Статья «Многоуровневое обучение на уроках математики в классах с разным уровнем успеваемости»
Многоуровневое обучение на уроках математики в классах с разным уровнем успеваемости.
Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который определенным образом организован и находится под контролем у педагога.
В современную эпоху формирования информационной цивилизации проблемы обучения и образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными.
Пожалуй, в истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования. Можно вспомнить годы, когда иностранцы высоко оценивали систему образования в России, но трудно вспомнить, чтобы люди, живущие в этой стране, как и в любой другой, были бы довольны существующей в ней системой образования.
В истории каждой культуры всегда существовало многообразие систем образования. Например, в античной Греции наряду с афинской системой образования была и спартанская модель образования и воспитания. Существовавшая в императорском Риме система образования, существенно отличалась от византийской.
В свое время в 19 веке В. Латышев, наш прекрасный методист сказал, что надо обучать не знаниям, а мышлению потом существовало мнение, что надо обучать способам деятельности и т.д.
Так, по мнению Вадима Марковича Розина ,ведущего сотрудника Институт философии РАН, сегодня классическая модель образования фактически исчерпала себя: она уже не отвечает требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом и производством. В связи с этим он предлагает искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы.
И неудивительно, что в последнее время активно развивается новый подход – многоуровневое обучение.
Многоуровневое обучение – это совокупность приемов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагированию учителя на развитие познавательных возможностей учащихся. Однако, осуждение авторитарных способов обучения и воспитания далеко не всегда сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но – педагогически эффективных технологий, основанных на таких факторах как:
Учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента);
· Умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.);
· Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).
Принципы многоуровневого обучения:
Принцип непрерывного роста индивидуального решения встающих перед учащимися задач.
Иными словами, проблемное обучение в условиях индивидуальной работы начинает быть направленным на развитие продуктивного мышления;
Принцип укрепления нравственных отношений между школьниками.
Задача педагога по мере возможности помочь учащимся в воспитании в себе таких качеств личности, как способность понимать, чувствовать, творить добро, избегать зла – вот самые главные качества личности, которые каждый человек должен сформировать для себя.
Принцип соответствия методов обучения и способов организации учебного процесса в соответствии с уровнем подготовки ученика.
У педагога должен быть положительный взгляд на любого ребёнка, независимо от его поступка – педагогический оптимизм. Составляющие его – создание оптимальных условий для организации сущностных сил индивида, а так же сотрудничества педагогов и родителей в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения;
Принцип формирования микрогрупп в классном коллективе с организацией коллективных дел.
Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (Василий Александрович Сухомлинский Сила коллектива определяется теми знаниями, умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность. Поэтому возникновение на основе общих нравственных интересов, а также уровня обучаемости и подготовки микрогрупп в классном коллективе с привлечением их в коллективную работу класса положительно влияет на успех в обучении индивида.
Диагностика уровня подготовки учащихся
Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки учащихся, можно использовать излюбленный мною вид работы. В течение 8–10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.
Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.
Группы обучающихся
1 группа – обучающиеся обладающие многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, свободно овладевают умениями сопоставлять, критически анализировать, самостоятельны в принятии решения (такие дети учатся на “5”).
2 группа –Эти учащиеся обучаются на “4”, обладают прочными знаниями и твёрдыми умениями умственных действий, развивающих творческую индивидуальность личности. Процесс выполнения всех видов носит сознательный характер. Такой ученик умеет выбрать оптимальные пути решения на основе систематизации большого объёма информации; пытается самостоятельно выделять отдельные причины, следствия, а также причинно-следственные связи развития явлений и на основе этих процессов выделять закономерность, делать выводы.
3 группа – Умеет делать простые обобщения, выводы. Овладение материалом происходит в том же объёме и порядке, в каком изложен в учебнике, без внесения нового. Учебные задания выполняются первоначально на уровне копирования и воспроизведения, а в процессе закрепления проявляет догадливость, сообразительность, но проявлять собственное отношение к фактам не умеет (учится на “3”).
Я считаю, что при внедрении многоуровневого обучения можно использовать следующие способы и методы.
1.Зачёт.
Школьники первого уровня учебной успешности освобождаются от зачёта. Вместо него проводится собеседование в свободном формате. Учащиеся 2-го уровня, объединившись в группу, коллективно защищают проект. Зачёт сдают школьники, относящиеся к 3-му уровню, перед ним проводится ряд консультаций. Особое внимание обращается на учеников, пропустивших занятия.
Учащиеся выполняют задания самостоятельно, но под моим контролем. Одной группе учебной успешности требуется, например, только одна консультация; другой группе объясняю задания, третьей необходим отсроченный контроль. Некоторые учащиеся 1-ой группы проверяют задания у всего класса или отдельных учащихся, помогая мне.
Для учащихся, обладающих большой работоспособностью, даются задачи с несколькими условиями, задания исследовательского характера, задания с применением классификации.
2.Задания с выбором правильного решения и задания с выполнением некоторой их части различного уровня сложности для разных групп учащихся
3.Числовой диктант. При использовании этого приёма дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь.
4.Цифровой диктант – этот приём, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число.
5.Графический диктант. Отличается от цифрового тем, что вместо единицы и нуля рисуются геометрические фигуры.
Результативность работы по данной технологии состоит в следующем:
1. Учитель имеет возможность проводить всесторонний анализ учебной деятельности скользящих учебных групп, выявляются и вовлекаются в работу пассивные дети высокого интеллекта.
2. Ведётся сравнительный анализ учебной успеваемости школьников, анализ состояния индивидуализации учебного процесса, состояния дифференцированного обучения. Изучаются новые формы обучения с учетом внедрения глубокой индивидуализации.
3. Особое внимание уделяется одаренным детям, учащимся повышенного интеллекта. Выявляются дети скрытого интеллекта в учебных группах и вовлекаются в работу.
4. Планомерно ведется анализ тестовых срезов знаний и контрольных работ с целью эффективности выделения скользящих групп.
5. Школьники с яркой одаренностью и пассивные дети высокого интеллекта вовлекаются в исследовательскую деятельность. Ведутся индивидуальные собеседования с отдельными школьниками с целью выявления видов одаренности. Выявляются дети с ранней одаренностью. Изучаются исследовательские навыки у учащихся 3-го уровня усвоения знаний.
6. Работа по данной технологии стимулирует учителя на разработку дидактического материала нового поколения, методического обеспечения учебно-методического комплекса, разработки творческих заданий.