12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сиренко Наталия Викторовна432



Учитель

Сиренко Н.В.

Учебный предмет

Литература

Автор учебника

В.Я Коровина Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: «Просвещение»,2014.


Класс

5

Тема урока

М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»


Кол-во учебных часов

1

Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное; знать жизнь и деятельность великого учёного, лексическая работа с устаревшими и непонятными словами, познакомить с учеными-астрономами

Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком; формировать навыки самоконтроля и самоанализа.

Познавательные:  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства,уметь работать в группе

Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; осуществлять контроль и взаимоконтроль.



Основной тезаурус урока

Великий, Астроном, Ломоносов, Коперник, Птолемей

Методы:

Формы работы

Ресурсы и оборудование

выразительное чтение, проблемная ситуация, словесное рисование

индивидуальная, групповая и фронтальная

интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Цель:

познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, раскрыть содержание стихотворения, показать его юмористический характер.

Задачи:

1. Помочь учащимся раскрыть идею и замысел автора, почувствовать эмоциональный настрой лирич. произведения.

2. Развивать устную речь (умение вести диалог),образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Формировать функциональную грамотность.


Тип урока:

Усвоение новых знаний




Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

этап организационно-мотивационный, постановка цели (5 минут)

Подведение детей к теме урока и формулировке целей.

-Какого человека мы можем назвать великим?

Приведите примеры. Почему этот человек великий?


Предлагает посмотреть на портрет Ломоносова и предположить кто это? в какое время жил? чем занимается этот человек?


Просит выдвинуть предположения о теме урока


Подводит итог

Предлагает сформулировать цели урока

Вспоминают, предлагают свои варианты





Рассматривают портрет

Описывают одежду, парик

Предлагают тему



Слушать, мыслить










Анализировать, делать выводы

Предлагают свои варианты, слушают высказывания других

Слушать, мыслить, внимательно относиться к ответам других





Взаимодействие с учителем

Слушают, анализируют ответы

Осуществлять контроль и взамоконтроль





Уметь оценивать правильность достижения цели учебной задачи

2. этап работа над биографией учёного ( 5-7 мин.)

Подумать над проблемным вопросом «Можем ли мы назвать Ломоносова Великим человеком?»


Слушают сообщение учащегося о жизни и деятельности М.В. Ломоносова(проследить по карте путь Ломоносова в Москву)

Что удивило, поразило вас в жизни М.В.Ломоносова?


Слушают, запоминают информацию, делают выводы

Анализировать, делать выводы

Слушают сообщение

Воспинимать и понимать на слух текст

Оценивают сообщение

Осуществлять контроль и взамоконтроль


3. этап работа над содержанием текста (25минут)

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником

Что изучает наука астрономия?

Что вы знаете о звёздном небе?(показывает карту звёздного неба)

Работа в группах

1 группа: выписать незнакомые, устаревшие слова и выражения , определить из лексическое значение


Словарная работа
      «Случились вместе»— встретились вместе.
      «Спорили... в жару» — жарко, горячо спорили.
      «Круг Солнца ходит» — вокруг Солнца ходит.

«Звёзд теченье»- движение планет.      «Как ты о сем сомненье рассуждаешь?» — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
      «Такова» — такого.
      «Жаркова» (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное, а также сковорода)

Ударение в слове «астронома»

2 группа

Ознакомиться с историческими материалами рассказать об известных астрономах.

— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

      Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
      Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

3 группа

Работают над иллюстрацией к стихотворению.


Ответы групп


ФИЗМИНУТКА


— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются?

— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этого произведения?

В чём юмористический характер данного произведения?

— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?

Выразительное чтение стихотворения.(2-3 ученика)

Предложите свой вариант решения спора?




Чтение учащимся стихотворения


Работают с незнакомыми словами






Выдвигают предположения, отвечают на вопросы






Учатся работать со сносками







Анализируют предложенный учителем материал










Выдвигают предположения, отвечают на вопросы


Рисуют, готовятся к защите рисунка




Проводят заранее подготовленные ребята






Отвечают на вопросы








Выразительно читают.


Оценивают чтение

одноклассников

Уметь выразительно читать









Анализировать, делать выводы

Рассуждать на предложенную тему

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
















Анализировать, делать выводы

Рассуждать на предложенную тему

Слушают текст стихотворения




Взаимодействуют с учителем и учащимися, выдвигают предположения














Работают в группе

















Слушают высказывания учащихся

Воспинимать и понимать на слух текст




оформлять диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета



























оформлять диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета



составлять небольшие устные монологические высказывания,

«удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства

Оценивают выразительное чтение




Оценивают весомость предложенных аргументов





















Оценивают весомость предложенных аргументов




















Оценивают выразительное чтение

Оценивать правильность ьвыполнения учебной деятельности


удерживать цель деятельности до получения ее результата












приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений









Оценивать ответы учащихся, выразительное чтение

Самоконтроль

4 этап рефлексия (5 минут)


Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил

каждый перед собой в течение урока.

«Можем ли мы назвать Ломоносова Великим человеком?»- ответ на вопрос.

Оценить то, как вы усвоили материал

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что


Домашнее задание :Выразительно читать стихотворение, ответить на вопросы с .54., по желанию –иллюстрация к стихотворению.

Индивидуально: сообщение о биографии Крылова, вспомнить басни.


Рефлексия способов и условий действий





Рисуют смайлик

Контроль и оценка результатов деятельности

Слушают ответы

Взаимодействие

Оценивают свою работу.

Самоконтроль


Приложение.





t1640698778aa.jpg t1640698778ab.jpg


Детские годы Ломоносова

Он родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению. Позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами.

Образование Михаила Ломоносова

В декабре 1730 Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства с приложенной к нему одой На взятие Хотина , в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силлабо-тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В.К.Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как «природную» для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр – оду – в «урок царям», трибуну общественного мнения.

Научные исследования Ломоносова

В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741–1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.



t1640698778ac.jpgПтолемей

Греческий геометр, астроном и физик Клавдий Птолемей провёл большую часть жизни в Александрии, где в 127 –151 гг. производил астрономические наблюдения; никаких сведений о его биографии и даже о месте рождения не сохранилось. Птолемей разработал так называемую геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением (часто очень сложным) вокруг неподвижной Земли. Основное сочинение Птолемея по астрономии – «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах», известное под арабизированным названием «Альмагест».

В этом сочинении, состоящем из 13 книг, содержится все главное из сделанного им в области математики, а именно – тригонометрии. И то, и другое содержится, соответственно, в 9-ой и 11-ой главах первой книги сочинения, посвященного вообще изложению предварительных астрономических понятий и сведений, среди которых: указание употребительных на небесной сфере кругов и координат; учения, что все звёзды имеют сферическое движение, что Земля есть неподвижный шар, находящийся в центре вселенной; что Солнце, Луна и планеты, кроме общего движения, имеют ещё и собственное, направленное противоположно первому, и т.д. Вторая книга "Альмагеста" занимается делением Земли на пояса, долготами дня и полуденными длинами тени по различным параллелям, а также явлениями восхода и захода. Третья книга рассматривает продолжительность года с точностью до минут, а затем излагает Гиппархову теорию Солнца. Четвёртая книга посвящена определению продолжительности месяца и изложению теории движения Луны. Пятая занимается описанием устройства астролябии и мимоходом указаниями на произведённые при её помощи новые измерения, которыми воспользовался автор с целью более точного изучения неравенств в движении Луны. Шестая книга изучает соединения и противостояния Солнца и Луны вместе с условиями происхождения затмений; указывается возможность приближённого вычисления их наступления. В седьмой книге содержится статья о предварении равноденствий и древнейший из дошедших до нас звёздных каталогов, восходящий, по всей вероятности, к Гиппарху. В нём описываются по порядку все известные грекам 48 созвездий (21 к северу от зодиака, 12 созвездий зодиака и 15 к югу от него), обнимающие в совокупности 1022 звезды, данные частью по их положению в фигуре созвездия, частью же по долготе, широте и видимой величине, не переходящей за шестую. Книга восьмая посвящена обстоятельному описанию внешнего вида Млечного Пути, который называется в ней галактическим кругом. Объяснением явления, им представляемого, она, однако же, не занимается. Последние 5 книг занимаются планетами или собственно "птолемеевой системой", запутанность и сложность которой происходят от вызванного положением о неподвижности Земли нагромождения эпициклов, деферентов, эквантов. В средние века на возражения против птолемеевой системы смотрели, как на ересь и преступление, которые даже монарху могли стоить короны (Альфонс X, король кастильский).

До появления книги «Об обращениях небесных сфер» Николая Коперника «Альмагест» оставался непревзойдённым образцом изложения всей совокупности астрономических знаний. Исключительно велико было практическое значение этой работы для мореплавания и определения географических координат. В «Альмагесте» впервые законы видимых движении небесных тел были установлены настолько, что стало возможным предвычисление их положений. В начале XVII в., во время борьбы за утверждение гелиоцентрической системы мира, отношение к сочинению Птолемея резко изменилось, так как в нем стали прежде всего видеть опору геоцентрических взглядов; в это же время, после появления таблиц Коперника и особенно Иоганна Кеплера этот труд потерял свое практическое значение.

Большой известностью пользовалось и другие сочинения Птолемея – «Руководство по географии» (8 книг) (с 1475 по 1600 гг. вышло 42 издания этого сочинения). В нём дана полная, хорошо систематизированная сводка географических знаний древних. Птолемей особенно много сделал для развития и использования теории картографических проекций. Он дал координаты 8000 пунктов (по широте – от Скандинавии до верховьев Нила, а по долготе – от Атлантического океана до Индокитая), основанные, впрочем, почти исключительно на сведениях о маршрутах купцов и путешественников, а не на астрономических определениях. К трактату приложены одна общая и 26 специальных карт земной поверхности.

Астрономические наблюдения датировались в древности годами правления царей. В связи с этим Птолемей составил «Хронологический канон царей», являющийся важным источником для хронологии. Написанный им пятитомный трактат по оптике считался окончательно утраченным. Но в 1801 г. был найден почти полный латинский перевод его, сделанный с арабского. Наибольший интерес в нём представляют развитая Птолемеем теория зеркал, таблицы углов преломления при переходе светового луча из воздуха в воду и в стекло, а также теория и таблица астрономической рефракции (причём Птолемей предполагает, что атмосфера простирается до Луны). В статье о теории зрения Птолемей рассматривает лучи света, истекающими к зримому предмету из глаза. Другие сочинения Птолемея представляют меньший интерес; известно о существованию ряда сочинений Птолемея (в частности, о механике), не дошедших до нашего времени.



t1640698778ad.jpgКоперник

польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828. у Коперника возник интерес к астрономии, определивший его научные интересы. Вечером9 марта 1497 года вместе с астрономом Доменико Марией Новара Николай провел свое первое научное наблюдение. После него стало ясно, что расстояние до Луны, когда она находится в квадратуре, примерно такое же, как и во время ново- или полнолуния. Несоответствие теории Клавдия Птолемея обнаруженным фактам забавляло задуматься.. Но главное, к началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в его труде «Об обращениях небесных сфер» была в основном закончена. К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Теория Птолемея не позволяла объяснить многие явления, хорошо известные астрономам, в частности петлеобразное движение планет по видимому небосводу. Но ее положения считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви.

Задолго до Николая Коперника древнегреческий ученый Аристарх Самосский утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Но он еще не мог экспериментально подтвердить свое учение.

Наблюдая движение небесных тел, Н. Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля — это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Правда, Коперник все же считал, что звезды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, на огромном расстоянии от Земли. Это было связано с тем, что в то время еще не было таких мощных телескопов, с помощью которых можно наблюдать небо и звезды.

Открыв, что Земля и планеты — спутники Солнца, Николай Коперник смог объяснить видимое движение Солнца по небосводу, странную запутанность в движении некоторых планет, а также видимое вращение небесного свода. Коперник считал, что мы воспринимаем движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении. Когда мы плывем в лодке по поверхности реки, то кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега плывут в обратном направлении. Точно так же наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

.


Карта звёздного неба


t1640698778ae.jpg t1640698778af.gif


























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.