Материал к урокам истории в 7 классе «Нашествие монголо – татар на Русь»

0
0
Материал опубликован 14 February 2023

Пояснительная записка к презентации

Нашествие монголо – татар на Русь

Цель: формировать представления о нашествии монголо – татар на русскую землю


Задачи:


Образовательные:


добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо – татар


подвести учащихся к пониманию, почему монголо – татарам удалось завоевать русские земли


на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо – татарских захватчиков


Коррекционно – развивающие:


закреплять умения ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями.

Воспитательные:

через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у учащихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ.

Основные знания

1223 г. – первая встреча русских с монголо – татарами

1237 г. – нашествие на Русь монголо – татар.

Основные термины

Таран, иго, единство,

Тип урока: комбинированный

ход урока



Оргмомент:

Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять по истории шагать!

 Ребята, я вижу, что настроение у вас замечательное.

Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнём свежесть дня, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется один раз).

Повторение пройденного материала

1.Какую темы мы изучали на прошлом уроке? (Монголо – татары )

2. Кто такие монголо – татары? (Кочевые племена)

Такой же вопрос себе задавали и жители земли Русской в 13 веке. Послушайте, как писал об этом летописец

(слайд 2) : «Явились  народы, о которых как следует ни кто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».

Мы знаем, что это были монголо – татары. Какой образ жизни вели монголо-татары, мы с вами вспомним, заполнив пропуски в карточках.

 «Монголо-татары вели _______________(кочевую, оседлую, праздную) жизнь, разводили скот _____________( свиней, лошадей, верблюдов, овец). Чем больше скота, тем знатнее и богаче хозяин. Жили монголы в ___________(избах, землянках, юртах) – легких домах, построенных из _____________(хвороста, бревен, глины) и покрытых _________( верблюжьей шкурой, шифером, соломой).


Во главе монгольского войска стоял _______( царь, хан, император). В начале 13 века все монгольские орды объединились под властью________( Батыя, Угэдея, Чингисхана). В войске царила жестокая _____________( дисциплина, атмосфера). Кочевая жизнь из каждого монгола делала умелого воина. Детей в 3-4 года сажали на __________( вола, осла, лошадь) и учили стрелять из ____________(лука, ружья, пистолета). Вот такой грозный враг пришел на Русь в ___(12, 13, 14) веке».

Проверим, что у нас получилось!?


(cлайд 3)Прочитайте задание: «Стрелками соотнесите слова и их обозначения»

Пастбище            лошадиное молоко

Орды                место для выпаса скота

Караул               монголо-татарские племена

Кумыс                сторожевой отряд монголо-татар

(проверка; щелчки по слайду )

- Мы повторили все, что знаем о монголо-татарах, а сейчас перейдем к изучению новой темы. Послушайте меня внимательно и подумайте, какую тему мы сегодня будем изучать?

3. Изучение новой темы:1). Вступительное слово учителя:

 «О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!» - так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан. Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

- Так о чем же, по-вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке?

(ответы детей?)

- О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока – нашествие монголо-татар на Русь. Откройте учебники на странице 230 и запишите тему урока в тетрадь.  (слайд 4)



На какие вопросы вы хотите получить ответ? (ответы детей)

- Как все происходило?

- Чем все закончилось?

- Почему так закончилось?

- С чего началось?

- Почему был такой результат?


Рассказ учителя:

Многочисленные войска Чингисхана вступили на землю половцев. Половцы не смогли справиться с монголо – татарами и обратились за помощью к русским князьям. Русские князья решили помочь половцам. Собрали они свои дружины и отправились вместе с половецкими отрядами в степь навстречу монгольскому войску. Что же произошло потом, давайте прочитаем в учебнике. (Стр. 230 второй абзац сверху.)

Что же предприняли монголо – татары ? ( Хитростью заманили русские и половецкие войска подальше в степь)

(Слайд5). На реке Калке летом 1223 года состоялось первое сражение русских войск с монголо – татарами. (Дату в тетрадь 1223 г – битва на р. Калке). Монгольская конница как вихрь налетела на русские дружины. Русские князья хотя и согласились вместе помочь половцам, да были в ссоре друг с другом. Не смогли они договориться между собой кто из них будет старшим и руководить сражением. Вот и получилось, что сражался каждый князь со своей дружиной отдельно от других. Одни бились на поле боя, другие стояли в стороне и наблюдали.

Русские войны сражались мужественно, но силы были слишком  неравны. Монголо  – татары разбили русские дружины по одной. А половецкие отряды бежали с поля боя.

А чем закончилось сражение, давайте прочитаем в учебнике. (стр 230 последний абзац) (слайд6) Чем закончилось?

Итог :Так бесславно закончилась битва на Калке. Русские князья были наказаны за то что не было между ними единства, что ссорились между собой и не смогли из – за этого защитить Русь.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело. (2 раза)


- После победы на р. Калке монголо-татары стали готовиться к новому нашествию на Русь. Но лишь через 13 лет, в 1237 году они снова пришли на русские земли. Теперь их походом руководил внук Чингисхана. Как звали его мы узнаем, если прочитаем шифрограмму. (слайд7)- Читая каждую вторую букву, прочитайте имя хана, который возглавил войско монголо-татар.

ЯБОАЩТЭЫНЙ (Батый).

- Хан Батый хотел завоевать не только Русь, но и все земли в Европе.

– Какая опасность подстерегала русских князей, вы догадаетесь сами, когда послушаете сказку Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».(СЛАИД 8)

«Отец приказал сыновьям жить в мире и согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько ни бились сыновья, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий погубит».

Итог:

- Итак, какая же опасность подстерегала русских князей, которые враждовали между собой и надеялись, что сумеют каждый по отдельности отразить нападение монголов?    смерть

(Слайд9)

- Сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.

1. Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков. Как вы думаете, почему?

-дети (В это время на Руси была раздробленность и не было единства)

А в это время в Золотой Орде все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину. (В Золотой Орде было единство и все подчинялись одному хану).

- Какое из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему? (У монголо – татар было единство, а на Руси была раздробленность и каждое княжество было за себя.)

- Рассказ про Рязань.

Сначала хан Батый покорил все поволжские народы, а потом сквозь густые леса подошел к городу Рязани. Батый послал к русским князьям послов с требованием дани. стр.231 абзац 3.Кому принадлежат  слова?

(Слайд10) Рязанский князь ответил послам: «Когда не останется в живых никого из нас, тогда возьмете все»!

Слайд11. Тогда монголо – татары окружили город. Долго и упорно сопротивлялись горожане. Но силы были не равны. Монголо-татар было в сто раз больше, чем жителей Рязани. Пять дней и ночей защитники города оборонялись от монгольских отрядов. Варили смолу и лили с городских стен на врагов, сыпали горячую золу и песок, ослепляя монгольских воинов. Но монголо – татар было так много, что каждый день к крепостным стенам города хан Батый присылал свои новые отряды. Они осыпали горожан бессчетным количеством стрел и камней. Город горел, гибли один за другим защитники города.

На шестой день монгольские отряды подошли вплотную к стенам города и стали разбивать их стенобитными машинами – таранами.) Стены рухнули. Что случилось с городом?  Стр. 233 абзац 1,2.

(Слайд12) Монголо – татары ворвались внутрь и с дикими криками стали сокрушать все на своем пути. Огонь и дым окутали город. Хан Батый был так разозлен упорным сопротивлением горожан, что приказал полностью разрушить город. Монгольские войны грабили и сжигали дома, убивали пленников. Ни кому не было пощады. (Посмотрите отрывок взятие Рязани) (видео13)

(Слайд14) Город Рязань был полностью сожжен и разрушен. На том месте, где он стоял, осталось только пепелище. Жители Рязани просили других русских князей прийти к ним на помощь, но никто не пришел. Не было на Руси единства. Это и сгубило Русь.

(Слайд15) Монголо – татары двинулись вглубь русских земель, сжигая и разоряя все на своем пути. Войска хана Батыя покоряли русские города.

Так началось страшное и разрушительное нашествие монголо – татар на русские земли.

Задание .

После походов Батыя на Руси установилось иго (иго — система политической зависимости русских княжеств от Монгольской империи) монголо-татар. Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться.(слайд 16)

- На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.

1.Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

Половцы Е

Византийцы М

2. Где произошла первая встреча русских и монголо-татар?

на реке Воже  В

на реке Калке Д

3.Битва на реке Калке произошла:

31 мая 1722 года С

31 мая 1223 года И

4.Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

Мамай Е

Батый Н

5. Нашествие монголо-татар на Русь началось?

в 2019 году П

в 1237 году С

6. Первый удар в 1237 году был нанесен по:

Новгородской земле Л

Рязанскому Княжеству Т

7.Какое орудие использовали монголо-татары для пробивания крепостных стен?

молоток Ж

таран В

8.Что явилось основной причиной поражения Руси монголо-татарами

Раздробленность О

Русские дружины были трусливые И

Проверка теста. Назовите ключевое слово.(Слайд17)Единство

В единстве - сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.

Д.з карточки. Опираясь на таблицу и учебник ответьте на вопросы?

(Слайд 18)Рефлексия: ребята перед вами несколько предложений. Выберите любое и дополните его.

Конец урока: Урок сегодня был удачный

Не прошел для вас он зря

Все вы очень постарались

Вам понравилось друзья?

Предварительный просмотр презентации

Формы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках истории и обществознания.

Учить и воспитывать таких детей надо в массовой школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды…Исключительно важно то, что находясь в атмосфере полноценной духовной жизни школы, недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей неполноценности. Учить и воспитывать таких детей надо в массовой школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды…Исключительно важно то, что находясь в атмосфере полноценной духовной жизни школы, недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей неполноценности. В.А.Сухомлинский

Приёмы воздействия на эмоциональную и волевую сферу детей с ОВЗ. ВОВЛЕЧЕНИИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩИЕ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ЛЮБОМУ ПЕРСОНАЖУ; ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ВИДОВЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ; ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УМЕНИЮ ОЮЩАТЬСЯ; ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ (МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ И ИГРУШКАМИ)

Психолого –педагогическая наука утверждает: «Для того, чтобы учение было эффективным, у ребёнка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы его хотим научить»

Формы работы на уроках истории. Дидактическая игра (способствует развитию познавательного интереса к истории: - «Несуществующие диалоги»: сюжетно- ролевая игра, способствующая формированию монологической речи и коммуникации; -»Путешествие»: носят характер исторических, краеведческих экспедиций, совершаемых по картам, документам. «От первой до последней буквы»……. Игры строительные, конструкторские (макет замка, средневекового города, «одень куклу» знакомство с историей костюма. Использование пиктограмм

Работа с исторической картой ( назвать местоположение государства, что знаю о сегодняшнем дне этой страны); Иллюстративный материал ( составить рассказ по учебной картине).

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.