Статья «Мотивация к обучению и способы её повышения для учащихся старших классов школы глухих»
Мотивация к обучению и способы её повышения для учащихся старших классов школы глухих.
Все чаще родители обращаются к учителям с вопросом: «Что стало с моим ребенком?». Из хорошего, прилежного ученика он превратился в вечно недовольного, закрытого, ничем не интересующегося ребенка. Такая тенденция наблюдается не только в общеобразовательной, но и в коррекционной школе. Что же делать?
В начальной школе ребенок учится с удовольствием. Его привлекает сам процесс, эффект новой деятельности, учебный азарт. В специальной школе каждый учебный день обучающегося расписан по минутам. Интернатная система подразумевает, что после основных уроков ребенок передается воспитателю, который следит за выполнением домашнего задания и решением трудностей, возникающих при его выполнении. Так же у воспитателя есть свой план работы. Во второй половине дня у каждого обучающегося еще есть занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, кружки и секции в школе и за ее пределами. Пять дней в неделю ученик находится в среде, полной новой интересной информации. Не удивительно, что, достигнув переходного возраста, организм требует свободы и ему все больше хочется принимать решения самостоятельно. Подросток настроен показать всему миру, что он уже не ребенок, он готов получить влияние среди сверстников и признание взрослых.
Самореализация в школе, в жизни и обществе становится хорошей основой для мотивации подростков в учебе. С помощью групповых или личных бесед, родители и учителя должны донести до ребят, что быть взрослым – значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьезное отношение к учебе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Таким образом, подобная мотивация учебной деятельности, в комплекте с системой поощрений и конструктивной критикой позволяет сформировать у ребенка более зрелое отношение к учебе, осознать важность саморазвития и понять, зачем учеба необходима лично ему.
Рассмотрим некоторые советы, благодаря которым мы сможем повысить мотивацию к обучению у подростка с нарушенным слухом:
- Первый и самый важный на мой взгляд совет – это поощрение самостоятельности ребенка. Каждому подростку важно, чтобы взрослые воспринимали его как равного. Дома родители должны показать, что верят в собственные силы ребенка, что благодаря личному опыту, он сможет выполнять некоторые поручения самостоятельно. Учителю же рекомендуется, по возможности, давать ребенку больше пространства для самостоятельного выполнения заданий и получений. Если возникают проблемы в той или иной сфере, предложите ребенку самостоятельно придумать пути для решения трудностей. При этом у ученика могут возникнуть сложности, и он обратится к вам за помощью. Помогите ему немного (дозированно), не давая готового решения.
- Следующий совет заключается в том, что не стоит сравнивать достижения подростка с другими его сверстника, друзьями или кем-то либо другим. Сравнивайте достижения подростка только с его собственными прошлыми. Остальные сравнения вызовут у ребенка только ревность и понизят его самооценку.
- Данный совет подходит не только для поднятия мотивации у школьника, но и для любых взаимоотношений, будь то общение начальника с подчиненным, общение друзей или людей, состоящих в отношениях. Он заключается в том, что не стоит критиковать, принижать заслуги или спорить с подростком в присутствии третьих лиц. Свои претензии стоит высказывать наедине и конструктивно. Высказывание вроде «ты никогда ничего не добьешься» совершенно не способствуют учебной мотивации.
- Заключительный совет относится к каждому родителю и учителю – подавайте пример. Воспитывайте свои лучшие качества будь то аккуратность, любознательность или целеустремленность. Находясь с человеком, который стремится к знаниям, у подростка просто не будет выбора, и он будет поступать, так же, как и вы.
Есть вероятность, что проблемы с мотивацией подростка не получится решить с помощью вышеперечисленных советов. Не отчаивайтесь! Поговорите со своим ребенком или учеником. Простой разговор с человеком, заинтересованном в благополучии собеседника, может мотивировать или разрешить проблемы ребенка.