Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
Убылицина А.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана «Средняя общеобразовательная школа №18»
«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Развитие личности ребенка - это формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых людей при соблюдении определенных универсальных законов.
Для школьников среда развития и формирования личностных качеств - это класс, в котором они занимаются совместной деятельностью, ведущей к формированию новых коллективных отношений, возникновению социальной личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, все это на фоне учебы. Как только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый - учитель, влияние которого иногда больше, чем влияние его родителей. Именно педагог способствует знакомству детей друг с другом, создавая атмосферу совместной работы, сотрудничества и взаимопонимания. Стиль поведения учителя обычно неосознанно перенимается детьми и становится своего рода культурой для учеников в классе.
Современная модель воспитания предполагает умение педагога работать над развитием личности ребенка, помогать ему, «выводить на поверхность бесконечные источники внутренней мудрости».
Педагог в процессе своей профессиональной деятельности всесторонне влияет на личность ученика. Влияние происходит не только в рамках учебного процесса и освоения новых знаний. Сам учитель и его личность становятся для ученика образцом поведения. Поэтому можно сказать, что целью учителя в процессе работы, с одной стороны, является выполнение ФГОС основного общего образования, а с другой - формирование и развитие гармоничной личности ребенка. Педагог, передавая свои знания или обучая детей самостоятельно усваивать их, в то же время его личность влияет на учеников, сидящих в классе.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности ученика могут быть:
• организация активной деятельности учащегося в учебном процессе;
• формирование мотива предстоящей деятельности;
• использование различных, в том числе технических, источников знаний;
• обучение учащихся различным способам обработки информации;
• личностно-ориентированный подход;
• опора на сильные стороны ученика;
• опора на самостоятельность и инициативу ученика.
Личность учителя играет важную роль в развитии личностных качеств учеников. Действительно, стиль педагогической деятельности учителя включает в себя совокупность задач, средств, методов педагогического воздействия на формирование личности ученика, на умение общаться с ним, что характерно только для него. Залог успешности влияния личности учителя на развитие ученика - взаимопонимание, налаженный контакт, стремление и готовность преодолевать трудности в учебном процессе.