Модель психолого-педагогического сопровождения, развития и поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности «Я выбираю сам свое будущее»

5
0
Материал опубликован 7 April 2021
Модель психолого-педагогического сопровождения, развития и поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности «Я выбираю сам свое будущее».


Т.С. Павлюченко педагог-психолог МБДОУ № 8 г. Канска


«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А


На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольное учреждение, как первая ступенька общего образования, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Занимаясь психолого-педагогическим диагностированием детей, педагоги и специалисты дошкольного учреждения выявляют достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости психолого-педагогического сопровождения способных детей в ДОУ. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с детьми, проявляющие выдающиеся способности в различных видах деятельности внутри дошкольного учреждения и за его пределами. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Представленная модель МБДОУ № 8 «Лесная сказка» психолого-педагогического сопровождения, развития, поддержки способных детей в ДОУ разработана с учетом современных исследований, психологических особенностях дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС.

Для организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению развития, поддержки способных и одаренных детей в ДОУ создана творческая группа, составлен план её работы.

За период с 2017-2019 годы нами пошагово удалось выстроить свою непрерывную систему организации психолого-педагогической деятельности с одаренными и способными детьми в условиях ДОУ, которая представлена следующими этапами:


Этапы сопровождения, развития поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности.

Первый этап диагностический предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, способностей. Информация может поступить от родителей, воспитателей и специалистов, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития. Работа строится в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей. Используемая мною «Карта одаренности» по А.И. Савенкову, которая выявляет 10 видов детской одаренности, помогает количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов способностей и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время, заполняется родителями, педагогами, специалистами. Выявление способных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Надо сразу отметить, что эффективная идентификация способностей посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования.

  Второй этап уточнение выявленной способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.                                                                                                    

На этом этапе все участники образовательного процесса осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных способностей ребенка. В детском саду заведующий проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает также и педагогов по дополнительному образованию города. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют группу сопровождения и условия для развития способного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по развитию преобладающих способностей.                     Третий этаппроведение развивающей работы с ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования города; консультативной и другой работы с родителями. Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у способного ребенка, как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности.

Также на данном этапе в детском саду активно используют возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада и учреждения дополнительного образования. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.            

Четвертый этап- анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психолог, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагоги дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития способного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали, конкурсы и др.

На базе учреждения функционируют кружки: спортивный кружок «Азимут», театральный кружок «Веселый балаганчик», вокальный кружок «До-ми-солька», кружок «Мастерилка», кружок «Дошкольная флористика», кружок «Бумагопластика», кружок «Вундеркинд», кружок «Спортивная акробатика».

Целенаправленная, планомерная и систематическая работа педагогов с данной категорией детей, позволяет нам говорить о высоких результатах детей, участвующих в конкурсах разного уровня:

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Знаток дошколенок», 2016 г. Диплом I, II, III степени;

Открытый всероссийский турнир способностей «Росток – UniкУм» в три этапа, 2016 г. - Диплом I, II, III степени;

Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени», 2017 г. – Диплом I степени;

Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты», 2017 г. Диплом III степени;

Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени», 2018 г. - Диплом I степени;

Первенство «СШ им. М.Ф. Мочалова» по спортивной акробатике в вольных упражнениях, 2018 г. - Грамота II место;

Городской фестиваль «Театральные пробы 2018», 2018 г. - Победитель II этапа;

Городской конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера, 2018 г. - Грамота I место;

XXV Международный конкурс. Весеннее первенство. «Первые ласточки», 2019 г. - лауреаты II степени.

Активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп и в дошкольной организации организуют:

конкурсы чтецов;

конкурсы-выставки творческих работ;

детско-родительские научно-практические конференции;

интеллектуальные состязания (интеллектуально-познавательная викторина «Всезнайка», «Что? Где? Когда?», «Лучший эксперимент в группе» и т.д..

Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

В группах практикуется различные поощрительные приемы:

небольшие призы в виде жетонов;

в конце недели педагоги оформляют «хвалёнки», где родители могут познакомиться с успехами ребенка;

с детьми старшего дошкольного возраста оформляются детские портфолио.


Анализ разнообразных форм работы, результатов выявления и поддержки способных и одаренных детей, условий для развития дошкольников помог нам найти новые решения и новые возможности в данном направлении, через использование нормативного и учебно-методического обеспечения. Одним из таких направлений является формирование Soft Skills у детей дошкольного возраста.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации