«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

Вы можете дать детям вашу любовь, но не ваши мысли.

Ибо у них есть свои мысли.

Халиль Джебран

У человека формируются нравственные формы, нормы поведения, а также понимание себя как личности. Данные сведения ребенок получает от семьи, образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками. Ребенок копирует поведение своих родителей, а также педагогов, так как больше всего времени ребенок проводит с данными людьми.

Родители формируют личность ребенка на интуитивном уровне: своим настроением, своими словами и действиями по отношению к окружающим людям. Они направляют ребенка, разъясняют все его вопросы, анализируют действия и поступки, корректирую те или иные моменты поведения своего ребенка. Полученную информацию ребенок пытается сопоставить с действиями своих сверстников и дает оценку их поведению. В такие моменты ребенок понимает, что такое хорошо и что такое плохо. В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие.

Человек – это саморазвивающая система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через своё сознание и свою душу.

Поэтому, главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его. Цель моей педагогической деятельности:

-формировать активное самостоятельное мышление у учащихся и развивать их индивидуальные способности.

 В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

- создание условий для интеллектуальной активности учащихся;

- развитие внутренних мотиваций познания;

- выработка потребности к самообразованию;

- развитие воображения;

- формирование практических умений и навыков.

   Слишком много учащихся страдают от различного рода умственных заболеваний, это вызывает у них ряд неудач. Неудача только одного типа – заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, отсутствие чувства собственной значимости на каком – либо этапе обучения несёт вероятность того, что успеваемость ребёнка резко падает. Поэтому, работая в школе с такими детьми, мне необходимо было создать такие условия, при которых все дети учились бы успешно на столько, насколько они это могут.

Необходимо исключить жесткие внешние требования. Это достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны учителя, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.   Для этого надо включать активно самого ученика в поисковую учебно–познавательную деятельность, организованную на основе  внутренней мотивации.

  Надо организовывать совместную деятельность, включать детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности. Учить диалогическому общению не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

    На уроках я стараюсь создать такую ситуацию для учащихся, чтобы они охотно включались в деятельность, так как чем выше мотивация, тем интенсивнее деятельность школьников. С целью повышения значимости отдельных видов учебной деятельности, практикую оформление лучших творческих работ, дополнительных заданий. Всё это позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, специфическим особенностям каждого учащегося.

На отдельных этапах урока я стараюсь предоставить ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Работа в парах формирует у учеников  умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

     Коллективная познавательная деятельность предполагает соотношение: «Учитель – коллектив – ученик». В процессе коллективной работы на уроке можно лучше узнать как тех учеников, которые увлекаются предметом, так и тех, у кого этот предмет вызывает затруднения. Из коллективных форм работы я использую групповую работу на уроке. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах. Во - первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.    

 Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными  операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы.

     В своей работе для формирования личностных качеств ребёнка выделяю:

     - фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

     - работа в парах;

     - групповая работа (на принципах дифференциации);

     - межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);

     - фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

    Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся. Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

   Считаю, что коллективная деятельность учащихся на уроке в различных её проявлениях способствует индивидуальному развитию личностных качеств каждого ребёнка любого возраста.

  Как в учебной работе, так и во внеклассной деятельности стараюсь разнообразить формы работы с учащимися. Провожу праздники, конкурсы, беседы, часы общения. Что позволяет мне с ребятами лучше узнать друг друга, сдружиться, раскрыть свои способности.  Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением        человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам.

Развитие личностных качеств в педагогике имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, развитие школьника – это важнейший принцип воспитания и обучения. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития личности каждого ученика.

Таким образом, индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, и всё это работает на развитие личности учащегося.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.