Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения на логопедических занятиях
Мотивация на обучение: виды и способы формирования,
модели внедрения на логопедических занятиях.
Учитель-логопед Лиходедова Т.В.
ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ», г.Тула.
Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на логопедических занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия.
В организации работы с детьми-логопатами можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, и занятия с логопедом, и коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой — такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи
предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.
Таким образом, мы видим необходимость поиска путей повышения познавательной
активности детей на логопедических занятиях, путей, которые стимулировали бы внутреннюю мотивацию детей, повышали их интерес к занятиям. Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра, которая в логопедической работе выполняет коррекционную и развивающую функции.
Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени.
Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. В подборе логопедических игр целью могут служить различные
стороны коррекционной работы: недостатки произношения, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов; а также: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были им не доступны.
Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия, которые помогают превратить однообразную и монотонную работу в интересную игру, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Данные многофункциональные пособия позволяют решать сразу несколько речевых задач:
Первая задача-сформировать мотивацию к занятию.
Применения данных пособий позволяет создавать различные игровые ситуации, активизировать знания детей, стимулировать игровую и речевую деятельность.
Вторая задача-закрепление навыков правильного звукопроизношения.
Автоматизация звуков-это рутинный, однообразный и утомительный для ребенка этап коррекционно-логопедического процесса. Поэтому в арсенале должно быть достаточное количество наглядно-игровых дидактических приемов, чтобы занятие превратилось для ребенка в увлекательную игру.
Третья задача- сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Для коррекции данных нарушений разработаны игры
Дидактическое пособие «Разноцветные кольца»
Цель: -учить определять первый и последний звук в словах;
- дифференцировать гласные и согласные звуки.
Описания пособия: кольца (красного, синего и зеленого цветов), картинки, буквы, цифры
Правила игры:
Играть может как один, так и несколько детей.
1 вариант игры. Ребенок выбирает картинку и кладет ее в кольцо нужного цвета (если слово начинается с гласного звука, ребенок кладет картинку в красное кольцо, если с согласного твердого- в синий, с согласного мягкого- в зеленый).
2 вариант игры. У детей-предметной картинки. Нужно найти букву и картинки с изображением предметов в названии которых есть звук, обозначаемый данной буквой.
3 вариант игры. В каждом кольце лежит цифры (от одного до трех), ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в слове и кладет картинку в кольцо с соответствующей цифрой.
4 вариант игры. Дети называет предмет, изображенный на картинке, определяет где находится данный звук: в начале, середине или в конце слова, кладет картинки в кольца.
Дидактическое пособие «Логопедический калейдоскоп»
Цель: развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Описание пособия:
Цилиндр с вращающимися картинками-символами.
Правила игры:
1 вариант игры: Ребенок, перемещая картинки- схемы, выкладывает звуковую схему слова.
2 вариант игры. У ребенка- предметной картинки. Нужно определить количество слогов в слове, находя соответствующую цифру.
3 вариант игры. Ребенок выбирает картинки. Составляет предложение с данной картинки и выкладывает схему предложения.
4 вариант игры. Логопед называет слово (с отрабатываемым звуком), ребенок определяет позицию звука в слове (в начале, в середине или в конце).
Дидактическое пособие «Веселые часы»
Цель: дифференцировать гласные и согласные звуки.
Описание пособия:
Игрушечные часы со сменными предметными картинками.
1 вариант игры. Ребенок перемещает стрелку, называя первый или последний звук в слова.
2 вариант игры. Ребенок находит картинки, которые начинаются с гласного звука, перемещая красную стрелку, с согласного звука (синею стрелку).
Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками(«Подбери рифму»), загадками,
перевёртышами(«Скажи наоборот», «Кто кем будет?»), игры-загадки («Отгадай, о ком(о чём) говорю?», «Какое это время года?»), игры- предположения («Что было бы, если бы?», «Закончи предложение») и другие.
В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает в игре, приводит в дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления.
Сегодня каждый логопед ищет наиболее эффективные пути оптимизации коррекционного процесса, способы повышения мотивации и качества обучения детей с нарушениями речи.
Таким образом, работа с данными пособиями отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность педагога наравне с детьми, свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
Занятие с использованием наглядности детям очень нравятся, а если они что-то выполняют с желанием, то и результат будет отличный.