12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Индира Саитова404
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка


Саитова И.А., учитель технологии

МКОУ № 4, г. Мирный



«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности.

Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути,

чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка»
В.А. Сухомлинский


Когда в СМИ шла речь о реформировании российской школы и внедрении нового стандарта образования, то обсуждались самые различные вопросы, и с внедрением ФГОС тем для обсуждений не стало меньше, напротив, они стали более конкретными и логичными по своему содержанию.

Вот и я хочу, на примере учебного предмета «Технология», вокруг которого, к сожалению, не кипят педагогические страсти и не шумят родители, рассказать о роли этого предмета в личностном развитии школьника в тесной взаимосвязи с внутренней позицией обучающегося в новых условиях ФГОС... Да, предмета Технология нет в перечне выпускных экзаменов, но ведь и значение его для будущей взрослой жизни школьника нельзя оспорить!

В рамках ФГОС стандарты второго поколения внесли изменения в программы по предмету «Технология». Я с большим интересом рассмотрела все варианты учебников, не только для мальчиков, у которых я веду этот предмет, но и для девочек. Теперь они и называются иначе, и, хотя, из названия направлений видно, для кого они предназначены, в характеристике учебного предмета для обучающихся есть пояснение: «ВЫБОР направления не должен проводиться по половому признаку». Лично я воспринимаю это как реверанс в сторону «равноправия полов»! Ни один из знакомых мне учителей со стажем не смог припомнить случая, чтобы мальчики вместо уроков технического труда посещали уроки домоводства. Хотя, возможно, единичные случаи были, но это, скорее, исключение, которое подтверж­дает правило. А по сути, технология — единственный предмет, который дает возможность раздельного, а значит, и целенаправленного, трудового воспитания девочек и мальчиков. И это говорю я, женщина, которая увлечённо ведёт уроки технологии у мальчиков. Но, я в школьной столярной мастерской не случайно и не вынужденно, как сейчас случается… Я – на своём месте! Резчик по дереву 6-го разряда, художник росписи по дереву 5-го разряда, мастер производственного обучения по данной специальности, преподаватель специальных дисциплин по художественной обработке древесины, и - учитель. Но дело даже не в том, что владею этим ремеслом, дело в том, что я просто люблю этих прекрасных мальчишек, люблю их горящие интересом глаза, люблю их замысловатые вопросы, люблю свой каждый день в школе рядом с ними.

Да, сейчас в обществе активно обсуждаются вопросы гендерного воспитания. Суть его сводится к тому, чтобы вырастить из мальчика мужчину, который был бы и хозяином, и главным добытчиком в семье, но при этом не перекладывал на женские плечи воспитание детей, а женщины, в свою очередь, не становились бы существами вне пола. На мой взгляд, уроки технологии, могут достаточно эффективно служить достижению этих целей. Стандарты приняты и в наших школах уверенное обучение уже по разработанным программам.

Если присмотреться к программам, то можно сделать вывод: больших изменений в них нет. В новых учебниках есть даже фамилии прежних авторов. Это уже залог преемственности! У пятиклассников во введении авторы нацеливают детей на серьёзную работу с учебником, на то, что он поможет им в изучении основ технологии, и напоминают, что технология — «наука о мастерстве». Хочу подчёркнуть, что в изучении предмета, в отличие от прежних методик, делается акцент на самостоятельную работу во всем, начиная с учебника. Как пример, у мальчиков уже первый параграф заканчивается вопросами-заданиями: какое изделие планируешь выбрать в качестве творческого проекта; какими достоинствами будет обладать твоё проектное задание; к каким источникам информации ты обратишься при выборе творческого проекта. Вот тут главное, на мой взгляд, быть осторожными и уметь правильно подвести школьника к выбору темы проекта, чтобы впоследствии он не остался недоволен итогами своей работы. Вот тут я включаю все возможные варианты индивидуального подхода к каждому обучающемуся, нацеливая на ту личную проектную деятельность, с которой он обязательно справится, и в дальнейшем, это послужит успешным начинанием следующей, более трудоёмкой и совершенной работы. Считаю, что необходимо учитывать личностные особенности характера обучающихся и, как вариант, можно менять задания и, таким образом, дать каждому раскрыться в удобной для него форме. Хвалю их, хвалю даже если они и не сделали ничего особенного. Ведь детей надо обязательно хвалить и тогда они вырастут уверенными в себе! Это моя главная задача - сформировать настоящую творческую личность, уверенную в своих силах и возможностях, и при этом не быть как все. Дети должны оставаться собой и не быть ни на кого похожими. Считаю, что новые условия образования дают им такую возможность, учитывая те универсальные учебные действия, которые нам рекомендуют использовать в обучении.

В новых учебниках всё интересно, познавательно и тут самое главное, чтобы обучающиеся также самостоятельно расширяли свой кругозор, но пока практика показывает, что у детей возникают трудности при подготовке к уроку, а также в разработке и оформлении творческих проектов, так как дети очень слабо владеют ПК.

Впрочем, эти проблемы из числа вполне решаемых, и это дело времени. Больше беспокоит меня отсутствие общественного интереса к этому предмету. Отец одного из моих обучающихся как-то удивил меня своим высказыванием: "Да что вы: технология, да технология! Для меня главное чтобы у сына моего голова работала, тогда без куска хлеба не останется. И тогда, будет у него, на что нанять мужика, который и гвоздь вобьёт и кран заменит."

Может это и так, но вот вопрос: настоящий мужчина, он ведь не просто глава семьи, он еще и хозяин в доме, а что за хозяин, если он гвоздь вбить не может? Мужчину делают мужчиной не физиологические отличия от женщины, а сумма качеств и навыков, для которых женские руки слишком нежны. Да кто против!? Пусть этот мальчик учиться танцевать, петь, занимается спортом, - просто все эти умения, как говорится, на вынос, - в доме, в семье они особого хождения не имеют. Для дома полезнее уметь починить розетку или повесить на стену полку, ковер, картину. Лично мне, порой очень приятно слышать, как мой ученик хвалится: " А вот мой папа - может все!" Скорее всего, у его папы был хороший учитель труда. Извините, ТЕХНОЛОГИИ.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.