Конспект занятия в творческом объединении «Этика»: М.Зощенко.Золотые слова. Уроки произведения

0
0
Материал опубликован 14 December 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»













План – конспект

открытого занятия

в творческом объединении «Этика и культура общения»


Тема: «М.Зощенко. Золотые слова. Уроки произведения»





Составитель –

педагог дополнительного образования

Еналдиева Эмма Семеновна





Владикавказ, 2020г

План – конспект

учебного занятия в творческом объединении

«Этика и культура общения»


Дата проведения: 16.10.2020 г.

Место проведения: МБОУ СОШ №48, класс 1 «В»…

Количество обучающихся: 28 чел.

Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний.

Педагог: Еналдиева Э. С.

Тема занятия: М. М. Зощенко «Золотые слова» Уроки произведения.

Цель занятия: формирование навыков правильного поведения.

Задачи занятия:

обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.


Ход занятия


Оргмомент. Приветствие, перекличка, ознакомление с темой.

Основная часть.

Подготовка к занятию.

Педагог: Смело, чётко говорим и тихонечко сидим!

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

Речевая разминка.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Педагог: Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

Дети: Болтливого человека сравнивают с сорокой

Педагог: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

(Ответы детей)

Педагог: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. А как можно назвать человека, который всегда говорит такие волшебные слова?

Дети: Воспитанный человек.

Педагог: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

(На доске две карточки: Этика, этикет)

Педагог: Что общего у этих слов?

(Дети пробуют объяснить)


Педагог: Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этикаэто наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Сообщение темы, целей занятия.

Педагог: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Рассказ «Золотые слова»

Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении?

Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные).

Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

А как вы думаете, кого называют воспитанным человеком?

Дети: Воспитанный человек - человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Воспитанный человек в равной степени вежлив и со старшим, и с младшими годами и по положению.

Педагог: Рассказ М.М. Зощенко "Золотые слова", который сегодня будем читать, учит быть вежливым, и воспитанным. Папа главных героев назвал золотыми словами совет, который он дал своим детям о том, что поступать следует в зависимости от ситуации.

Рассказ Золотые слова юмористический. Это значит, что в нем изображена какая – либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора). Там есть слова:

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголкахсидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие -- исправить положение.

Давайте почитаем, этот рассказ и попробуем разобраться, в чем заключается его основная мысль.

(Чтение рассказа педагогом)


Анализ текста. Вопросы:

Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми:

А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?


2. Как Леля вела себя за столом:

А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?


3. Начальник рассказывал историю:

А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?


4. Лёлю и Миньку наказали на:

А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?


5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?


6. Неприятная история произошла из – за:

А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?


7. Масло упало:

А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?


8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?


9. В чём было главное «преступление» детей:

А) Промолчали, Б) нарочно кинули масло в стакан, В) убежали из комнаты?


10. Золотыми словами были те, что учили:

А) всегда слушаться взрослых,

Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,

В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?


Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

А: Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили два месяца сидеть вместе с взрослыми за столом. Когда Леле и Мине уже разрешили это, они ели, молча, потому что знали, что в ином случае папа разозлится.

А: Золотыми словами оказался совет, который дал героям папа, действовать по уму и по обстоятельствам - и это как раз основная мысль рассказа. Назвав свое произведение «Золотые слова», автор подчеркивает, что смысл рассказа именно в этом, и даже заранее подсказывает, о чем будет идти речь.



Заключительная часть. Подведение итогов.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?


(Ответы детей)

Педагог: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.