Педагогическая статья «Мои инновации в обучении и воспитании»
Мои инновации в обучении и воспитании
Автор работы: Федотова К.А., преподаватель
Учеба – для студентов СПО, это не только постоянные знания, но и огромный труд. Я считаю, для того, чтобы занятие прошло успешно, необходимо создать психологический комфорт в группе. Также необходимо постоянно поддерживать ребят и для этого следует включать в ход урока такие слова поддержки, как «у вас все получиться», «я в вас верю», «вы с этим заданием хорошо справлялись, получится и сейчас», «попробуйте еще раз и все обязательно получится», «приложите немного старания и все получится».
Но что же такое инновация? Инновация – это нововведение, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышения их эффективности. Следовательно, инновации в обучение – это внедрение современных образовательных технологий, направленных на проявление внутренней мотивации у учащихся к обучению.
На данный момент существует множество современных инновационных образовательных технологий, такие как: здоровьесберегающие технологии, игровая технология, технология проектного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология моделирования, технология портфолио, проблемное обучение, разноуровневое обучение, кейс-технологии, игровые технологии и другие. Каждая из них имеет ряд своих особенностей и преимуществ.
Особое внимание в своей работе я уделяю именно информационно-коммуникационным технологиям, поскольку ИКТ-компетентность является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности учителя. На сегодняшний день в нашем распоряжении имеется большое количество возможностей для применения в процессе обучения тому или иному предмету средств ИКТ. Наиболее простой пример использования ИКТ в процессе обучения – это использование информации из сети Интернет и других многочисленных электронных учебных пособий, справочников, энциклопедий, словарей, презентаций, а также использование различных видов коммуникации – форумов, чатов, электронной почты, теле- и видеоконференций.
С внедрением новых технологий, развитием и появлением новых средств ИКТ преподаватель получает возможность оказывать большое влияние на образование, воспитание и развитие обучающихся, а также стимул для самообразования, своего профессионального роста и творческого развития. Естественным является тот факт, что применение компьютерных технологий позволяет повысить качество образования, сделать занятие более интересным, увеличить его наглядность в несколько раз, в некоторой степени индивидуализировать обучение, дает возможность учащимся самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки. Роль преподавателя в таком случае меняется, поскольку из авторитетного источника информации и носителя готовых знаний он превращается в организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Информационные технологии в своей педагогической деятельности я применяю довольно часто. В частности, на уроках информатики осуществляю работу с компьютерными презентациями, тестами и тренажерами, созданными в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, MyTestX. Курсы, созданные в среде электронного обучения Moodle, помогают мне осуществить проверку знаний в течение занятия без достаточно больших временных затрат, а также ознакомиться с материалом тем, кто по каким-то причинам отсутствовал на занятии. В ходе урока я стараюсь показывать обучающимся различные видео, в которых рассказывается о каких-то исторических и других наиболее интересных аспектах, связанных с изучаемой темой. На занятиях по дисциплине «Основы проектирования баз данных» этот перечень дополняется видео с различных мастер классов по построению IDEF0, IDEF1, DFD, UML, ER-диаграмм в Microsoft Visio, BPwin, Silverrun, созданию базы данных в Microsoft Access и Microsoft SQL, а также демонстрацией основных способов работы в данных программах на экране проектора.
Таким образом, я привела лишь несколько небольших примеров того, как мною используются информационно-коммуникационные технологии на занятии при обучении информатике и основам проектирования баз данных. На самом деле их возможности более широкие, чем нам кажется. Возможным, например, является консультирование студентов по тем или иным вопросам в рамках видеоконференции в Viber или WhatsApp, общения с помощью электронной почты или форума. Поэтому, я считаю, что каждый современный педагог должен в совершенстве владеть информационно-коммуникационными технологиями. С другой стороны, хотелось бы отметить, что обучение не должно полностью опираться только на применении ИКТ на занятии. Необходимо, чтобы оно сочетало в себе и традиционные методы, направленные на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках конкретного предмета. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на занятии должно быть умеренным, и основным все равно должно оставаться непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося.