12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Луиза Александровна48
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Щербакова Л.А, педагог доп. образования,

МАДОУ «ЦРР - Детский сад №91

«Строитель» г. Улан-Удэ


Аннотация. Музыкально-ритмические занятия развивают речь детей на английском языке и их способности.

Ключевые слова. Ритм, музыка, движение, речь, английский детский фольклор, технология раннего развития «Кey to Learning”, развивающее обучение, английский язык для дошкольников.


От рождения до шести лет у детей протекает сензитивный период развития речи. Мозговая активность 3-летнего ребенка в три раза выше мозговой активности взрослого человека. Неудивительно, что малыши так легко изучают иностранные языки.

Язык подобен музыке. Ведь когда мы поем, мы соблюдаем ритм. Когда разговариваем, мы говорим ритмично. «Ритм» в переводе с греческого - «течь, растекаться». Но ритм не растекается, а собирает все воедино!

Также речь и музыка имеют почти одинаковые параметры: интонацию, паузы, ударение, темп, фразовое строение, высоту тона. Данное сходство можно объяснить тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление - звук. Это указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка - это один из эффективных способов запоминания лингвистического материала, т. к. представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует запоминанию изучаемого материала и его более быстрому воспроизведению [3;c.495].

Ритмичная музыка оказывает сильное воздействие на психическое развитие детей: способствует концентрации внимания, развитию саморегуляции, памяти, мышления. Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности: пении, движении и танцах, игре на музыкальных инструментах, активном слушании музыки. Но главное, музыкальный ритм воздействует на внутренние механизмы, управляющие речью [5;4].

Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Музыка формирует эстетическое отношение к действительности, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать особую обстановку на занятиях с детьми английским языком [3;c. 494].

На музыкально-ритмических занятиях дети знакомятся с английской культурой через музыку и движение: учатся играть и петь, осознавать свое тело (лучше им управлять), понимать определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, ориентироваться в пространстве и времени, абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми [4;c.2].

Из каких частей состоит музыкально-ритмическое занятие?

Движение и танец (модуль «Выразительные движения», «Я-Ты-Мир», «Развивающие игры» по программе «Key to Learning»). Дети проживают музыку через движение: активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям. Дети учатся изображать свое настроение и звуки с помощью элементарных движений.

Звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.): модуль «Развивающие игры» по программе «Key to Learning»[1].

Пение с использованием английского фольклора. Дети с лёгкостью учат фольклорные песенки, на каком бы языке они ни были, благодаря ритмическому рисунку и многократным ожидаемым повторениям. Изучение музыки и песен стран изучаемого языка даёт прекрасные возможности для развития познавательного интереса и формирования социокультурной компетенции. Преимущество использования состоит в том, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песни включают в себя новые слова и выражения. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня стимулирует развитие навыков диалогической речи. Благодаря аутентичности песен, дети овладевают подлинным разговорным языком.

Почему именно фольклор так легко запоминается? Чтобы запомнить и пересказать или спеть какое-то произведение (иногда довольно объемное), народ выработал отшлифованные веками приемы. Они создают особый стиль, отличающий фольклор от литературных текстов. А именно, уникальный повтор, определенный ритм.

Речевые упражнения-рифмовки, которые развивают у ребенка чувство ритма, характерного для английского языка, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов [3].

Поэтическое музицирование, которое помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки.

Игра на музыкальных инструментах. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Театрализованная деятельность, которая объединяет воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движение, танец, речь и художественный образ.

На музыкально-ритмических занятиях используются музыкальные инструменты:

- барабаны и ударные инструменты (маракас, деревянная коробочка);

- ксилофоны;

- шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и бросовый материал;

- звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;

хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

притопы (всей стопой, пяткой, носком);

щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку.

Рассмотрим этапы работы над старинной английской песней:

Sally go round the sun,

Sally go round the moon,

Sally go round the chimney top

Ev'ry afternoon. Boom!

1. Прослушивание - восприятие. Дети определяли тон песни (грустное, весёлое, поучительное). Потом им предлагалось догадаться, о чём идёт речь. Всегда детям предлагался вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас стихотворение или песня?»

2. Для выработки правильного ритма и интонации дети повторяют песню построчно за учителем и отбивают ритм с помощью звучащих жестов (хлопков), а затем с помощью пластиковых стаканчиков.

3. Учат наизусть и рассказывают хором всей группой, друг за другом по цепочке.

4. Дети двигаются по кругу держась за руки, при слове «Boom» подпрыгивают в воздухе и меняют свое движение на противоположное, четко отбивая шаги.

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку. Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

Игра «Роботы»


t1606121711aa.png

Дети сидят в кругу. Педагог объясняет, что дети контролируют игрушечного робота, издавая различные звуки. Педагог говорит, что шум заставляет робота включиться. Мы можем включить робота, хлопнув или сделав другие звуки, например, ударить в бубен, барабан. Если мы хлопаем ладошками быстро и громко, робот двигается быстро. Если же мы хлопаем в ладоши (или ударяем в барабан/бубен) вместе медленно и тихо, тогда робот шагает на месте (или приседает, стоит неподвижно, и т.п.). Педагог показывает карточку с одной длинной полосой и одной короткой. Объясняет, что длинная полоса означает "громкий шум", а короткие полоски означают "тихий звук". Дает каждому ребенку бубен (или другой ударный инструмент). Просит их издать звуки, показанные на карточке [1].

Игра: «Хвастун»

Название условное и выражает только одну из возможных окрасок.

Задание: ребенок должен произнести утвердительное предложение с хвастливой интонацией, анализируя звучание фразы. Особое внимание обращается на то, как достигается эмоциональная окраска. При этом подчёркивается необходимость сохранить нисходящий тон, выражающий относительную законченность предложения.

Затем ребенка просят произнести вопросительное предложение с интонацией досады. При анализе звучания фразы обращают внимание на сохранение восходящего тона, указывающего на её незаконченность, отсутствие категоричности. Анализируются также интонационные средства, придающие высказыванию нужную эмоциональную окраску.

Рекомендуемые эмоциональные окраски: радость, раздражение, гнев, страх и т.д.

Игра “Тайте, сосульки, тайте” (занятие проводится на английском языке)

Предложите детям встать и найти удобное место для движений. Расскажите детям рассказ и покажите движения. Включите звук весенней капели.


Слова

Движения.


Зима. Представьте, что вы - сосулька очень твёрдая и очень гладкая.

Солнышко встаёт и сосулька медленно, медленно начинает таять в тепле, сосулька превращается в лужу.

Вот лужа стала большой и сосулька растаяла.

Повторите 2-3 раза.


Вы напряжены, руки плотно прижаты прямо к бокам, можно немного их согнуть. Пальцы сжаты в кулаки.

Изобразите таяние, постепенно расслабляйте тело, опускайтесь и сядьте на корточки.

Лягте спиной на пол с распростертыми руками и ногами.


Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт [1].

Таким образом, музыкально-ритмические занятия - это соединение музыки, движения и английской речи. Элементарные музыка и танец, элементарные слова. Элементарные – не в смысле «примитивные», а в смысле «первоначальные», стоящие у истоков, состоящие из первоэлементов. Это то, что каждый дошкольник может сделать и может сделать каждый из нас – вне зависимости от природных особенностей и, тем более, от наличия музыкального или хореографического и лингвистического образования.

Это позволяет сделать вывод: при правильной организованной работе музыкально-ритмические занятия развивают восприятие и непосредственно устную речь детей и позволяют обучить их нравственным нормам, гармонично сочетая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Литература:

1. Доля Г., Веракса Н. Модули по технологии раннего развития «Ключ к обучению».

2. Dolya G. Holder J. Finger Gym , GDH publishing, 2011.

3. Dolya G. Happy English , GDH publishing, 2014.

4. Карамышева Т. А., Волкова С. А. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 494-496. — URL https://moluch.ru/archive/139/39240 / (дата обращения: 01.12.2019).

5. Сазонова П. Что такое орф-педагогика, и чем она привлекательна? Педагогическое общество Карла Орфа Russian Orff-Schulwerk Association

6. Тютюнникова Т.Э . Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. М.,2008.


Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.