Интегрированный урок по обществознанию и математике «МИФ и ЗОЖ» (8 класс)
Интегрированный урок по обществознанию и математике
«МИФ и ЗОЖ» (8 класс)
Соломатина Л.А. учитель истории и обществознания,
Лычагина Л.Н., зам. директора по УВР, учитель математики
Цель урока: привитие интереса учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье
Задачи:
Образовательные: повторить решение текстовых задач на дроби, проценты, задач, решаемых с помощью уравнений.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные: воспитывать учащихся умение ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске:
20% – Медицина
20% – Экология
10% – Наследственность
50% – ?
“Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и повреждений”.
(Всемирная организация здравоохранения)
“Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом”.
(Ювенал
Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке (Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых) .
АНКЕТА
№ | ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | |
1 | ДЕНЬГИ | |
2 | ОБРАЗОВАНИЕ | |
3 | ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ | |
4 | СЕМЬЯ | |
5 | КАРЬЕРА | |
6 | ЗДОРОВЬЕ | |
7 | НЕДВИЖИМОСТЬ | |
8 | ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |
9 | ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА | |
10 | СЧАСТЬЕ |
Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащимися.
Вступительное слово.
В давние времена на Востоке жил богатый и счастливый человек. У него было любимое дело, он знал тайну нахождения воды в пустыне. Он был ещё счастлив потому, что жена была красавицей, и Бог дал ему сына.
Однажды бродящий мудрец предсказал ему, что за то, что он сегодня не ценит, завтра он будет готов отдать всё, но будет поздно. Богач рассмеялся и прогнал мудреца.
Шли годы. Он трудился днём и ночью, чтобы быть богаче. Когда болезнь подступила к нему, никакие богатства не смогли ему помочь.
“За то, что мы сегодня не ценим, мы платим дорогую цену”,- вдруг вспомнились богачу простые слова мудреца. Здоровье не купишь ни за какие деньги.
-На какие размышления наводит эта легенда? (ответы учащихся)
В течение всей жизни человек всегда к чему-то стремится. Кто-то гонится за знанием, другой –за богатством, третий – за властью.
Но не один из них, не делает ничего для того, чтобы прожить дольше, да и вряд ли какой-либо из приобретенных навыков поможет им в этом.
И когда человек теряет здоровье, все обесценивается.
Многие богатые люди, теряя здоровье, говорят, что в жизни больше ничего не надо: ни власти, ни дачи, лишь бы вернуть здоровье, которое они потеряли.
Разочарование состоит в том, что именно к здоровью мы относимся, как к чему то должному, наивно думая, что оно дано нам навечно.
Это большая ошибка, потому что то, что мы делаем в нашей жизни, это целый ряд неправильно совершенных действий, которые вредят нашему здоровью.
Задумайтесь-80% что мы делаем в своей жизни, мы делаем неправильно.
Как вы думаете, о чем пойдет речь далее? (о здоровье, здоровом образе жизни)
Но говорить о здоровье мы будем в необычной форме, перед вами минное поле, но мы должны найти правильную дорогу для себя, обойти все мины (вредные привычки) , а команде вспомнить составляющие здорового образа жизни, но и это у нас будет необычно, а в форме решения математических задач.
| |
| Х | |
| | Х | | |
| | | Х | |
| | Х | | |
| Х | | | |
Нам нужен один человек – «сапер», подумайте, этот человек должен обладать хорошей памятью, полезными привычками, внимательностью. Его задачей будет передвигаться по минному полю.
Определились, тогда первое задание для команды и для «сапера», вам дается 10 секунд на то, чтобы запомнить расположение «здоровых» не заминированных клеток. Время пошло.
«Сапер» проходит на минное поле и встает на первую клетку.
Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим
из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в
органы.
Слаженная работа всех органов – счастье для человека. Мы желаем вам работать слаженно, как единый организм
1. Обратите внимание на первый эпиграф, здоровье- это психическое благополучие. Что мы понимаем под психическим благополучием?
- настроение, устойчивость стрессам, а также наша память
Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться
чему – нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного
пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при
необходимости воспроизвести.
В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество
знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа
«пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.
Хорошая память – одно из обязательных условий полноценной жизни. При неправильном питании, различных заболеваниях и старении человека она может ухудшаться. В таких случаях нужно делать все необходимое, чтобы не только поддерживать ее на должном уровне, но и развивать. Поэтому важно знать, что улучшает память и помогает ее тренировать?? Правильный образ жизни (питание, сон), чтение литературы, решение задач
Задача 1. Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28слов
Пусть х слов запомнил тренированный человек, тогда 0,4х-запомнил обычный человек.
Х-0,4х=12
0,6х=12
Х=12:0,6
Х=20
20+8=28 ответ
Сапер двигается еще на 1 клетку.
2. Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание
должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества.
Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в
организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира. ученик Дефицит какого-либо пищевого вещества в организме может привести к
серьезным заболеваниям. Например, дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От наличия меди зависит прочность связок и сухожилий.
Витамины и микроэлементы – основа здоровья
Решим задачу 2:
Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
1 число - х 0,7х
2 число –(х+5) 0,6(х+5)
0,6(х+5)- 0,7х=2,7
0,6х+3-0,7х=2,7
-0,1х=-0,3
Х=3
1 число – 3
2 число - 3+5=8
Двигается еще на 1 клетку
3. Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных
сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи,
напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым, мозг плохо работает.
Задача 3.
Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?(75лет)
Пусть х-средняя продолжительность жизни.
Составим уравнение
1/3х+50=х
-2/3х =-50
Х=-50:(-2/3)
Х=75
Ответ:75 лет
Полноценный сон – здоровый человек
Решение. Сапер двигается на клетку вперед
4. Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют
на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным
покоем, а активным отдыхом.
Назовите примеры активного отдыха?
Время физминутки, пантомимы, участники получают карточку с каким-либо видом активного отдыха и вместе изображают.
Спорт- основа здоровья
Двигается еще на 1 клетку.
5. Ребята, мы знаем, что вы все очень стараетесь быть аккуратным и прилежным учениками, а для этого нужно успевать за день: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить свое время.
Значит, вы, ребята, должны соблюдать свой режим дня. Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите.
Давайте решим задачу, и узнаем, как правильно распределить свое время.
Задача 4 (на режим дня). Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток.
Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/12 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Сколько времени остается на времяпровождение около телевизора и компьютера?
Решение: 24 * 0,25 = 6 часов – уроки в школе;
6 * 1,5 = 9 часов – ночной сон;
1/16 * 24 = 1,5 часа – активный отдых;
6 * 5/12 = 2,5 часа – подготовка уроков;
1,8 * 2,5 = 4,5 часа – занятие по интересам;
24 – 6 – 9 – 1,5 – 2,5 – 4,5 = 0,5 часа – телевизор и компьютер; Ответ: 0,5 часа.
Подведение итогов.