Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
С первой секунды своего появления на свет ребенок учится познавать мир, приобретает жизненный опыт, знакомится с нормами поведения. Первые, кто помогает ему в этом, конечно же, его родители. Но как только ребенок приходит в детский сад, в его жизни появляется еще один важный человек – воспитатель. Именно с ним ребенок проводит большую часть своего времени пребывания в детском саду. В связи с этим нельзя не отметить роль воспитателя в процессе социализации ребенка, развитии его личностных качеств. Общаясь с воспитателем, ребенок подражает ему, учится у него.
Придя в детский сад, ребенок понимает, что он не один у воспитателя, что есть еще ребята, которые ходят в детский сад вместе с ним. Поэтому воспитателю важно следить за благоприятным психологическим климатом в группе. Ему необходимо установить правильные взаимоотношения с ребенком и со всей группой в целом. Нужно быть эмпатом и приучать детей к тому же. Данная связь воспитателя и ребенка будет способствовать успешному развитию и формированию личности ребенка.
Важно учить детей правильно оценивать свои поступки и поступки других ребят. Это позволит ребенку в дальнейшем приобрести уверенность в себе, своих делах. Как следствие он будет активнее включаться в деятельность, выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
У воспитателя в запасе должны быть приемы и хитрости, помогающие ему наладить контакт с детьми. Если с утра ребенок переживает разлуку с родителями, то воспитатель знает, как отвлечь ребенка (игрушка, задание, сюрприз, беседа). Если ребенок непоседа и баловник, воспитатель направляет свою деятельность на формирование у него сдержанности, усидчивости. Для каждого ребенка у воспитателя припасена приветливая улыбка, ласковое обращение. Он может пожалеть, посочувствовать, дать ребёнку почувствовать защиту, опору в лице воспитателя. При необходимости показать ребенку строгость при совершении им проступка, аргументировать ему свой запрет.
Воспитатель всегда чуток и внимателен к детям, к их настроению и потребностям. Вместе с родителями ребенка он создает тандем, отвечающий за воспитание и развитие личности пока еще маленького человека. На основе полученных от них знаний, опыта ребенок будет строить свою жизнь, свои взаимоотношения с окружающими. Именно поэтому у воспитателя, так же как и у родителей, нет права на ошибку и эксперименты.