«Музыкальный образ: как звучит портрет?»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНКЛЮЗИВНОГО УРОКА
Предмет: Пение
Класс: 6
Тема урока: «Музыкальный образ: как звучит портрет?»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Время: 45 минут
Цель урока: Сформировать представление о «музыкальном портрете» как средстве создания художественного образа в музыке.
Задачи урока:
- Личностные: Воспитывать эмпатию, толерантность и умение работать в разнородном коллективе.
- Метапредметные:
- Познавательные: Развивать аналитическое и ассоциативное мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Регулятивные: Формировать навыки самоконтроля и работы по алгоритму.
- Коммуникативные: Совершенствовать умение работать в группе, договариваться и учитывать мнение одноклассников.
- Предметные:
- Знать понятия: «музыкальный портрет», «звукопись», «мелодия», «ритм», «тембр», «динамика».
- Уметь: анализировать средства музыкальной выразительности для создания образа, создавать коллективную звуковую импровизацию-портрет.
Характеристика класса:
В классе 25 человек, из них 2 ребенка с ОВЗ:
- Слабослышащий ребенок (СГ) – пользуется слуховым аппаратом. Воспринимает речь вблизи, читает по губам. Испытывает трудности с восприятием быстрой речи и тихих звуков. Нуждается в визуальной опоре.
- Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) – вербальный, но испытывает сложности с коммуникацией, может нервно реагировать на резкие громкие звуки. Работает по визуальному расписанию, нуждается в четких и кратких инструкциях.
Оборудование и материалы:
- Для учителя: ПК, проектор, интерактивная доска, колонки, презентация.
- Для учащихся: Тетради, ручки.
- Специальное оборудование:
- Для СГ: Индивидуальная карта с ключевыми терминами и алгоритмом работы, размещение за первой партой.
- Для РАС: Индивидуальное визуальное расписание урока, «карточка-помощник» с правилами работы в группе, беруши на случай дискомфорта.
- Музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, маракасы, бубны, треугольник, глокеншпиль.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Инклюзивный момент:
- Учитель устанавливает зрительный контакт с СГ, говорит четко, в среднем темпе, лицом к классу.
- Ученику с РАС демонстрируется первая карточка визуального расписания («Слушаем»).
II. Актуализация знаний. Вход в тему (5 минут)
- Беседа: На экране – репродукции портретов (например, «Джоконда» да Винчи, «Девочка с персиками» Серова).
- Вопросы классу: Что такое портрет? Каким бывает портрет? (живописный, литературный, фотографический). Может ли музыка нарисовать портрет? Как?
- Формулировка темы и цели урока учащимися при поддержке учителя: «Сегодня мы узнаем, как композитор с помощью звуков может создать портрет – «музыкальный портрет».
III. Изучение нового материала (15 минут)
1. Восприятие и анализ музыкального произведения.
- Звучит фрагмент пьесы М.П. Мусоргского «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».
- Задание перед прослушиванием: «Определите, какой характер у этого музыкального персонажа? Какие звуки помогают нам это понять?»
- Инклюзивный момент:
- Для СГ: На индивидуальной карте заранее написаны слова: «злой», «смешной», «добрый», «стремительный», «неуклюжий». Его задача – подчеркнуть подходящие слова. Рядом – шкала громкости (pp, p, mf, f), где нужно отметить, как менялась музыка.
- Для РАС: Дается конкретное задание: «Сосчитай, сколько раз прозвучит громкий удар (примерно)». Это помогает удержать внимание.
2. Коллективный анализ и выводы.
- Обсуждение услышанного. Учитель направляет беседу вопросами: «Мелодия была плавной или отрывистой? Ритм – ровным или резким? Темп – быстрым или медленным? Динамика – громкой или тихой?»
- Вывод: Композитор, используя резкий ритм, диссонансные гармонии, низкий тембр и внезапные акценты, создал портрет злого, грозного и стремительного персонажа.
- Инклюзивный момент: Учитель просит СГ зачитать свои подчеркнутые слова, а РАС – сказать свой счет. Это включает их в общую работу на равных.
IV. Динамическая пауза (3 минуты)
- Упражнение «Дирижер эмоций»: Учитель показывает карточки с эмоциями («радость», «грусть», «гнев», «испуг»), класс с помощью голоса (например, «А-а-а!») и мимики изображает эту эмоцию.
- Инклюзивный момент: СГ хорошо видит визуальный сигнал. РАС может повторять действие за одноклассником, если прямой контакт с учителем вызывает дискомфорт.
V. Практическая работа. Творческое задание (15 минут)
- Задание: Создать «музыкальный портрет Кощея Бессмертного» в малых группах.
- Класс делится на 4 группы. В каждую группу включен либо СГ, либо РАС.
- Алгоритм работы для групп:
- Обсудить: Каков Кощей? (злой, старый, костлявый, хитрый).
- Выбрать 3-4 средства музыкальной выразительности для его передачи.
- Пример: Медленный темп (старость), резкие громкие акценты (злость), низкие звуки ксилофона (костлявость).
- Распределить роли в группе: 2-3 исполнителя на инструментах, 1-2 «режиссера», которые следят за соответствием звучания образу.
- Инклюзивный момент и распределение ролей:
- В группе с СГ: Ему отводится роль «режиссера» или исполнителя на инструменте с ярко выраженной вибрацией (бубен, барабан). Он контролирует зрительный ряд и тактильные ощущения.
- В группе с РАС: Он получает «карточку-помощник» с шагами работы. Ему предлагается роль исполнителя на инструменте с простым и предсказуемым звукоизвлечением (треугольник, маракасы), чтобы он мог внести конкретный вклад.
- Рефлексия: Каждая группа представляет свой «портрет». Остальные пытаются угадать, какие черты характера они хотели передать.
VI. Рефлексия и подведение итогов (4 минуты)
- Беседа: Что нового узнали? Что такое «музыкальный портрет»? Какие средства выразительности стали для вас главными помощниками?
- Инклюзивный момент: СГ и РАС оценивают свою работу на уроке по упрощенной схеме: «Я сегодня справился» / «Было трудно».
VII. Домашнее задание (1 минута)
- Базовый уровень: Найти и прослушать один музыкальный портрет (например, «Злой тролль» Э. Грига или «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова). Письменно описать характер персонажа в 2-3 предложениях.
- Творческий уровень (по желанию): Нарисовать рисунок-ассоциацию на прозвучавшую на уроке музыку Мусоргского или придумать, на что был бы похож ваш собственный музыкальный портрет.
Техническое оснащение инклюзивного урока музыки
Тема: «Музыкальный образ: как звучит портрет?»
1. Оборудование для учителя
Оборудование | Назначение |
Ноутбук/ПК с доступом в интернет | Показ презентации, воспроизведение аудио- и видеоматериалов |
Мультимедийный проектор и интерактивная доска | Визуализация материалов, интерактивные задания |
Акустическая система (колонки) с возможностью регулировки низких частот | Четкое и качественное воспроизведение музыки с акцентом на вибрационные эффекты |
Микрофон (при необходимости) | Усиление голоса учителя для слабослышащего ученика |
2. Специализированное оборудование для учащихся с ОВЗ
Для слабослышащего ученика (СГ):
- Персональный FM-передатчик или система звукоусиления для прямого подключения к слуховому аппарату.
- Беспроводные наушники закрытого типа для подключения к источнику звука.
- Индивидуальный планшет/ноутбук с предустановленной программой-визуализатором звука (например, WebAudio Visualizer или Audio Spectrum Analyzer Online), которая отображает звуковые волны в реальном времени.
Для ученика с РАС:
- «Уголок сенсорной разгрузки»:
- Кресло-мешок или мягкий пуф.
- Тактильные игрушки (антистресс-мячи, сенсорные мешочки).
- Наушники с шумоподавлением для снижения аудиальной нагрузки.
- Визуальное расписание урока в виде карточек PECS (система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями) с этапами занятия.
3. Музыкальные инструменты и материалы
Стандартные инструменты:
- Бубны, маракасы, кастаньеты, треугольники.
- Металлофоны и ксилофоны с цветной маркировкой нот.
- Барабаны (разного размера для создания низко- и высокочастотных звуков).
Адаптированные инструменты для инклюзии:
- Для СГ:
- Бас-барабан или сабвуфер, к которому можно прикоснуться для тактильного восприятия вибраций.
- Электронные клавиши с цветовой подсветкой клавиш (например, «Музыкальные кубики»
- Для РАС:
- Инструменты с предсказуемым звуком (например, глокеншпиль с фиксированными нотами).
- Тактильные метрономы (вибрирующие).
4. Цифровые ресурсы и ПО
- Визуализация звука:
- Приложения OCENAUDIO или SPECTROID (Android) для преобразования звука в графические образы.
- Онлайн-осциллографы для демонстрации частот.
- Интерактивные задания:
- Платформы Online Test Pad или CORE
для викторин и обратной связи. - Сервис MuseScore для создания цветных нотных партитур.
- Платформы Online Test Pad или CORE
- Адаптивные партитуры:
- Карточки с ритмическими рисунками, где длительности нот обозначены геометрическими фигурами.
- Цветовые схемы для аккордов (например, красный = до-мажор, синий = ля-минор).
5. Дополнительные материалы
- Тактильные карточки с рельефными нотами и символами (например, «форте» — выпуклая точка, «пиано» — вогнутая).
- «Эмоциональные кубики» с изображением чувств (радость, грусть, гнев) для невербального обсуждения музыки.
- Световой проектор «Северное сияние» для создания расслабляющей атмосферы во время творческих заданий.
6. Организация пространства
- Зонирование класса:
- Рабочая зона (парты для теории).
- Творческая зона (ковер с инструментами).
- Уголок релаксации (для сенсорной разгрузки).
- Размещение учащихся:
- Слабослышащий ученик — за первой партой рядом с колонками.
- Ученик с РАС — рядом с выходом для возможности кратковременного выхода из класса.
Итог: Комплексное использование стандартного и специализированного оборудования позволяет обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, учитывая их особые потребности и развивая потенциал каждого ученика.
Техническое оснащение инклюзивного урока музыки
Тема: «Музыкальный образ: как звучит портрет?»
1. Оборудование для учителя
Оборудование | Назначение |
Ноутбук/ПК с доступом в интернет | Показ презентации, воспроизведение аудио- и видеоматериалов |
Мультимедийный проектор и интерактивная доска | Визуализация материалов, интерактивные задания |
Акустическая система (колонки) с возможностью регулировки низких частот | Четкое и качественное воспроизведение музыки с акцентом на вибрационные эффекты |
Микрофон (при необходимости) | Усиление голоса учителя для слабослышащего ученика |
2. Специализированное оборудование для учащихся с ОВЗ
Для слабослышащего ученика (СГ):
- Персональный FM-передатчик или система звукоусиления для прямого подключения к слуховому аппарату.
- Беспроводные наушники закрытого типа для подключения к источнику звука.
- Индивидуальный планшет/ноутбук с предустановленной программой-визуализатором звука, которая отображает звуковые волны в реальном времени.
Для ученика с РАС:
- «Уголок сенсорной разгрузки»:
- Кресло-мешок или мягкий пуф.
- Тактильные игрушки (антистресс-мячи, сенсорные мешочки).
- Наушники с шумоподавлением для снижения аудиальной нагрузки.
- Визуальное расписание урока в виде карточек PECS с этапами занятия.
3. Музыкальные инструменты и материалы
Стандартные инструменты:
- Бубны, маракасы, кастаньеты, треугольники.
- Металлофоны и ксилофоны с цветной маркировкой нот.
- Барабаны (разного размера для создания низко- и высокочастотных звуков).
Адаптированные инструменты для инклюзии:
- Для СГ:
- Бас-барабан или сабвуфер, к которому можно прикоснуться для тактильного восприятия вибраций.
- Электронные клавиши с цветовой подсветкой клавиш
- Для РАС:
- Инструменты с предсказуемым звуком (например, глокеншпиль с фиксированными нотами).
- Тактильные метрономы (вибрирующие).
4. Цифровые ресурсы и ПО
- Визуализация звука:
- Приложения для преобразования звука в графические образы.
- Онлайн-осциллографы для демонстрации частот.
- Интерактивные задания:
- Платформы для викторин и обратной связи.
- Сервис для создания цветных нотных партитур.
- Адаптивные партитуры:
- Карточки с ритмическими рисунками, где длительности нот обозначены геометрическими фигурами.
- Цветовые схемы для аккордов (например, красный = до-мажор, синий = ля-минор).
5. Дополнительные материалы
- Тактильные карточки с рельефными нотами и символами (например, «форте» — выпуклая точка, «пиано» — вогнутая).
- «Эмоциональные кубики» с изображением чувств (радость, грусть, гнев) для невербального обсуждения музыки.
- Световой проектор «Северное сияние» для создания расслабляющей атмосферы во время творческих заданий.
6. Организация пространства
- Зонирование класса:
- Рабочая зона (парты для теории).
- Творческая зона (ковер с инструментами).
- Уголок релаксации (для сенсорной разгрузки).
- Размещение учащихся:
- Слабослышащий ученик — за первой партой рядом с колонками.
- Ученик с РАС — рядом с выходом для возможности кратковременного выхода из класса.
Комплексное использование стандартного и специализированного оборудования позволяет обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, учитывая их особые потребности и развивая потенциал каждого ученика.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКАDOCX / 16.64 Кб
✅ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Все цифровые платформы, программное обеспечение и технические решения, использованные в методической разработке, полностью доступны на территории Российской Федерации и соответствуют требованиям образовательных стандартов.
Куликова Ирина Геннадьевна
Елена Гаврииловна Гончарова