Конспект урока в форме деловой игры «Я-предприниматель» по экономике, обществознанию, финансовой грамотности для 5–7 классов с сопровождающей презентацией
Презентация к уроку "Я-предприниматель"PPTX / 9.01 Мб
Методическая разработка урока:
«Я- Предприниматель»
Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5–6 класс)
Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)
Форма урока: деловая игра с элементами тренинга
Время урока: 40–45 минут
Цели урока:
- обучающая: сформировать умения и навыки практического характера.
- развивающая: развивать мотивационные качества учащихся; развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;
- воспитательная: влиять на профессиональное самоопределение, научить принимать ответственное решение за принятие решений.
Задачи урока:
Сформировать навыки анализа и обобщения информации.
Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; доска, маркер(мел), презентация, цветные карандаши, фломастеры, листы А1, или А2, или А3 на каждый стол по 1-2 листа, столы для общей работы, 4-5 коробки с прорезью для голосования, 100 рублевые купюры из банка приколов, памятки для работы, бланки текстов для выступления (приложение 1,2), шоколадка или любой другой сладкий приз.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
1.индивидуальная (на случай, если в классе обозначится ребенок, который может работать только индивидуально);
2. групповая (игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации, размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);
3.фронтальная.
План урока:
Первый этап - Организационный: создание психологического комфорта в классе, в группе, приветствие участников друг с другом и с учителем.
Второй этап – Практический: проведение упражнений, создание и защита проекта.
Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.
Предварительная подготовка: Настройка презентации, расстановка столов, раскладка листов для работы. Для организации работы нужно объединить учащихся в группы по 4–5 человек. Ребята самостоятельно решают, с кем бы они хотели работать в группе и садятся с этими учениками.
Ход урока.
Организационный этап
(1 слайд)- ~1 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас проходит заключительный урок модуля «Предпринимательство и предприниматели» и называется он «Я-предприниматель». Пройдет он в форме деловой игры-тренинга, где каждый из вас попробует себя в качестве начинающего предпринимателя.
(2 слайд) (приложение 3) - ~1 мин
Начнем нашу работу с традиционного упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.
(3 слайд) (приложение 4) – ~3 мин.
Продолжаем наше занятие с процедуры так называемого близкого знакомства. Сейчас каждый из вас оформит свою визитку. Каждый участник называет свое имя и говорит какое качество может ему помочь стать предпринимателем. (Качества, которые могут быть названы как пример на слайде, могут быть названы свои, отличные от предложенных). Я начну с себя -Меня зовут Ольга Александровна, я целеустремленная. (Далее ребята по хаотичной очереди представляют себя. Может возникнуть ситуация, когда ребенок отказывается выступать, настаивать не надо, он просто слушает остальных).
(4 слайд) (приложение 5)- ~3 мин
Принятие правил тренинга
Учитель. - Прежде чем приступить к работе, необходимо принять правила поведения в группах. Это позволит сделать нашу работу более эффективной и результативной.
Я предлагаю три правила, а вы можете предложить свои от каждой группы одно, либо не предлагать.
1. Каждая группа – вы-одна команда.
2. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).
4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься», либо обзывания. Следует говорить: «Мне не нравится твоя идея, я хочу предложить свою» и т. п.
Ученики могут предложить свои правила работы в тренинге. Запись правил ведется на доске или флипчарте.
Практический этап
Цель: дать возможность подросткам оценить свои способности к организации бизнеса. Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми. Создать условия для формирования умения презентации проекта.
Проект «Я открываю свой бизнес» (время выполнения разработка 15 минут + защита 10минут+определение результата через голосование 5 минут)
Цель: сформировать навык общения с «партнерами» по бизнесу и умение договариваться.
Материал: цветные карандаши, фломастеры, листы А1, или А2, или А3 на каждый стол по 1–2 листа, столы для общей работы, 4-5 коробки с прорезью для голосования, 100 рублевые купюры из банка приколов, памятки для работы, бланки текстов для выступления (приложение 1,2).
Групповая работа.
(4 слайд) (приложение 6) ~30 мин.
Перед началом работы в группах выбираются/назначаются роли:
Генеральный директор (1 человек) выбирается командой, руководит процессом/следит за временем, отвечает за окончательное принятие решений, ведет записи в лист для выступления.
Оформитель-креативщик (1–2 человека) отвечает за оформление проекта/презентации бизнес-идеи.
Разработчик -мыслитель (2–3 человека) отвечают за обоснование бизнес-идеи /ответов на вопросы.
Презентатор- звезда (после основной работы из всех участников группы 1–3 человека) отвечают за представление публике бизнес-идеи.
Каждой группе дается задание (приложение 1,2):
Придумать, какой бизнес будет открыт (вид предпринимательства, конкретное направление, название предприятия(фирмы). – все вместе в группе
Придумать логотип, слоган. – (оформители-креативщики)
Нарисовать рекламу фирмы или товара, который будет продаваться. (оформители-креативщики)
Указать основную цель бизнеса (для кого, для чего создается предприятие) — это называется миссия. (разработчики-мыслители)
Кто будет основными покупателями и почему (пол, возраст, может быть, конкретная социальная группа, например родители, бабушки и дедушки или учителя, строители и т.д.). (разработчики-мыслители)
Почему ваш товар(услуга) будет продаваться, чем он уникален. (разработчики-мыслители)
Что отличает ваш продукт от других аналогичных продуктов. (разработчики-мыслители)
Есть ли какие-то риски, которые могут возникнуть в вашем предпринимательском деле (разработчики-мыслители)
Защита проекта по вопросам выше. (презентаторы-звезды)
После окончания работы идет защита проектной работы.
Определение результатов работы: проходит голосованием. Каждый участник имея на руках «100 рублей», может отдать их в копилку того предприятия, чей проект понравился больше. При этом за свой проект голосовать нельзя. Выигрывает тот проект и забирает приз (заранее приготовленный учителем), который соберет больше условных денег.
После основной работы провести краткий фронтальный опрос.
-Легко ли было договориться и принять общее решение о бизнес-идее, как назвать фирму, оформить и представить свой бизнес?
Заключительный этап
(5 слайд) (приложение 6) ~3 мин.
Цель: подвести итог занятия.
Учитель. – Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мячик передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит одно слово-ассоциацию (или чувство, эмоцию) о проведенном уроке, затем передаёт мяч соседу. (чувства/эмоции представлены на слайде для подсказки, так как не все могут обозначить словом то, что чувствуют).
**Домашнее задание: не предусмотрено.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ
Кто | Что делает | Сколько времени |
все вместе в группе генеральный директор записывает в отдельный лист | Придумать какой бизнес/предприятие будет открыт/о/ (вид предпринимательства, конкретное направление, название предприятия(фирмы)) | 2–3 минуты |
оформители-креативщики | Придумать логотип, нарисовать рекламу фирмы или товара, который будет продаваться | 10 минут |
разработчики-мыслители генеральный директор (записывает все ответы в лист для ответов и в дальнейшем выступления) | Придумать слоган (краткую фразу или девиз в одном предложении) для вашего предприятия | 1 минута |
Указать основную цель бизнеса (для кого, для чего создается предприятие) | 2 минуты | |
Кто будет основными покупателями и почему (пол, возраст, может быть, конкретная социальная группа, например родители, бабушки и дедушки или учителя, строители и т. д.)? | 2 минуты | |
Почему ваш товар(услуга) будет продаваться, чем он уникален? | 2 минуты | |
Что отличает ваш продукт от других аналогичных продуктов? | 1 минута | |
Есть ли какие-то риски, которые могут возникнуть в вашем предпринимательском деле? | 2 минуты | |
презентаторы-звезды (1 человек из оформителей и 1–2 человека из разработчиков) | Защита/представление бизнес-идеи |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
БЛАНК ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Текст для выступления | |
| Ниже пишите ваш текст |
Мы хотим открыть ….. (выбери*производственное, торговое, финансовое) |
|
Наш бизнес будет связан с …. (например, с торговлей машин или производством обуви и т.д.) | |
Название нашей фирмы…. | |
Слоган нашей компании…. (не более 4 слов) |
|
Миссия нашего предприятия (для кого, для чего создается предприятие, например помочь людям…) | |
Основными покупателями нашей продукции/услуги будут…………..,потому что… (пол, возраст, может быть, конкретная социальная группа, например родители, бабушки и дедушки или учителя, строители и т. д.)? |
|
Наш товар(услуга) будет продаваться, потому что…….. |
|
Наш продукт/услуга от других аналогичных продуктов отличается тем, что…………… |
|
Возможные риски, которые могут возникнуть в нашем деле…………………………….. |
|
Спасибо за внимание, надеемся, что наш товар/услуга заинтересовали вас! |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7