Статья «Мои инновации в обучении и воспитании»

5
0
Материал опубликован 24 April 2021 в группе


Борисенко Светлана Викторовна

Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 45»

Еао г.Биробиджан


Статья «Мои инновации в обучении и воспитании»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. 

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. В своем докладе я хочу раскрыть некоторые инновационные технологии, которые применяются в работе с детьми дошкольного возраста.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.

Я в своей работе применяю следующие технологии:

- ИКТ

-Исследовательская деятельность

-РИВ (развивающие игры Воскобовича)

- Проектная деятельность

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.

Я в своей работе активно применяю:

Ноутбук

Музыкальный центр (для прослушивания музыки, аудиосказок)

Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)

Телевизор

Видеоплеер

Фотоаппарат

Принтер, сканер, копир

Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)

ИКТ выполняют следующие функции:

Источник информации — подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т. п.

Средство подготовки различных материалов — создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек

Хранение материалов — нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т. П

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Я создала центр экспериментирования. В нашей группе это небольшая лаборатория, оснащённая всем необходимым оборудованием ( колбы, пробирки, песочные часы, магниты, природный и др. материал, демонстрационный материал, стекла, лупы это далеко не все, центр постоянно пополняется). В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе. Детям нравятся игры-эксперименты с песком: « Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»; - игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»; - игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт». В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды. После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Так же применяю технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, а так как игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде, а так же и младшем школьном возрасте, на базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 2 до 12 лет).


1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес».

2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик».

3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор».

«Коврограф Ларчик»

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.

Игры, направленные на развитие пространственных представлений с применением игр и пособий В.В. Воскобовича: (Пример для детей 5 – 6 лет)

- «Покажи направление» (показать заданное направление рукой, поворотом головы, взглядом, в том числе – в движении: справа налево и т.д.).

- «Поставь фигуру в угол» (заданную фигуру помещаем в заданный угол): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (возможно в сочетании с Приложениями и играми конструктивного блока), «Игровизор».

- «Куда указывает стрелка?» (расположить стрелку, ориентируя ее в указываемом направлении): «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложением «Умные стрелочки Ларчик»), «Игровизор».

- «Проведи линию» (проводятся различные линии в заданном направлении): «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», «Игровизор».

- «Стрелки/знаки» (на рабочей поверхности обозначают заданное количество точек (предметов) и от них в заданном направлении проводят точки или располагают знаки соответственно): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями и играми конструктивного блока), «Игровизор».

- «Соедини…» (необходимо соединить указанные точки или предметы в указанном направлении, затем назвать его): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями и играми конструктивного блока), «Игровизор», «Шнур–Затейник», «Шнур-Малыш».

- «Графические диктанты» (сначала правой рукой, затем – левой; в направлении, противоположном называемому; одновременно двумя руками – в одну сторону, в разные стороны): «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», «Игровизор», «Шнур–Затейник», «Шнур-Малыш», «Кораблик “Плюх-Плюх”», «Кораблик “Брызг-Брызг”».

- «Конструирование предметов и изображений из заданных частей/ по схеме»: «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями), игры конструктивного блока («Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы», «Знаковые конструкторы»).

- «Я – конструктор» (конструирование по собственному замыслу с открытыми или закрытыми глазами): «МиниЛарчик», Приложения к «Коврографу Ларчик», игры конструктивного блока («Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы», «Знаковые конструкторы»).

- «Орнамент»: «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями), «Игровизор», «Шнур–Затейник», «Шнур-Малыш», «Прозрачный квадрат», трафареты.

- «Копирование фигур» (копирование простых фигур, сложных фигур, копирование с поворотом): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями), «Игровизор» с приложениями, «Геоконт», «Прозрачный квадрат».


Наиболее эффективный, с моей точки зрения, способ реализации задач образования и воспитания - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность  - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Проекты – это познавательные путешествия. Здесь есть и развлекательные дороги, и возможность принятия решения. И удаются проекты, как правило, так как дети могут разделить друг с другом радость открытия, встретиться с неизвестным, проявить фантазию и творческие способности.

Как руководитель проектов, я стремлюсь сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей. Стараюсь не доминировать при осуществлении проекта. Это нелегко, особенно если у педагога есть много идей и решений. С другой стороны, необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы предоставить детям возможность осуществить их планы. В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей и знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты помогают развивать у дошкольников:

1.Творческие способности.

2.Умение наблюдать, слушать.

3.Воображение, внимание, память, речь.

4.Мышление.

5.Навыки обобщения и анализа.

6.Способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее. 7.Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.

Мною разработаны экологические проекты:

«Огород на окне» Цель: формировать экологические представления детей об овощных культурах( огурцы, перец), зернобобовой культуре(горох) в процессе выращивания из семян.

«Первый снег» Цель: исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни».

«Домашние животные» Цель проекта: Привлечь внимание детей к миру домашних питомцев, обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».

«Насекомые» Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Педагог и дошкольник должен: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень и компетентность родителей.

Все это не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.