Материал на проверке

«Музыкальный образ: как звучит портрет?»

6
2
Материал опубликован Сегодня в 00:19 в группе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНКЛЮЗИВНОГО УРОКА

Предмет: Пение
Класс: 6
Тема урока: «Музыкальный образ: как звучит портрет?»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Время: 45 минут

Цель урока: Сформировать представление о «музыкальном портрете» как средстве создания художественного образа в музыке.

Задачи урока:

  • Личностные: Воспитывать эмпатию, толерантность и умение работать в разнородном коллективе.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: Развивать аналитическое и ассоциативное мышление, умение сравнивать и делать выводы.
    • Регулятивные: Формировать навыки самоконтроля и работы по алгоритму.
    • Коммуникативные: Совершенствовать умение работать в группе, договариваться и учитывать мнение одноклассников.
  • Предметные:
    • Знать понятия: «музыкальный портрет», «звукопись», «мелодия», «ритм», «тембр», «динамика».
    • Уметь: анализировать средства музыкальной выразительности для создания образа, создавать коллективную звуковую импровизацию-портрет.

Характеристика класса:
В классе 25 человек, из них 2 ребенка с ОВЗ:

  1. Слабослышащий ребенок (СГ) – пользуется слуховым аппаратом. Воспринимает речь вблизи, читает по губам. Испытывает трудности с восприятием быстрой речи и тихих звуков. Нуждается в визуальной опоре.
  2. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) – вербальный, но испытывает сложности с коммуникацией, может нервно реагировать на резкие громкие звуки. Работает по визуальному расписанию, нуждается в четких и кратких инструкциях.

Оборудование и материалы:

  • Для учителя: ПК, проектор, интерактивная доска, колонки, презентация.
  • Для учащихся: Тетради, ручки.
  • Специальное оборудование:
    • Для СГ: Индивидуальная карта с ключевыми терминами и алгоритмом работы, размещение за первой партой.
    • Для РАС: Индивидуальное визуальное расписание урока, «карточка-помощник» с правилами работы в группе, беруши на случай дискомфорта.
  • Музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, маракасы, бубны, треугольник, глокеншпиль.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  • Инклюзивный момент:
    • Учитель устанавливает зрительный контакт с СГ, говорит четко, в среднем темпе, лицом к классу.
    • Ученику с РАС демонстрируется первая карточка визуального расписания («Слушаем»).

II. Актуализация знаний. Вход в тему (5 минут)

  • Беседа: На экране – репродукции портретов (например, «Джоконда» да Винчи, «Девочка с персиками» Серова).
    • Вопросы классу: Что такое портрет? Каким бывает портрет? (живописный, литературный, фотографический). Может ли музыка нарисовать портрет? Как?
  • Формулировка темы и цели урока учащимися при поддержке учителя: «Сегодня мы узнаем, как композитор с помощью звуков может создать портрет – «музыкальный портрет».

III. Изучение нового материала (15 минут)

1. Восприятие и анализ музыкального произведения.

  • Звучит фрагмент пьесы М.П. Мусоргского «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».
  • Задание перед прослушиванием: «Определите, какой характер у этого музыкального персонажа? Какие звуки помогают нам это понять?»
  • Инклюзивный момент:
    • Для СГ: На индивидуальной карте заранее написаны слова: «злой», «смешной», «добрый», «стремительный», «неуклюжий». Его задача – подчеркнуть подходящие слова. Рядом – шкала громкости (pp, p, mf, f), где нужно отметить, как менялась музыка.
    • Для РАС: Дается конкретное задание: «Сосчитай, сколько раз прозвучит громкий удар (примерно)». Это помогает удержать внимание.

2. Коллективный анализ и выводы.

  • Обсуждение услышанного. Учитель направляет беседу вопросами: «Мелодия была плавной или отрывистой? Ритм – ровным или резким? Темп – быстрым или медленным? Динамика – громкой или тихой?»
  • Вывод: Композитор, используя резкий ритм, диссонансные гармонии, низкий тембр и внезапные акценты, создал портрет злого, грозного и стремительного персонажа.
  • Инклюзивный момент: Учитель просит СГ зачитать свои подчеркнутые слова, а РАС – сказать свой счет. Это включает их в общую работу на равных.

IV. Динамическая пауза (3 минуты)

  • Упражнение «Дирижер эмоций»: Учитель показывает карточки с эмоциями («радость», «грусть», «гнев», «испуг»), класс с помощью голоса (например, «А-а-а!») и мимики изображает эту эмоцию.
  • Инклюзивный момент: СГ хорошо видит визуальный сигнал. РАС может повторять действие за одноклассником, если прямой контакт с учителем вызывает дискомфорт.

V. Практическая работа. Творческое задание (15 минут)

  • Задание: Создать «музыкальный портрет Кощея Бессмертного» в малых группах.
  • Класс делится на 4 группы. В каждую группу включен либо СГ, либо РАС.
  • Алгоритм работы для групп:
    1. Обсудить: Каков Кощей? (злой, старый, костлявый, хитрый).
    2. Выбрать 3-4 средства музыкальной выразительности для его передачи.
      • Пример: Медленный темп (старость), резкие громкие акценты (злость), низкие звуки ксилофона (костлявость).
    3. Распределить роли в группе: 2-3 исполнителя на инструментах, 1-2 «режиссера», которые следят за соответствием звучания образу.
  • Инклюзивный момент и распределение ролей:
    • В группе с СГ: Ему отводится роль «режиссера» или исполнителя на инструменте с ярко выраженной вибрацией (бубен, барабан). Он контролирует зрительный ряд и тактильные ощущения.
    • В группе с РАС: Он получает «карточку-помощник» с шагами работы. Ему предлагается роль исполнителя на инструменте с простым и предсказуемым звукоизвлечением (треугольник, маракасы), чтобы он мог внести конкретный вклад.
  • Рефлексия: Каждая группа представляет свой «портрет». Остальные пытаются угадать, какие черты характера они хотели передать.

VI. Рефлексия и подведение итогов (4 минуты)

  • Беседа: Что нового узнали? Что такое «музыкальный портрет»? Какие средства выразительности стали для вас главными помощниками?
  • Инклюзивный момент: СГ и РАС оценивают свою работу на уроке по упрощенной схеме: «Я сегодня справился» / «Было трудно».

VII. Домашнее задание (1 минута)

  • Базовый уровень: Найти и прослушать один музыкальный портрет (например, «Злой тролль» Э. Грига или «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова). Письменно описать характер персонажа в 2-3 предложениях.
  • Творческий уровень (по желанию): Нарисовать рисунок-ассоциацию на прозвучавшую на уроке музыку Мусоргского или придумать, на что был бы похож ваш собственный музыкальный портрет.

Техническое оснащение инклюзивного урока музыки

Тема: «Музыкальный образ: как звучит портрет?»

1. Оборудование для учителя

Оборудование

Назначение

Ноутбук/ПК с доступом в интернет

Показ презентации, воспроизведение аудио- и видеоматериалов

Мультимедийный проектор и интерактивная доска

Визуализация материалов, интерактивные задания

Акустическая система (колонки) с возможностью регулировки низких частот

Четкое и качественное воспроизведение музыки с акцентом на вибрационные эффекты

Микрофон (при необходимости)

Усиление голоса учителя для слабослышащего ученика

2. Специализированное оборудование для учащихся с ОВЗ

Для слабослышащего ученика (СГ):

  • Персональный FM-передатчик или система звукоусиления для прямого подключения к слуховому аппарату.
  • Беспроводные наушники закрытого типа для подключения к источнику звука.
  • Индивидуальный планшет/ноутбук с предустановленной программой-визуализатором звука (например, WebAudio Visualizer или Audio Spectrum Analyzer Online), которая отображает звуковые волны в реальном времени.

Для ученика с РАС:

  • «Уголок сенсорной разгрузки»:
    • Кресло-мешок или мягкий пуф.
    • Тактильные игрушки (антистресс-мячи, сенсорные мешочки).
    • Наушники с шумоподавлением для снижения аудиальной нагрузки.
  • Визуальное расписание урока в виде карточек PECS (система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями) с этапами занятия.

3. Музыкальные инструменты и материалы

Стандартные инструменты:

  • Бубны, маракасы, кастаньеты, треугольники.
  • Металлофоны и ксилофоны с цветной маркировкой нот.
  • Барабаны (разного размера для создания низко- и высокочастотных звуков).

Адаптированные инструменты для инклюзии:

  • Для СГ:
    • Бас-барабан или сабвуфер, к которому можно прикоснуться для тактильного восприятия вибраций.
    • Электронные клавиши с цветовой подсветкой клавиш (например, «Музыкальные кубики»
  • Для РАС:
    • Инструменты с предсказуемым звуком (например, глокеншпиль с фиксированными нотами).
    • Тактильные метрономы (вибрирующие).

4. Цифровые ресурсы и ПО

  • Визуализация звука:
    • Приложения  OCENAUDIO или SPECTROID (Android) для преобразования звука в графические образы.
    • Онлайн-осциллографы для демонстрации частот.
  • Интерактивные задания:
    • Платформы Online Test Pad или CORE
      для викторин и обратной связи.
    • Сервис MuseScore для создания цветных нотных партитур.
  • Адаптивные партитуры:
    • Карточки с ритмическими рисунками, где длительности нот обозначены геометрическими фигурами.
    • Цветовые схемы для аккордов (например, красный = до-мажор, синий = ля-минор).

5. Дополнительные материалы

  • Тактильные карточки с рельефными нотами и символами (например, «форте» — выпуклая точка, «пиано» — вогнутая).
  • «Эмоциональные кубики» с изображением чувств (радость, грусть, гнев) для невербального обсуждения музыки.
  • Световой проектор «Северное сияние» для создания расслабляющей атмосферы во время творческих заданий.

6. Организация пространства

  • Зонирование класса:
    • Рабочая зона (парты для теории).
    • Творческая зона (ковер с инструментами).
    • Уголок релаксации (для сенсорной разгрузки).
  • Размещение учащихся:
    • Слабослышащий ученик — за первой партой рядом с колонками.
    • Ученик с РАС — рядом с выходом для возможности кратковременного выхода из класса.

Итог: Комплексное использование стандартного и специализированного оборудования позволяет обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, учитывая их особые потребности и развивая потенциал каждого ученика.

Техническое оснащение инклюзивного урока музыки

Тема: «Музыкальный образ: как звучит портрет?»


1. Оборудование для учителя

Оборудование

Назначение

Ноутбук/ПК с доступом в интернет

Показ презентации, воспроизведение аудио- и видеоматериалов

Мультимедийный проектор и интерактивная доска

Визуализация материалов, интерактивные задания

Акустическая система (колонки) с возможностью регулировки низких частот

Четкое и качественное воспроизведение музыки с акцентом на вибрационные эффекты

Микрофон (при необходимости)

Усиление голоса учителя для слабослышащего ученика

2. Специализированное оборудование для учащихся с ОВЗ

Для слабослышащего ученика (СГ):

  • Персональный FM-передатчик или система звукоусиления для прямого подключения к слуховому аппарату.
  • Беспроводные наушники закрытого типа для подключения к источнику звука.
  • Индивидуальный планшет/ноутбук с предустановленной программой-визуализатором звука, которая отображает звуковые волны в реальном времени.

Для ученика с РАС:

  • «Уголок сенсорной разгрузки»:
    • Кресло-мешок или мягкий пуф.
    • Тактильные игрушки (антистресс-мячи, сенсорные мешочки).
    • Наушники с шумоподавлением для снижения аудиальной нагрузки.
  • Визуальное расписание урока в виде карточек PECS с этапами занятия.

3. Музыкальные инструменты и материалы

Стандартные инструменты:

  • Бубны, маракасы, кастаньеты, треугольники.
  • Металлофоны и ксилофоны с цветной маркировкой нот.
  • Барабаны (разного размера для создания низко- и высокочастотных звуков).

Адаптированные инструменты для инклюзии:

  • Для СГ:
    • Бас-барабан или сабвуфер, к которому можно прикоснуться для тактильного восприятия вибраций.
    • Электронные клавиши с цветовой подсветкой клавиш
  • Для РАС:
    • Инструменты с предсказуемым звуком (например, глокеншпиль с фиксированными нотами).
    • Тактильные метрономы (вибрирующие).

4. Цифровые ресурсы и ПО

  • Визуализация звука:
    • Приложения для преобразования звука в графические образы.
    • Онлайн-осциллографы для демонстрации частот.
  • Интерактивные задания:
    • Платформы для викторин и обратной связи.
    • Сервис для создания цветных нотных партитур.
  • Адаптивные партитуры:
    • Карточки с ритмическими рисунками, где длительности нот обозначены геометрическими фигурами.
    • Цветовые схемы для аккордов (например, красный = до-мажор, синий = ля-минор).

5. Дополнительные материалы

  • Тактильные карточки с рельефными нотами и символами (например, «форте» — выпуклая точка, «пиано» — вогнутая).
  • «Эмоциональные кубики» с изображением чувств (радость, грусть, гнев) для невербального обсуждения музыки.
  • Световой проектор «Северное сияние» для создания расслабляющей атмосферы во время творческих заданий.

6. Организация пространства

  • Зонирование класса:
    • Рабочая зона (парты для теории).
    • Творческая зона (ковер с инструментами).
    • Уголок релаксации (для сенсорной разгрузки).
  • Размещение учащихся:
    • Слабослышащий ученик — за первой партой рядом с колонками.
    • Ученик с РАС — рядом с выходом для возможности кратковременного выхода из класса.

Комплексное использование стандартного и специализированного оборудования позволяет обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, учитывая их особые потребности и развивая потенциал каждого ученика.


ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКАDOCX / 16.64 Кб

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все цифровые платформы, программное обеспечение и технические решения, использованные в методической разработке, полностью доступны на территории Российской Федерации и соответствуют требованиям образовательных стандартов.


Комментарии

Низкий поклон, Вера Валентиновна, за Вашу деятельность. Я бы не справилась

2
Сегодня в 06:51

Спасибо за полезный и качественный ресурс!

1
Сегодня в 07:52