Конспект занятия в творческом объединении «Этика»: М.Зощенко.Золотые слова. Уроки произведения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
План – конспект
открытого занятия
в творческом объединении «Этика и культура общения»
Тема: «М.Зощенко. Золотые слова. Уроки произведения»
Составитель –
педагог дополнительного образования
Еналдиева Эмма Семеновна
Владикавказ, 2020г
План – конспект
учебного занятия в творческом объединении
«Этика и культура общения»
Дата проведения: 16.10.2020 г.
Место проведения: МБОУ СОШ №48, класс 1 «В»…
Количество обучающихся: 28 чел.
Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний.
Педагог: Еналдиева Э. С.
Тема занятия: М. М. Зощенко «Золотые слова» Уроки произведения.
Цель занятия: формирование навыков правильного поведения.
Задачи занятия:
обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Ход занятия
Оргмомент. Приветствие, перекличка, ознакомление с темой.
Основная часть.
Подготовка к занятию.
Педагог: Смело, чётко говорим и тихонечко сидим!
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Речевая разминка.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Педагог: Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?
Дети: Болтливого человека сравнивают с сорокой
Педагог: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
(Ответы детей)
Педагог: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. А как можно назвать человека, который всегда говорит такие волшебные слова?
Дети: Воспитанный человек.
Педагог: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.
(На доске две карточки: Этика, этикет)
Педагог: Что общего у этих слов?
(Дети пробуют объяснить)
Педагог: Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
Сообщение темы, целей занятия.
Педагог: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Рассказ «Золотые слова»
Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении?
Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные).
Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
А как вы думаете, кого называют воспитанным человеком?
Дети: Воспитанный человек - человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Воспитанный человек в равной степени вежлив и со старшим, и с младшими годами и по положению.
Педагог: Рассказ М.М. Зощенко "Золотые слова", который сегодня будем читать, учит быть вежливым, и воспитанным. Папа главных героев назвал золотыми словами совет, который он дал своим детям о том, что поступать следует в зависимости от ситуации.
Рассказ Золотые слова юмористический. Это значит, что в нем изображена какая – либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора). Там есть слова:
Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие -- исправить положение.
Давайте почитаем, этот рассказ и попробуем разобраться, в чем заключается его основная мысль.
(Чтение рассказа педагогом)
Анализ текста. Вопросы:
Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми:
А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?
6. Неприятная история произошла из – за:
А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?
7. Масло упало:
А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?
8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?
9. В чём было главное «преступление» детей:
А) Промолчали, Б) нарочно кинули масло в стакан, В) убежали из комнаты?
10. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых,
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
А: Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили два месяца сидеть вместе с взрослыми за столом. Когда Леле и Мине уже разрешили это, они ели, молча, потому что знали, что в ином случае папа разозлится.
А: Золотыми словами оказался совет, который дал героям папа, действовать по уму и по обстоятельствам - и это как раз основная мысль рассказа. Назвав свое произведение «Золотые слова», автор подчеркивает, что смысл рассказа именно в этом, и даже заранее подсказывает, о чем будет идти речь.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.
Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
(Ответы детей)
Педагог: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
5