

2 минуты

Почему ваш товар(услуга) будет продаваться, чем он уникален?

2 минуты

Что отличает ваш продукт от других аналогичных продуктов?

1 минута

Есть ли какие-то риски, которые могут возникнуть в вашем предпринимательском деле?

2 минуты

презентаторы-звезды

(1 человек из оформителей

и 1–2 человека из разработчиков)

Защита/представление бизнес-идеи

Не более 2 минут















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

БЛАНК ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Текст для выступления



Ниже пишите ваш текст

Мы хотим открыть ….. (выбери*производственное, торговое, финансовое)




Наш бизнес будет связан с ….

(например, с торговлей машин или производством обуви и т.д.)





Название нашей фирмы….



Слоган нашей компании….

(не более 4 слов)

Миссия нашего предприятия

(для кого, для чего создается предприятие, например помочь людям…)





Основными покупателями нашей продукции/услуги будут…………..,потому что…

(пол, возраст, может быть, конкретная социальная группа, например родители, бабушки и дедушки или учителя, строители и т. д.)?

Наш товар(услуга) будет продаваться, потому что……..



Наш продукт/услуга от других аналогичных продуктов отличается тем, что……………

Возможные риски, которые могут возникнуть в нашем деле……………………………..

Спасибо за внимание, надеемся, что наш товар/услуга заинтересовали вас!
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации