Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка

12
2
Материал опубликован 9 October 2020 в группе

Статья "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка"

       В формировании личностных качеств ребёнка значительную роль играет педагог и это неоспоримая истина. Считаю, что педагог должен быть неравнодушен к своим воспитанникам, неутомим в работе, подавать личный пример, будучи сам достойным гражданином своей страны. Задача педагога – научить будущее поколение перенимать опыт старших и приобщить к культурному наследию своего государства.

       Выполняя функции классного руководителя, стремясь осуществлять такие направления внеурочной деятельности, как духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, я использую различные формы внеклассной работы: викторины, видео-уроки, уроки гражданственности, уроки патриотизма, тематические уроки, дискуссии, практикумы, тренинги, индивидуальные профилактические беседы ; знакомлю обучающихся с историей страны, с ее культурным наследием, правилами жизни в социуме, способствую формированию осознания ценности человеческой жизни, влияя на развитие основных психических процессов, способностей и индивидуальных качеств ребенка. Развиваются личностные качества: усвоение социальных норм, правил поведения; наличие опыта участия в социально значимом труде; патриотизм; уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре; способность понимать художественные произведения; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. 

       Процесс обучения неотделим от процесса воспитания. Без положительной мотивации невозможно осуществлять управление процессом обучения. Для формирования внутренней мотивации к обучению в своей практике я опираюсь на использование личного примера, ведь учитель, ориентированный на личные достижения является для обучающихся доказательством состоятельности методов его работы. Актуальны слова Уильяма Артура Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Я никоим образом не претендую на звание великого учителя, но каждый из нас, по моему мнению, должен стремиться к повышению профессионального мастерства.

       Целью воспитательного процесса, осуществляемого мною на уроках математики и во внеурочной деятельности, является не только повышение математического уровня обучающих, привитие интереса к предмету, а также формирование основ личностной культуры.

        Для выявления индивидуальных способностей обучающихся в каждом классе провожу диагностический марафон, используя методику диагностики коммуникативных способностей обучающихся, методику диагностики уровня творческой активности обучающихся, методику диагностики креативности, методику диагностики интеллектуальных способностей, методику диагностики эмоционального интеллекта, а также индивидуальные беседы, анкетирование, психологические тренинги.

       Для качественного процесса обучения и воспитания обучающихся провожу диагностику по определению типов восприятия (аудиального, визуального, кинестического), диагностику по определению типов памяти (слуховой, зрительной, моторной). Такие диагностики помогают выявить индивидуальные особенности, которые нужно учитывать при формирования личностных качеств ребенка.

     Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «Учитель живет до тех пор, пака он учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». С этим не поспоришь! В своей работе я осуществляю программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла путем внедрения в учебно-воспитательный процесс, как традиционных, так и иннновационных образовательных технологий: технологии критического мышления, обучения в сотрудничестве, метода проектов, лекции-диалога, информационно – коммуникативных технологий, рефлексивного обучения, применение на уроках цифровых образовательных ресурсов, и здоровьесберегающих технологий. Изучаю и внедряю в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации обучающихся, применяю системно-деятельный подход в обучении, проектирую индивидуальные образовательные маршруты, провожу индивидуальные и групповые консультации.

      Применяю такие методы обучения и воспитания, как репродуктивный метод, частично-поисковый и поисковый, коммуникативные (мозговой штурм, беседа, проектное задание, лекция-диалог, парная и групповая работа), метод стимулирования познавательной деятельности. Пользуюсь техникой применения оптико-кинестической системы знаков (жесты: жесты-иллюстраторы, жесты - регуляторы; мимика).

    Участвую в организации и проведении школьных предметных олимпиад, внедряю разнообразные формы, методы и приемы внеклассной работы. Ежегодно провожу недели математики: выпускаются математические стенгазеты, проводятся математические КВН, математические турниры, математические вечера, которые планируем и готовим совместно с ребятами.

    Результатом такой работы является развитие творческих и математических способностей, а также индивидуальных качеств личности, таких как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Качественная работа!

15 January 2021

Спасибо, Кирилл Александрович.

16 January 2021