12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старкова Е.В.320
Воспитатель - это не профессия - это состояние души!
Россия, Мордовия респ., Кочкуровский р-он
Статья: «Мои инновации в обучении и воспитании».



Автор

Старкова Е.В.

воспитатель МБДОУ «Кочкуровский д/с «Улыбка»

высшей квалификационной категории



Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.

Эрнест Вилфрид Легуве



Прежде чем касаться темы инновационных технологий, хотелось бы обратиться к этимологии понятия.

Инновация – нововведение, комплексный процесс создания распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей. (Словарь терминов).

Динамично изменяющиеся условия образовательного процесса, обуславливают необходимость изменения профессионального самосознания личности педагога.

В своей работе, я использую различные техники и методики. Их нельзя назвать инновационными с точки зрения их научного формирования, но можно с точки восприятия их обучающимися, т.к, до этого, в своем актуальном и ближайшем развитии, они не встречались с подобными формами получения знаний и использования собственных ресурсов.

Итак, первый метод, о котором пойдет речь, это «Кейс-метод» или «Метод решения проблемных ситуаций».

Кейс-метод - это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала использоваться относительно недавно, а особую популярность получил в период после 2017 года, в рамках образовательных проектов, направленных на развитие гибких компетенций.

Данный метод позволяет донести до понимания обучающихся осознание того, что ни одна ситуация, ни одно событие или обстоятельство, не имеют «верного входа и выхода».

«Кейс-метод» дает возможность научить принимать различные решения с учетом всех возможных вариантов дальнейшего развития событий, их влияния как на личность отдельно, так и на общество в целом. В данном случае можно говорить о ближайшем и авторитетно-значимом окружении.

Как образовательно-воспитательный инструмент, данный метод является одним из действенных способов развития дивергентного мышления, которое, безусловно, является одним из свойств современной, гибкой и легко адаптирующейся личности.

Еще один метод образовательной коммуникации, используемый мной в своей деятельности, это Метод мультикомандного взаимодействия.

Мультикомандное взаимодействие – это активная образовательная коммуникация обучающихся, в условиях постоянно изменяющегося состава рабочей команды (рабочей группы).

Главное отличие мультикомандного взаимодействия от традиционной командной работы заключается в том, что в первом случае, команда не является стабильным элементом решения задачи. В процессе выполнения задания (или задачи), состав команд постоянно меняется, при этом, педагог сам формирует принцип смены составов.

Как образовательный инструмент, данный метод позволяет педагогу: во-первых, оценить уровень и качество адаптивности обучающихся к нестабильным условиям среды.

Во-вторых, отследить и оценить личностные качества обучающихся, их успешность и\или неуспешность в конкретном составе рабочей группы, увидеть факторы эмоционального влияния на физическое состояние обучающихся, проследить качество коммуникации в конкретном коллективе в целом, предугадать факторы отрицательного влияния, способствующие возникновению различных деструктивных ситуаций.

В-третьих, это одна из мощнейших социометрических методик, позволяющая провести полный анализ качества коммуникации и успешности групповой работы.

С воспитательной точки зрения, данная форма образовательной коммуникации направлена на развитие у обучающихся осознания ценности каждого участника.

В процессе смены составов, педагог имеет возможность отследить вовлеченность и вклад каждого воспитанника в групповой результат, и наоборот, оценить степень заинтересованности группы в каждом участнике.

Ну и последний метод, о котором пойдет речь в данной статье, метод Сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра - это вид активной деятельности, в процессе которой дети воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Ролевая игра – это уникальная форма коммуникации, в процессе которой, обучающиеся имеют возможность применять имеющийся у них опыт и знания с позиции другого, учатся гармонично и осознанно использовать собственные ресурсы, приходят к пониманию того, что каждое их действие оказывает влияние на них же.

С позиции образовательного процесса ролевая игра - это, по сути своей, инструмент формирования личностных, социально-значимых качеств.

О чем хотелось бы сказать в завершении:

Ни один метод обучения и воспитания, будь он традиционным или инновационным, не возымеет должного эффекта, если он не будет инструментом двойного действия, а именно формой обучения, при которой педагог заинтересован не только в продукте деятельности, но и в активной коммуникации, а обучающиеся заинтересованы не только в коммуникации, но и в продукте их совместной деятельности.

Любая традиционная форма обучения, претерпевая изменения, становится инновационной.

Исходя из этого, можно говорить о том, что каждый педагог может создать свою, уникальную, инновационную форму обучения, если добавит в уже существующую личную заинтересованность.



Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПБ.: «Питер», 2001 г.,

3. Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,

4. Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании. – М.: Народное образование, 2002 г.,

5. Майер Л. Арт-терапия в работе с подростками. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 2001г.,

6. Микалко М. Взлом креатива. - М.: «МИФ», 2006 г.,

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001;

8. Ньюкомб Нора. Развитие дивергентного мышления в подростковом возрасте. М.: "Академия", 2000 г.,

9. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И.П. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дну.: «Феникс», 2003 г.,

10. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ", Ростов н\Дону,: 2004 г.


Интернет-ресурсы:

Материалы из Википедии- Свободная энциклопедия.

http://www.casemethod.ru



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 06.06.21 в 08:09 2Ответить Пожаловаться
Это же чистый плагиат! Прямо с УРОК.РФ! Буква в букву! https://урок.рф/library/moi_innovatcii_v_obuchenii_i_vospitanii_120557.html

Отредактировано 06-06-2021 08:13

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.