Модель психолого-педагогического сопровождения, развития и поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности «Я выбираю сам свое будущее»
Т.С. Павлюченко педагог-психолог МБДОУ № 8 г. Канска
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А
На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольное учреждение, как первая ступенька общего образования, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Занимаясь психолого-педагогическим диагностированием детей, педагоги и специалисты дошкольного учреждения выявляют достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.
Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости психолого-педагогического сопровождения способных детей в ДОУ. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с детьми, проявляющие выдающиеся способности в различных видах деятельности внутри дошкольного учреждения и за его пределами. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Представленная модель МБДОУ № 8 «Лесная сказка» психолого-педагогического сопровождения, развития, поддержки способных детей в ДОУ разработана с учетом современных исследований, психологических особенностях дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС.
Для организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению р азвития, поддер жки способн ых и одар ен н ых детей в ДОУ создан а твор ческая гр уппа, составлен план её работы.
За пер иод с 2017-2019 годы н ами пошагово удалось выстр оить свою н епр ер ывн ую систему ор ган изации психолого-педагогической деятельн ости с одар ен н ыми и способн ыми детьми в условиях ДОУ, котор ая пр едставлен а следующими этапами:
Этапы сопр овожден ия, р азвития поддер жки детей, пр оявляющих выдающиеся способности.
Пер вый этап диагн остический пр едполагает откр ытие, кон статацию в р азвитии р ебен ка его ин тер есов, способностей. Ин фор мация может поступить от р одителей, воспитателей и специалистов, имеющих кон такт с ребенком. Зн акомя р одителей с возр астн ыми особен н остями детей, педагоги вместе с р одителями опр еделяют ин дивидуальн ые особен н ости каждого ребенка. Несоответствие ин дивидуальн ого статуса возр астн ым закон омер н остям и обр азовательн ым возможн остям р ассматр ивается как усилен ие вн иман ия к р ебен ку с целью опр еделен ия его ин дивидуальн ого пути развития. Работа стр оится в тесн ом сотр удн ичестве стар шего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей. Используемая мн ою «Кар та одар ен н ости» по А.И. Савен кову, котор ая выявляет 10 видов детской одар ен н ости, помогает количествен н о оцен ить степен ь выр ажен н ости у р ебен ка р азличн ых видов способн остей и опр еделить, какой вид у н его пр еобладает в н астоящее вр емя, заполн яется р одителями, педагогами, специалистами. Выявлен ие способн ых детей - пр одолжительн ый пр оцесс, связан н ый с ан ализом р азвития кон кр етн ого ребенка. Надо ср азу отметить, что эффективн ая иден тификация способн остей поср едством какой-либо одн ор азовой пр оцедур ы тестир ован ия невозможна. Поэтому вместо одн омомен тн ого отбор а детей н еобходимо н апр авлять усилия на постепен н ый, поэтапн ый поиск в пр оцессе их воспитан ия или в пр оцессе ин дивидуализир ован н ого образования.
Втор ой этап уточн ен ие выявлен н ой способн остей р ебен ка, пр оведен ие психолого-педагогического консилиума.
На этом этапе все участн ики обр азовательн ого пр оцесса осуществляют сбор дополн ительн ой ин фор мации от др угих педагогов детского сада, р одителей, изучают специальн ую литер атур у для уточн ен ия выявлен н ых способн остей ребенка. В детском саду заведующий пр оводит психолого-педагогический кон силиум, на котор ый пр иглашает также и педагогов по дополн ительн ому обр азован ию города. Член ы кон силиума осуществляют обобщен ие всей ин фор мации о р ебен ке, опр еделяют гр уппу сопр овожден ия и условия для р азвития способн ого ребенка. Специалисты сопр овожден ия устан авливают кон кр етн ые задачи для каждого субъекта сопр овожден ия, р азр абатывают ин дивидуальн ые пр огр аммы и р екомен дации по р азвитию пр еобладающих способностей. Тр етий этап- пр оведен ие р азвивающей р аботы с р ебен ком в кр ужке, студии в детском саду, учр ежден ии дополн ительн ого обр азован ия гор ода; кон сультативн ой и др угой р аботы с родителями. Педагоги ДОУ р азр абатывают обр азовательн ые пр огр аммы р аботы кр ужков, студий, котор ые обсуждают с р одителями и утвер ждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у способн ого р ебен ка, как пр авило, повышен а активн ость, зон а его особых ин тер есов, поэтому в детском саду обр азовательн ый пр оцесс педагоги ор ган изуют по личн остн о-р азвивающей техн ологии, котор ая способствует р азвитию у детей позн авательн ой активн ости, ин ициативн ости, твор ческого самовыр ажен ия, субъектн ой позиции в деятельности.
Также на дан н ом этапе в детском саду активн о используют возможн ости учр ежден ий дополн ительн ого образования. Руководитель дошкольн ого учр ежден ия заключает договор о сотр удн ичестве детского сада и учр ежден ия дополн ительн ого образования. На этом этапе пр оводятся мер опр иятия, объедин яющие детей, педагогов детского сада, учр ежден ия дополн ительн ого обр азован ия, родителей. Дан н ый опыт создает ситуацию сотр удн ичества, взаимн ой ответствен н ости за р азвитие одар ен н ого р ебен ка, укр епляет позицию ин тегр ации дошкольн ого и дополн ительн ого образования.
Четвер тый этап- ан ализ пр омежуточн ых р езультатов сопр овожден ия одар ен н ого ребенка. На этом этапе психолог, педагоги и др угие специалисты пр оводят в сер един е, кон це учебн ого года и по н еобходимости чаще диагн остику успешн ости р азвития р ебен ка и кор р ектир овку его ин дивидуальн ой пр огр аммы или рекомендаций. Педагоги дошкольн ого и дополн ительн ого обр азован ия ор ган изуют в детском саду р азн ообр азн ые фор мы пр езен таций р езультатов р азвития способн ого р ебен ка: выставки автор ских р абот, сольн ые кон цер ты, мон о-спектакли, фестивали, кон кур сы и др.
На базе учр ежден ия фун кцион ир уют кр ужки: спор тивн ый кр ужок «Азимут», театр альн ый кр ужок «Веселый балаган чик», вокальн ый кр ужок «До-ми-солька», кр ужок «Мастер илка», кр ужок «Дошкольн ая флор истика», кр ужок «Бумагопластика», кр ужок «Вун дер кин д», кр ужок «Спор тивн ая акробатика».
Целен апр авлен н ая, план омер н ая и систематическая р абота педагогов с дан н ой категор ией детей, позволяет нам говор ить о высоких р езультатах детей, участвующих в кон кур сах р азн ого ур овн я:
Всер оссийский ин теллектуальн ый кон кур с «Зн аток дошколен ок», 2016 г. Диплом I, II, III степен и;
Откр ытый всер оссийский тур н ир способн остей «Росток – UniкУм» в три этапа, 2016 г. - Диплом I, II, III степен и;
Мун иципальн ый вокальн ый кон кур с «Песен ка звен и», 2017 г. – Диплом I степен и;
Всер оссийский пластилин овый кон кур с «Уши, н оги и хвосты», 2017 г. Диплом III степен и;
Мун иципальн ый вокальн ый кон кур с «Песен ка звен и», 2018 г. - Диплом I степен и;
Пер вен ство «СШ им. М.Ф. Мочалова» по спор тивн ой акр обатике в вольн ых упражнениях, 2018 г. - Грамота II место;
Городской фестиваль «Театральные пробы 2018», 2018 г. - Победитель II этапа;
Городской конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера, 2018 г. - Грамота I место;
XXV Международный конкурс. Весеннее первенство. «Первые ласточки», 2019 г. - лауреаты II степени.
Активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп и в дошкольной организации организуют:
конкурсы чтецов;
конкурсы-выставки творческих работ;
детско-родительские научно-практические конференции;
интеллектуальные состязания (интеллектуально-познавательная викторина «Всезнайка», «Что? Где? Когда?», «Лучший эксперимент в группе» и т.д..
Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
В группах практикуется различные поощрительные приемы:
небольшие призы в виде жетонов;
в конце недели педагоги оформляют «хвалёнки», где родители могут познакомиться с успехами ребенка;
с детьми старшего дошкольного возраста оформляются детские портфолио.
Анализ разнообразных форм работы, результатов выявления и поддержки способных и одаренных детей, условий для развития дошкольников помог нам найти новые решения и новые возможности в данном направлении, через использование нормативного и учебно-методического обеспечения. Одним из таких направлений является формирование Soft Skills у детей дошкольного возраста.