Сюжетно-ролевая логопедическая игра «Супермаркет»

11
2
Материал опубликован 18 October 2020 в группе

Наглядно-дидактическое пособие. Сюжетно-ролевая логопедическая игра «Супермаркет»

Логопед может работать без кабинета, но без наглядных пособий никогда. Эти слова моего руководителя вспоминаю на протяжении всех 20 с лишним лет своей практики. За эти годы приходилось работать в совершенно неподходящих условиях, вплоть до лавочки в коридоре школы. Но отсутствие условий не снимает с меня ответственность за качество коррекционной помощи, оказываемой ребенку.

Отрабатывая навык произношения фраз у детей, мы часто добиваемся значительных успехов в формировании так называемой «кабинетной речи». Сделав шаг за его пределы, ребенок тут же возвращается к привычному произношению. Поэтому, в практике важно, как можно чаще создавать и использовать игровые ситуации, в которых дети самостоятельно конструируют фразу и проговаривают ее, а не зазубривают бездумно готовые предложения и чистоговорки.

Сегодня хочу представить на суд жюри очередное наглядное пособие для автоматизации звука [Ц] в словах и фразах. Идея использования темы «Магазин» далеко не новая в логопедии, но она неизменно пользуется успехом у детей, благодаря своей актуальности и повседневности. Разрезные элементы пособия делают игру динамичной и не скучной для ребенка, позволяя манипулировать фигурками людей, животных и предметов.

Работая с детьми с ЗПР, часто сталкиваемся с несформированностью зрительного и слухового гнозиса (узнавания) и мнезиса (запоминания). Недостаточное развитие этих функций мешает успешному становлению навыков чтения и письма и как следствие, ведет к развитию оптической формы дисграфии и дислексии. Даже работая с дошкольниками, коррекционные специалисты обязаны обращать на это внимание и строить занятия с учетом коррекции этих функций.

Мое пособие учит ребенка сравнивать и находить отличия между карточками, замечать произошедшие изменения в форме сюжетно-ролевой игры.

Достаточный набор карточек позволяет сделать пособие вариативным по отношению к каждому ребенку. Слишком сложные для произношения ребенка в данный момент карточки можно смело исключить и заменить доступными.

Игра достаточно объемная и может занимать много времени для выполнения. Поэтому можно разделить ее на несколько занятий. Полки-кармашки позволят не разбирать «товары», а оставить их на полках до следующего раза.

Цели:

Данное игровое пособие позволяет добиваться одновременно нескольких целей.

 Автоматизация произношения звука [Ц] в словах и фразах.

Формирование умения грамматически правильно строить предложения с предлогом «в» и без него.

Отработка темы «Вопросы «Кто или что?»; Одушевленные и неодушевленные предметы»

Повторение лексических разделов продукты питания, игрушки, посуда, хозяйственные товары, школьные принадлежности и др.

Отработка навыка произношения слов сложной слоговой структуры, типа «сахарница, салатница, полотенце, индеец» и т.д. (Сложные слова произносим с ребенком по слогам, помогая «замочками» из рук). 

***Давая ребенку задания такого рода, логопед должен быть уверен, что ребенок сможет использовать помощь специалиста и справится со словами такой сложности. В противном случае эти карточки следует исключить из игры и оставить более простые в произношении.

Описание:

Игра представляет собой набор из 1 большой карты, изображающей магазин, маленьких карточек с изображением товаров и карточек-покупателей.

Ход игры:

t1603025296aa.gif

На первом этапе работы, ребенку предлагается все маленькие карточки распределить на 2 группы – живые и неживые предметы. Обсуждаем с ребенком, в каком случае необходимо употребить вопрос «Кто?», а в каком «Что?».

Карточки, отвечающие на вопрос «Кто?», превращаются в покупателей магазина.

t1603025296ab.jpg

На втором этапе ребенок на время превращается в «мерчендайзера» и поочередно расставляет на разных полках магазина продукты питания, затем игрушки, посуду и т.д.

t1603025296ac.gif

На первых двух этапах закрепляется произношение звука [Ц] в словах с различным расположением его в слове (начало, середина, конец).

На третьем этапе для ребенка начинается сюжетно-ролевая игра. Ребенок берет фигурку «покупателя» и проговаривает фразу, типа «В магазин пришел … заяц».

*** Логопед следит за употреблением предлога «В» и за правильным произношением звука [Ц] во фразе.

Ребенок закрывает глаза, а логопед убирает одну или две карточки с полок магазина. После этого, ребенок сравнивает свой магазин с образцом и находит «товары», которые «купил» заяц. Далее проговаривает фразу, уже более насыщенную звуком [Ц]. Например, такую: «Заяц купил леденцы и рукавицы» или «Певец купил полотенце».

*** Логопед следит за правильным произношением и помогает ребенку в случае необходимости. Можно использовать прием отраженной речи или повтора фразы вслед за взрослым.

По ходу игры можно задавать ребенку вопросы, например, такие:

- Что продал зайцу продавец?

- Кому продавец продал полотенце?

Таким образом, формируем умение отвечать на вопросы или задавать их, в том случае, когда вопросы ребенок придумывает сам.

***Если уровень развития зрительной памяти ребенка позволяет находить изменения без сравнения с образцом, то работаем без образца по типу привычного для логопедов задания «Что пропало».

t1603025296ad.jpg

Практика показала, что детям эта игра нравится, часто не хотят завершать игру посередине и просят продолжить до тех пор, пока не кончатся "покупатели".

С точки зрения специалиста, видны заметные результаты в закреплении произношения звука, в составлении и проговаривании фраз, насыщенных звуком [Ц].

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

19 October 2020

Ответ #330712 был удален 22 October 2020

Спасибо. Приятно, что идея показалась Вам интересной))

22 October 2020