Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
Как вы думаете, является ли личность ребенка чем-то важным в школе? Один маленький ребенок со своим крохотным миром несет огромный вклад в формирования социальной жизни школы. Его взаимоотношение со сверстниками накладывает огромный отпечаток на социальную адаптацию всех учащихся в будущей жизни. Разногласия, конкуренция за внимание, проявления авторитета среди одноклассников, групповая работа на уроке — это малая крупинка целого будущего одного школьника. В основе социализации играют огромную роль личностные качества реализованные в школьные годы. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные потребности для развития этих качеств. Именно личностная культура формирует у ребенка определенное поведение в различных сферах жизни, интересы вне учебной деятельности, а также реализацию своих потенциалов в будущем.
Большую часть времени в период обучения ученики проводят в школе, тесно общаясь со сверстниками, и находятся под контролем старших наставников — учителей. Именно учитель может помочь открыть и направить скрытый потенциал ученика в определенной сфере его интересов. Огромную роль в этом играют личностные качества ребенка. Они определяют сферу интересов, целеустремленность, внимательность, самостоятельность, а также позволяют проявлять авторитарные качества в коллективе.
Большое значение в развитие личностных качеств ученика лежит в общение с коллективом класса, учителем, семьей. Учитель может внести в это общение ноты доверия, поддержки, помощи. Школьный учитель имеет возможность показать на своем примере, как нужно относится к коллективу, что бы коллектив принимал и понимал личностные качества каждого его члена. Наблюдая за общением наставника, ученик может сформулировать представление о своей личности. В дальнейшем реализовывая ее по собственному шаблону, добавляя нужные качества для адаптации в определенной сфере.
Учитель может создать на уроках подходящие условия для формирования личностных качеств учащихся, за счет правильного общения. Примером могут служить групповые занятия, в которых каждый ученик занимает свое место в группе, опираясь на свои личностные качества. Взаимопомощь и решение обще поставленных задач позволяют ученику принимать личность каждого члена группы для решения общей проблемы. В свою очередь другие участники группы, принимают на себя влияние, каждого звена своей группы, помогая, либо наоборот затрудняя работу коллектива. В таких условиях личностные качества каждого ученика будут развиваться в социализируемом направление, то есть ученик будет приносить пользу не только для самого себя, а для общества в целом, и при этом другие участники будут считаться с его личностью. Таким образом, групповая работа позволяет ученикам адаптироваться к социальным проблемам и установить в мини-обществе личную позицию. Особая задача учителя состоит в том, что бы скорректировать состав групп учащихся, позволяя ученикам самим составлять круг своего общения, опираясь на личностные приоритеты: симпатию, учебные качества, взаимопомощи, диктаторские признаки, внимательность и другое. Ученики выбирают тот коллектив, в которым ему комфортнее реализовывать поставленные задачи урока. В зависимости от результата урока, дискуссии, мероприятия каждый участник группы прорабатывает свои личностные интересы по отношению к другим учащимся, ориентируясь в дальнейшем и подстраиваясь под социальные показатели. Учитель должен стимулировать правильные направления развития личностных качеств каждого учащегося, внимательно подбирая и составляя по желанию учеников группы по результатом каждого проведенного урока, мероприятия в группах. Возможно, на личном примере показывая, какая сторона их личности имеет положительное влияние на социум в целом и на каждого учащегося индивидуально.
Итак, что получается, всего лишь один школьник несет огромный вклад в формирование социума, влияет на группу сверстников и дальнейшее развитие общества. Именно от каждого школьника, от его личностных качеств, развитых в нужной сфере, зависит будущее общества. И в этом огромный вклад и заслуга школьных учителей, которые направляют развитие его личностных качеств в то русло, которые подходит именно данному ученику, позволяет ему адаптироваться к школьной социализации исходя из своих индивидуальных особенностей.