Музыкальное занятие для детей в группе эко-школы

3
0
Материал опубликован 11 June 2019 в группе

Нестандартное занятие в ДОУ.

Одно из занятий в развивающем центре для детей 3(2,5)-4,5 лет (эко-школа).


 

Одно из занятий в центре раннего развития. Хорошо подходит для групп с количеством детей 3-8. Меньше трёх человек – возникают трудности с проведением танцев и ритмических игр, да и компанией веселее, когда несколько пар. Больше – возможно, но здесь может быть другая трудность, впрочем, преодолимая очерёдностью на протяжении нескольких занятий, - когда выделяется солист или солисты, а повторять задумано с каждым.

Возраст детей в группе – от 2,5 до 4,5.

Цели и задачи занятия – создание радостной, комфортной и творческой атмосферы, предпосылки к развитию чувства ритма, звуковысотного слуха, координации движений, положительное воздействие на мелкую моторику, память, наблюдательность и внимание, изображение музыки через движение, постепенное налаживание социальных навыков – умения ждать, делиться, слушать товарища, работать в команде.

Большой акцент делается на ритмические игры, таким образом, пространство всё начинает звучать и существовать в определённом ритме. И мы учимся слушать – свои имена, названия предметов, звуки вокруг нас, биение собственного сердца.

Здесь представлено одно из занятий весеннего цикла. Данное занятие не придерживается от начала до конца одной тематики, однако, несмотря на кажущуюся пестроту материала, проходит достаточно однородно, не производит впечатления перепрыгивания с одного на другое.


 

В начале занятия - приветствие. Хотя дети уже пришли и поздоровались, и поиграли до занятия, приветствие всё равно проводим. Это настраивает на занятие, успокаивает и настраивает и тех, кто ещё не настроился, помогает собраться.

Первый этап. Приветственный.

Садимся на ковёр или на подушки в круг. Берёмся за руки, смотрим друг на друга и поём приветственную песню «Здрав-ствуй-те!», по слогам, в удобном регистре, поступенно, сверху вниз. Руками слегка качаем, по слогам (три покачивания). Затем то же – в ладошки, то же – по коленкам. И в заключении – трясём ладошками, подняв руки вверх (проговариваем «здравствуйте» два раза быстро и высоким голоском), и роняем руки, как плети, свободно, на коленки (здравствуйте – интонация нисходящая).

Затем - игра с именами. Каждый прохлопывает своё имя в ладошки (Ка-тя! – два хлопка) и хлопает по ладошкам соседу своё ласковое имя (Ка-тень-ка!), а сосед ладошки подставляет. И так по кругу. Это второй этап. На первом, если дети приходят маленькие, впервые, они хлопают только сами или им помогают все, хлопают вместе и пропевают хором.

Теперь растираем ладошки. Растираем с потешками – как будто моем руки, чтобы стали горячие, тыльные стороны, каждый пальчик будим и включаем: Чик-чик-чик – по каждой фаланге. Или только по подушечкам.

Руки полетели на работу. Пальцы в замок, крутим большими пальцами и проговариваем.
Вертолёты, вертолёты
Полетели на работу.
И в обратную сторону:

Вертолёты, вертолёты
Возвращаются с работы.

Ритмическая игра. Потешка. Проговариваем её сперва медленно, потом на ускорение. Может использоваться любая интересная потешка или стихотворение, очень ритмичное.

Два пожарничка бежали
И на кнопочку нажали
«Биип»! (детская считалка).

Ритмическое сопровождение: хлоп-шлёп. (Хлоп – хлопок в ладоши, шлёп – руки падают на колени). Делаем в кругу, затем делимся на пары и ту же потешку – в парах, но уже наподобие игры в ладушки. Хлопок – сам, хлопок обеими ладонями - с товарищем. Слова делятся не по слогам, а ритмически – двапо-жарнич-кабе-жали-ина-кнопоч-куна-жали. Биип! – это мы нажимаем себе на нос. В паре – на нос товарища.

Если устали – ножки в центр и трясём коленками.

Пришло письмо. Там написано. Са-мо-кат. Я прохлопываю и «передаю» другому. Тот делает то же. И так по кругу. Пришло письмо ко мне. Другое пришло «ве-ло-си-пед». И с ним то же.

Пожарники устали с собрались пообедать. Весной им хочется побольше витаминов, и они решили съесть салат из экзотических фруктов.

Кто какие знает фрукты? (До этого с детьми выяснили, какие фрукты называются экзотическими). На самом деле, потешка уже заготовлена, но дети называют плоды, которые знают, и мы из них выбираем рифмующиеся.

Пер-сик, аб-ри-кос,
Ман-го и ко-кос.

Ритм такой. Хлоп-хлоп – шлёп-шлёп-шлёп. Сначала медленно и чётко. Все вместе. Теперь – с фортепиано. На фортепиано играется весёлая полька. Все вместе с голосом, медленно хлопаем и шлёпаем.(Дети хлопают и шлёпают, педагог играет на ф-но).

Теперь предлагаем детям «выключить звук», но можно произносить слова беззвучно, только открывая рот. Хлопки и шлепки оставляем. Играем в темпе, чтобы дети успевали.

А теперь – концерт. Объявляем «Выступает оркестр «Хлопушки и шлепушки»». Впервые исполняется пьеса «Фруктовый салат»*. Дети кланяются. Солист – Иванова Катя. Катя выходит вперёд и становится лицом к товарищам, чтобы те, кто сбивается, могли её видеть. Можно и без солиста, это по ситуации.

Затем все вместе кланяемся, вместе хлопаем.

На этом первая часть закончена.

Часть вторая. Разминка.

Сперва мы делаем вдох, поднимаясь на цыпочки, вырастая до неба, до солнышка и облаков, и выдох, бросаем руки и наклоняемся.

Африканское приветствие**. Проводится в кругу. Может проводить кто-то из детей, педагог, конечно, помогает.

Основа – шаги на месте.

Хэй-хэй, хэй-хэй
Привет рукам, привет рукам (хлопаем в ладоши),
Хэй-хэй, хэй-хэй,
Привет ногам, привет ногам (хлопаем по ногам),
Хэй-хэй, хэй-хэй,
Привет ушам-привет ушам (теребим себя за уши),
Хэй-хэй, хэй-хэй
Привет носам, привет носам (нажимаем на нос попеременно каждой рукой)
Хэй-хэй,хэй-хэй
И волосам, и волосам (трогаем себя за волосы на голове)
Хэй-хэй, хэй-хэй
Привет всем вам (раскрываем объятия)
Привет всем нам (бежим в центр круга друг к другу и обнимаемся).

Поприветствовали друг друга, стало жарко, пошли купаться. Играем в игру – Море.

Дети берутся за руки, стоя в ряд. Бегут вперёд мелкими шажками ровной линией (стараясь её сохранять) и говорят звук «Ш»: ШШШШШШШШШ. Добегают до противоположной стены и бегут обратно, спиной, со звуком «С». Бежать следует мелкими шажками, стараясь не убегать вперёд и не оставаться сзади. Теперь педагог идёт «погулять» по «морскому берегу». А дети – море – набегают на него, словно волна, когда он невзначай собирается поднять ракушку. Так же и дети по одному могут погулять по берегу моря. Игра проводится только под собственный аккомпанемент или дополнительно можно включить в записи шум моря. Игру можно развивать, добавив туда чаек, если позволяет количество детей.

В конце второй части – песня и танцы под фонограмму (минусовку) « У кого какая песня» (муз. Жилинскиса). Со словами импровизируем, дети каждый называет животное, или явление природы, или предмет, которое сам сможет озвучить, и мы вместе озвучим и покажем.

У собаки какая песня? У собаки какая песня? Гав-гав-гав-гав-гав-гав-гав ( 2 раза) и т.д.

Кто как кричит, поёт или пищит, - мы изображаем, показываем животное или птицу, двигаемся, как кому нравится и как кто умеет.

Третья часть – творческая переменка. Вырезаем формочками из пластилина –собачку, человека, бабочку, птичку, цветочек. Пользуемся стекой.

И снова музыка. Музыкальный паровоз отправляется на музыкальную станцию.

Пантомима на музыку Л. ван Бетховена «К Элизе». Используется запись. Вот у нас лежат и стоят большие-пребольшие сугробы. Изображаем сугробы. Но светит солнце, всё теплее и теплее, и сугробы начинают таять, с одной стороны, с другой, пока не превращаются в лужи. Все уже к этому моменту лежат на полу. А тем временем в земле сидит маленькое семечко. Оно набралось сил и начало расти (изображаем семечко, которое потихоньку растёт кверху, потом тянется к солнцу, раскрывает листочки, а у кого-то и лепесточки и радуется теплу, качается на ветру). Летят с юга птицы. Сначала большие, лебеди, гуси, а вот и маленькие - ласточки. Прилетают, ищут место, обустраиваются, делают домики. И вот наступает ночь, и все отдыхают. Музыка выключается, а дети ещё несколько мгновений отдыхают в «гнёздышках».

Теперь берём стульчики и садимся возле фортепиано.

Гимнастика для язычков. Язычок идёт в гости к носу, к подбородку, далеко-далеко выходит погулять, вернулся и дома ищет выход (языком водим по кругу во рту, тычем в щёки изнутри). Лошадка в гости пришла, ёжик пришёл, змея приползла, индейцы пришли, лягушка припрыгала – изображаем. Нюхаем цветочек – носом втягивает воздух долго, выдох – ааааа (шёпотом). Ладошки замёрзли – греем, дышим на них. Самолёт взлетает – показываем голосом – вверх глиссандо. Летит самолёт – уууууу – ровно-ровно летит – показываем рукой, передаём друг другу. Высоко летит – низко летит – голосом. Снижается и садится. А тем временем наступила ночь, в небе зажглись звёздочки. Голосом показываем - короткие звуки-возгласы «у!» и рукой – пальчиком точки рисуем в воздухе перед собой, где хочется.

А мы споём песенку про звёзды. А играть будем на?

Колокольчиках. Дети берут колокольчики. Они знают, что в этой песне играем только тогда, когда не поём, когда играет фортепиано, и играть нужно не изо всех сил, а слегка, слушать соседа, как будто это так звенят звёздочки на небе.

Поём песню «Звёздный вальс», муз. А. Филиппенко***.

После песни становится тихо, колокольчики замолкают.

Можно прощаться.

Мы становимся в круг, смотрим друг на друга, берёмся за руки. Затем закрываем глаза и отпускаем руки товарищей. Слушаем тишину. Затем, не открывая глаз, поднимаем руки и находим руку соседа, берёмся за руки и открываем глаза. Поём «До –сви-дания, до-сви-дания, до-сви-дания», качая руками в ритм. В конце мы загадываем что-то хорошее и отпускаем – дуем на ладошки.

 

*Фруктовый салат. Основная идея и музыка взята у Т.Э. Тютюнниковой (Банан, апельсин, лимон, мандарин), с её мастер-класса, видео, однако под каждый сезон слова мы придумываем вместе с детьми, уже свои собственные.

** Африканское приветствие. Слова взяты из сборника Т.Э. Тютюнниковой «Сундучок с бирюльками», с. 39, однако способ игры в игру и мелодия изменены.

***Песня «Звёздный вальс», муз. А. Филиппенко взята из сборника Т.Э.Тютюнниковой Бим-бам-бом, Сто секретов музыки для детей, вып.1, СПб 2003, с. 97.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.