Статья «Мои инновации в обучении и воспитании»
Борисенко Светлана Викторовна
Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 45»
Еао г.Биробиджан
Статья «Мои инновации в обучении и воспитании»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. В своем докладе я хочу раскрыть некоторые инновационные технологии, которые применяются в работе с детьми дошкольного возраста.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.
Я в своей работе применяю следующие технологии:
- ИКТ
-Исследовательская деятельность
-РИВ (развивающие игры Воскобовича)
- Проектная деятельность
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
Я в своей работе активно применяю:
Ноутбук
Музыкальный центр (для прослушивания музыки, аудиосказок)
Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)
Телевизор
Видеоплеер
Фотоаппарат
Принтер, сканер, копир
Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)
ИКТ выполняют следующие функции:
Источник информации — подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т. п.
Средство подготовки различных материалов — создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
Хранение материалов — нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т. П
В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.
Я создала центр экспериментирования. В нашей группе это небольшая лаборатория, оснащённая всем необходимым оборудованием ( колбы, пробирки, песочные часы, магниты, природный и др. материал, демонстрационный материал, стекла, лупы это далеко не все, центр постоянно пополняется). В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе. Детям нравятся игры-эксперименты с песком: « Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»; - игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»; - игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт». В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды. После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Так же применяю технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, а так как игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде, а так же и младшем школьном возрасте, на базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 2 до 12 лет).
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес».
2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик».
3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор».
«Коврограф Ларчик»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Игры, направленные на развитие пространственных представлений с применением игр и пособий В.В. Воскобовича: (Пример для детей 5 – 6 лет)
- «Покажи направление» (показать заданное направление рукой, поворотом головы, взглядом, в том числе – в движении: справа налево и т.д.).
- «Поставь фигуру в угол» (заданную фигуру помещаем в заданный угол): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (возможно в сочетании с Приложениями и играми конструктивного блока), «Игровизор».
- «Куда указывает стрелка?» (расположить стрелку, ориентируя ее в указываемом направлении): «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложением «Умные стрелочки Ларчик»), «Игровизор».
- «Проведи линию» (проводятся различные линии в заданном направлении): «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», «Игровизор».
- «Стрелки/знаки» (на рабочей поверхности обозначают заданное количество точек (предметов) и от них в заданном направлении проводят точки или располагают знаки соответственно): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями и играми конструктивного блока), «Игровизор».
- «Соедини…» (необходимо соединить указанные точки или предметы в указанном направлении, затем назвать его): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями и играми конструктивного блока), «Игровизор», «Шнур–Затейник», «Шнур-Малыш».
- «Графические диктанты» (сначала правой рукой, затем – левой; в направлении, противоположном называемому; одновременно двумя руками – в одну сторону, в разные стороны): «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», «Игровизор», «Шнур–Затейник», «Шнур-Малыш», «Кораблик “Плюх-Плюх”», «Кораблик “Брызг-Брызг”».
- «Конструирование предметов и изображений из заданных частей/ по схеме»: «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями), игры конструктивного блока («Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы», «Знаковые конструкторы»).
- «Я – конструктор» (конструирование по собственному замыслу с открытыми или закрытыми глазами): «МиниЛарчик», Приложения к «Коврографу Ларчик», игры конструктивного блока («Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы», «Знаковые конструкторы»).
- «Орнамент»: «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями), «Игровизор», «Шнур–Затейник», «Шнур-Малыш», «Прозрачный квадрат», трафареты.
- «Копирование фигур» (копирование простых фигур, сложных фигур, копирование с поворотом): «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» (в сочетании с Приложениями), «Игровизор» с приложениями, «Геоконт», «Прозрачный квадрат».
Наиболее эффективный, с моей точки зрения, способ реализации задач образования и воспитания - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Проекты – это познавательные путешествия. Здесь есть и развлекательные дороги, и возможность принятия решения. И удаются проекты, как правило, так как дети могут разделить друг с другом радость открытия, встретиться с неизвестным, проявить фантазию и творческие способности.
Как руководитель проектов, я стремлюсь сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей. Стараюсь не доминировать при осуществлении проекта. Это нелегко, особенно если у педагога есть много идей и решений. С другой стороны, необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы предоставить детям возможность осуществить их планы. В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей и знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты помогают развивать у дошкольников:
1.Творческие способности.
2.Умение наблюдать, слушать.
3.Воображение, внимание, память, речь.
4.Мышление.
5.Навыки обобщения и анализа.
6.Способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее. 7.Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.
Мною разработаны экологические проекты:
«Огород на окне» Цель: формировать экологические представления детей об овощных культурах( огурцы, перец), зернобобовой культуре(горох) в процессе выращивания из семян.
«Первый снег» Цель: исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни».
«Домашние животные» Цель проекта: Привлечь внимание детей к миру домашних питомцев, обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
«Насекомые» Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.
Педагог и дошкольник должен: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень и компетентность родителей.
Все это не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.