«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Мотивацию можно выделить как один из ключевых факторов, определяющих успех при обучении. В условиях образовательного процесса в современном мире, где информация представлена в изобилии, а требования предъявляемы к учащимся постоянно меняются и растут, важно помнить, что именно подталкивает учащихся к обучению и как можно эффективно формировать их мотивацию. В статье поговорим о видах мотивации, а также способах их формирования и моделях внедрения в образовательный процесс.
Понимание мотивации позволяет педагогам разрабатывать эффективные стратегии обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и интересы учащихся. Данный материал направлен на освящение важностии мотивирования учащихся в процессе обучении и практических рекомендаций для ее формирования и поддержки.
Виды мотивации:иды мотивации
Внутренняя мотивация. Характеризуется стремлением учиться и развиваться, основывается на личных интересах, потребностях и удовлетворенности от учебного процесса у самих учащихся. Учащиеся, у которых высокая внутренняя мотивация активней вовлекаются в учебный процесс, проявляя инициативу и самостоятельность.
Внешняя мотивация. Характеризуется внешними факторами, к ним относятся оценка, похвала преподавателя, соревновательный момент, вознаграждения. Такая мотивация может быть эффективной, но может не привести пониманию материала на достаточно высоком уровне.
Социальная мотивация. Желание соответствовать ожиданиям окружающих все чаще становятся одной из главных критериев учащихся. Такой вид мотивации можно считать поддержкой и одобрением, что может способствовать повышению интереса к обучению.
Альтруистическая мотивация. Основывается на стремлении помочь другим или оставить свой уникальный «след». В данном случае можно использовать инновационные проекты либо участие в благотворительных мероприятиях, акциях и волонтерском движении.
Способы мотивации: Способы формирования мотивации
Создание интересной образовательной среды. Учебный процесс не может быть однообразным и скучны, он должен быть разнообразным и интересным. Который включает в не только теорию, но и практические задания, создание проектов, использование интерактивных методов, что делает процесс обучения более привлекательным.
Постановка целей. Оказание помощи в постановке краткосрочных и долгосрочных целей в обучении позволит создать ощущение движения, что в свою очередь способствует повышению мотивации.
Обратная связь. Конструктивная обратная связь, которая регулярна дается учащимся, оказывает помощь в понимании достижении успеха или поражения. Комментарии с положительным контекстом помогают укрепить внутреннюю мотивационную среду.
Индивидуальный подход. Следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интерес и способности к обучению. Отлично подойдут индивидуальные планы обучения, или разработка и реализация с учащимися исследовательских либо творческих работ.
Модели внедрения:
Модель ARCS: Данная модель включает четыре основных элемента: внимание (активизация интереса при помощи необычных, интерактивных методов преподнесения материала); уместность (связь учебного материала и жизненных ситуаций, личная заинтересованность и знания учащихся); уверенность (успешное обучения, постановка целей достигаемых при помощи решения конкретных несложных задач); удовлетворенность (получение удовлетворенности от полученных достижений)
Модель самоопределения. Удовлетворения основных потребностей — автономии, компетентности и связанности. Когда учащиеся чувствуют себя независимыми, уверенными в своих силах и частью сообщества, их внутренняя мотивация возрастает.
Когнитивно-голосовая модель обучения. Используется подход, позволяющий структурировать знания, формировать свое личное мнения и критическое мышление.
Мотивация на обучение — это достаточно сложный, многоуровневый, но крайне важный фактор в образовательном процессе. Наличие разнообразных видов, способов формирования мотивации позволяет отыскать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Модели внедрения позволяют создавать эффективные условия для успешного и позитивного обучения, при этом увеличивается самооценка учащихся, качество и количество усваиваемого учебного материала. Одной из главных задач учреждений образования и преподавателей — это создание среды, в которой каждый учащийся сможет раскрыть свой потенциал и достичь максимальных успехов в обучении. Мотивацию на обучение поправу можно считать одним из важных аспектов образования, влияющим на успех учащихся и желания для их личного развития.