12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Ольга Александровна649
Учитель, высшая категория. Преподаваемый предмет - экономика, финансовая грамотность,основы менеджмента,основы предпринимательства, основы проектной и исследовательской деятельности. Руководитель РМО учителей экономики.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
7

Конспект урока с сопровождающей презентацией на тему "Этика предпринимателя. Российские благотворители и меценаты" по предметам экономика, обществознание, финансовая грамотность в 5-6 классах


Презентация "Этика предпринимателя.Благотворители и меценатыPPTX / 3.08 Мб

Методическая разработка урока:

«Этика предпринимателя. Российские благотворители и меценаты»

Раздел: «Предприниматели. Предпринимательство (экономика, 5–6 класс)

Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: комбинированная

Время урока: 40 минут

Цели урока:

- обучающая: обеспечить в ходе урока повторение понятия «предприниматель», изучение деятельности купцов и результатов их дела.

развивающая: развивать мотивационные качества учащихся; формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

- воспитательная: влиять на профессиональное самоопределение, воспитывать интерес к предмету;

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; учебник, жетоны или купюры из банка приколов.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

1.индивидуальная;

2.фронтальная.



План урока:

Организационный этап

Повторение изученного на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации.

Ход урока.

Организационный этап

(1 слайд)- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему предпринимательства.

(2 слайд) (приложение 1) - ~1 мин

Учитель: начнем нашу работу с традиционного упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.

(3 слайд) (приложение 2) - ~1 мин

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое благотворительность и меценатство, рассмотрим - династии предпринимателей, которые являлись меценатами, обсудим, что необходимо сделать, чтобы стать меценатом или благотворителем.

Напоминаю, что за работу на уроке самые активные и правильно ответившие будут получать от меня вот такую купюру, в конце урока вы можете обменять их на хорошую отметку по следующему курсу: 2–3 купюры – отметка «5», 1 купюра отметка «4».

Повторение изученного на прошлом уроке.

(4 слайд) (приложение 3) – ~1 мин.

Учитель: Давайте вспомним Какие династии российских предпринимателей прошлого вы знаете? (Ответы учеников)

(5 слайд) (приложение 4) – ~1 мин.

Строгановы

Демидовы

Морозовы

Елисеевы

Третьяковы

Рябушинские

и другие (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).

Проверка домашнего задания.

(6 слайд) (приложение 5)- ~2 мин

Учитель: как ты думаешь, выгодно ли предпринимателю быть честным? (вопрос из домашнего задания с прошлого урока, за ответ выдать жетон или «купюру»).

Изучение нового материала

Учитель: Современная жизнь дает возможность каждому человеку проявить свои способности, реализовать свои замыслы. Предоставляя свободу гражданам в выборе своего дела и ведении бизнеса, государство защищает покупателей и партнеров от недобросовестных предпринимателей с помощью разных законов, таких как Гражданский, Уголовный, Трудовой кодексы. Но помимо законов существует негласный или неписанный Кодекс чести предпринимателя, который вобрал в себя многолетний опыт ведения предпринимательского дела.

(7слайд) (приложение 6) ~2 мин.

Учитель: Кодекс чести предпринимателя включает в себя несколько пунктов, например, посмотрите на экран, заслужи и сохрани доверие партнера, то есть тех, с кем работаешь, соблюдай порядочность во взаимоотношениях с партнерами и покупателями, никогда не нарушай интересы партнеров.

Согласны ли вы с этими пунктами и почему? (за ответ выдать жетон или «купюру»).

(8 слайд) (приложение 7) ~1 мин.

Учитель: соблюдать кодекс предпринимателя — значит соблюдать этику предпринимателя! Словом Этика обозначаются совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Этика предпринимателя не прописана ни в каких законах, но ее нарушение ведет к печальным последствиям.

(9 слайд) (приложение 8) ~2 мин.

Учитель: как вы думаете о каких таких последствиях может идти речь? (Ответы учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

Потеря уважения партнеров, коллег

Потеря времени, денег, всего дела

Учитель: для любого порядочного человека огромное значение имеют также понятия совести, чести, долга. Те предприниматели, которые не забывают об этом, работают успешнее. Те, то забывают, -рано или поздно обречены на паровал. Об этом свидетельствует вся русская и мировая история.

(10 слайд) (приложение 9) ~3 мин.

Учитель: В царской России следование правилам этики было для предпринимателя вполне естественным. Часто достаточно было просто честного слова, и сделка заключалась без оформления документов. Знаменитое «слово купеческое» служило такой же надёжной гарантией соблюдения принятого договора, как и его письменное подтверждение.

Успешные купцы давали взаймы тем, кто хотел начать свое дело, чаще всего - стать коробейником. Брали деньги под честное слово вернуть через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). На эти деньги начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство возвращались с расплатой вовремя, ведь если не явишься в срок, пойдет слух, что разорился, проворовался, и репутация будет потеряна навсегда.

А кредиторы покрупнее обычно рвали пополам открытку. Одна часть оставалась у купца, вторую забирал кредитуемый. И если через год он по каким-то объективным причинам не мог явиться на ярмарку (заболел или еще что-то...), то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки: это был знак, приехать не могу, но слово держать буду.

(11 слайд) (приложение 10) ~3 мин.

Учитель: Фразы, которые ходили во времена честного купеческого слова:

уговор дороже денег

не оскудеет рука дающего

торгуй правдою, больше барыша будет

слово-вексель

Вопрос к ученикам: выберите одну из фраз и попробуйте прокомментировать ее. (Ответы учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

(12 слайд) (приложение 11) ~2 мин.

Учитель: Традиционным было для предпринимателей занятие благотворительностью. Оно не входит в кодекс чести предпринимателя, но тем не менее безвозмездная помощь тем, кто в ней нуждается, имеет давние традиции. Чем богаче был предприниматель, тем больше средств тратил на эти цели.

купцы – т. е. те люди, которые занимались торговлей, производством делились на 3 гильдии:

20000–50000 рублей розничная, оптовая, мировая торговля

8000–20000 рублей –оптовая и розничная торговля

до 8000рублей –розничная торговля



(13 слайд) (приложение 12) ~1 мин.

Учитель: занимались благотворительностью, выпускали товар высшего качества с гербом России, сделки заключали не на бумаге, а под честное слово. За нарушение изгонялись из гильдии с пожизненным позором!

(14 слайд) (приложение 13) ~2 мин.

Учитель: Подумайте, ребята, что значит благотворительность? (Ответы учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).

(15 слайд) (приложение 14) ~2 мин.

Учитель: Запишите в тетради для конспектов. Благотворительность — это оказание богатыми людьми помощи бедным.

Какую же помощь оказывали купцы? Это было и содержанием детских домов, помощь школам, приютам для обездоленных. Открывали больницы, библиотеки. Практически все предприниматели жертвовали на строительство храмов.

(16 слайд) (приложение 15) ~2мин.

Учитель: А вот благотворительность в области культуры, науки, искусства называется меценатство. А людей называют меценатами. Меценатом еще ранее называли в Древнем Риме государственного деятеля, который прославился покровительством поэтов и художников.

Запишите в тетрадь определение, которое указано на слайде.

(17 слайд) (приложение 15) ~2мин.

Учитель: сегодня мы с благодарностью вспоминаем известных меценатов XIX – начала XX века. Таких как, например, Са́вва Иванович Мамонтов. Он известен как строитель Ярославской железной дороги. Он много сделал для развития русской оперы. Помог Фёдору Шаляпину стать известным, помог прославиться художнику Врубелю. Поддерживал различные виды творческой деятельности.

(18 слайд) (приложение 15) ~1мин.

Учитель: Павел Михайлович Третьяков- купец, известный основатель Третьяковской галереи, собрал многочисленное количество произведений изобразительного искусства.

(19 слайд) (приложение 15) ~1мин.

Учитель: Династия российских предпринимателей Рябушинских. Прославилась тем, что открывала бесплатные столовые, ночлежки для обездоленных, собрали большую коллекцию икон, выделили средства на исследование Камчатки. Их семейный девиз – «Все для дела- ничего для себя»

(20слайд) (приложение 15) ~4мин.

Учитель: Савва Яковлевич Яковлев- промышленник, горнозаводчик, владелец Верх-Исетского завода в городе Екатеринбурге. Прославился для жителей тем, что в Екатеринбурге сделал много положительных дел:

первый прогулочный пароход,

первый велодром,

первые футбольные поля,

первый ипподром,

первый народный театр,

образцовый госпиталь с аптекой

церкви, школы, пожарная часть, богадельня, детский приют и общество трезвости.

Много можно еще приводить в пример разные династии и отдельные фамилии предпринимателей. Они много сделали для развития промышленности страны, и для развития национальной культуры.

В настоящее время традиция благотворительности в нашей стране активно возрождается. Состоятельны люди приходят к пониманию необходимости перенимать в этом плане опыт своих предшественников.

(21слайд) (приложение 15) ~1мин.

Учитель: 26 мая в нашей стране с недавних пор стали праздновать день российского предпринимательства. А это значит, что в нашей стране все больше набирает обороты развитие предпринимательского дела, а вместе с ним и благотворительность и меценатство.

Итоги урока. Рефлексия: ~1 мин.

Учитель: отлично, ребята. Давайте подведем итог, сегодня мы с вами кратко узнали, что, такое меценатство и благотворительность, рассмотрели несколько династий предпринимателей-меценатов, обсудили вопрос о том, почему честное слово предпринимателя важно для развития его бизнеса.

(22 слайд) (приложение 16) ~1 мин.

Учитель: почувствуйте себя, выбери смайлик- какой ты сейчас? Веселый, удивленный, грустный, злой?

(23 слайд)

Домашнее задание: Подумай и напиши ответ на вопрос. Есть такая поговорка: «Деньги портят человека». Как вы считаете, почему деньги не испортили представителей известных династий предпринимателей прошлого?

Учитель: спасибо за урок. Те, кто заработали сегодня «деньги», можете подойти ко мне и обменять их на отметку в журнал и дневник. (выставление отметок).



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

t1684042084aa.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

t1684042084ab.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



t1684042084ac.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

t1684042084ad.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

t1684042084ae.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

t1684042084af.png





ПРИЛОЖЕНИЕ 7

t1684042084ag.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

t1684042084ah.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

t1684042084ai.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

t1684042084aj.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

t1684042084ak.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

t1684042084al.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

t1684042084am.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

t1684042084an.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

t1684042084ao.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

t1684042084ap.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

t1684042084aq.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

t1684042084ar.png



ПРИЛОЖЕНИЕ 19

t1684042084as.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

t1684042084at.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

t1684042084au.png

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.