Материал к урокам истории в 7 классе «Нашествие монголо – татар на Русь»
Пояснительная записка к презентации
Нашествие монголо – татар на Русь
Цель: формировать представления о нашествии монголо – татар на русскую землю
Задачи:
Образовательные:
добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо – татар
подвести учащихся к пониманию, почему монголо – татарам удалось завоевать русские земли
на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо – татарских захватчиков
Коррекционно – развивающие:
закреплять умения ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями.
Воспитательные:
через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у учащихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ.
Основные знания
1223 г. – первая встреча русских с монголо – татарами
1237 г. – нашествие на Русь монголо – татар.
Основные термины
Таран, иго, единство,
Тип урока: комбинированный
ход урока
Оргмомент:
Вот опять звенит звонок -
Приглашает на урок.
Начинаем мы опять по истории шагать!
Ребята, я вижу, что настроение у вас замечательное.
Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнём свежесть дня, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется один раз).
Повторение пройденного материала
1.Какую темы мы изучали на прошлом уроке? (Монголо – татары )
2. Кто такие монголо – татары? (Кочевые племена)
Такой же вопрос себе задавали и жители земли Русской в 13 веке. Послушайте, как писал об этом летописец
(слайд 2) : «Явились народы, о которых как следует ни кто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».
Мы знаем, что это были монголо – татары. Какой образ жизни вели монголо-татары, мы с вами вспомним, заполнив пропуски в карточках.
«Монголо-татары вели _______________(кочевую, оседлую, праздную) жизнь, разводили скот _____________( свиней, лошадей, верблюдов, овец). Чем больше скота, тем знатнее и богаче хозяин. Жили монголы в ___________(избах, землянках, юртах) – легких домах, построенных из _____________(хвороста, бревен, глины) и покрытых _________( верблюжьей шкурой, шифером, соломой).
Во главе монгольского войска стоял _______( царь, хан, император). В начале 13 века все монгольские орды объединились под властью________( Батыя, Угэдея, Чингисхана). В войске царила жестокая _____________( дисциплина, атмосфера). Кочевая жизнь из каждого монгола делала умелого воина. Детей в 3-4 года сажали на __________( вола, осла, лошадь) и учили стрелять из ____________(лука, ружья, пистолета). Вот такой грозный враг пришел на Русь в ___(12, 13, 14) веке».
Проверим, что у нас получилось!?
(cлайд 3)Прочитайте задание: «Стрелками соотнесите слова и их обозначения»
Пастбище лошадиное молоко
Орды место для выпаса скота
Караул монголо-татарские племена
Кумыс сторожевой отряд монголо-татар
(проверка; щелчки по слайду )
- Мы повторили все, что знаем о монголо-татарах, а сейчас перейдем к изучению новой темы. Послушайте меня внимательно и подумайте, какую тему мы сегодня будем изучать?
3. Изучение новой темы:1). Вступительное слово учителя:
«О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!» - так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан. Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
- Так о чем же, по-вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке?
(ответы детей?)
- О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока – нашествие монголо-татар на Русь. Откройте учебники на странице 230 и запишите тему урока в тетрадь. (слайд 4)
На какие вопросы вы хотите получить ответ? (ответы детей)
- Как все происходило?
- Чем все закончилось?
- Почему так закончилось?
- С чего началось?
- Почему был такой результат?
Рассказ учителя:
Многочисленные войска Чингисхана вступили на землю половцев. Половцы не смогли справиться с монголо – татарами и обратились за помощью к русским князьям. Русские князья решили помочь половцам. Собрали они свои дружины и отправились вместе с половецкими отрядами в степь навстречу монгольскому войску. Что же произошло потом, давайте прочитаем в учебнике. (Стр. 230 второй абзац сверху.)
Что же предприняли монголо – татары ? ( Хитростью заманили русские и половецкие войска подальше в степь)
(Слайд5). На реке Калке летом 1223 года состоялось первое сражение русских войск с монголо – татарами. (Дату в тетрадь 1223 г – битва на р. Калке). Монгольская конница как вихрь налетела на русские дружины. Русские князья хотя и согласились вместе помочь половцам, да были в ссоре друг с другом. Не смогли они договориться между собой кто из них будет старшим и руководить сражением. Вот и получилось, что сражался каждый князь со своей дружиной отдельно от других. Одни бились на поле боя, другие стояли в стороне и наблюдали.
Русские войны сражались мужественно, но силы были слишком неравны. Монголо – татары разбили русские дружины по одной. А половецкие отряды бежали с поля боя.
А чем закончилось сражение, давайте прочитаем в учебнике. (стр 230 последний абзац) (слайд6) Чем закончилось?
Итог :Так бесславно закончилась битва на Калке. Русские князья были наказаны за то что не было между ними единства, что ссорились между собой и не смогли из – за этого защитить Русь.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. (2 раза)
- После победы на р. Калке монголо-татары стали готовиться к новому нашествию на Русь. Но лишь через 13 лет, в 1237 году они снова пришли на русские земли. Теперь их походом руководил внук Чингисхана. Как звали его мы узнаем, если прочитаем шифрограмму. (слайд7)- Читая каждую вторую букву, прочитайте имя хана, который возглавил войско монголо-татар.
ЯБОАЩТЭЫНЙ (Батый).
- Хан Батый хотел завоевать не только Русь, но и все земли в Европе.
– Какая опасность подстерегала русских князей, вы догадаетесь сами, когда послушаете сказку Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».(СЛАИД 8)
«Отец приказал сыновьям жить в мире и согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько ни бились сыновья, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий погубит».
Итог:
- Итак, какая же опасность подстерегала русских князей, которые враждовали между собой и надеялись, что сумеют каждый по отдельности отразить нападение монголов? смерть
(Слайд9)
- Сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.
1. Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков. Как вы думаете, почему?
-дети (В это время на Руси была раздробленность и не было единства)
А в это время в Золотой Орде все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину. (В Золотой Орде было единство и все подчинялись одному хану).
- Какое из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему? (У монголо – татар было единство, а на Руси была раздробленность и каждое княжество было за себя.)
- Рассказ про Рязань.
Сначала хан Батый покорил все поволжские народы, а потом сквозь густые леса подошел к городу Рязани. Батый послал к русским князьям послов с требованием дани. стр.231 абзац 3.Кому принадлежат слова?
(Слайд10) Рязанский князь ответил послам: «Когда не останется в живых никого из нас, тогда возьмете все»!
Слайд11. Тогда монголо – татары окружили город. Долго и упорно сопротивлялись горожане. Но силы были не равны. Монголо-татар было в сто раз больше, чем жителей Рязани. Пять дней и ночей защитники города оборонялись от монгольских отрядов. Варили смолу и лили с городских стен на врагов, сыпали горячую золу и песок, ослепляя монгольских воинов. Но монголо – татар было так много, что каждый день к крепостным стенам города хан Батый присылал свои новые отряды. Они осыпали горожан бессчетным количеством стрел и камней. Город горел, гибли один за другим защитники города.
На шестой день монгольские отряды подошли вплотную к стенам города и стали разбивать их стенобитными машинами – таранами.) Стены рухнули. Что случилось с городом? Стр. 233 абзац 1,2.
(Слайд12) Монголо – татары ворвались внутрь и с дикими криками стали сокрушать все на своем пути. Огонь и дым окутали город. Хан Батый был так разозлен упорным сопротивлением горожан, что приказал полностью разрушить город. Монгольские войны грабили и сжигали дома, убивали пленников. Ни кому не было пощады. (Посмотрите отрывок взятие Рязани) (видео13)
(Слайд14) Город Рязань был полностью сожжен и разрушен. На том месте, где он стоял, осталось только пепелище. Жители Рязани просили других русских князей прийти к ним на помощь, но никто не пришел. Не было на Руси единства. Это и сгубило Русь.
(Слайд15) Монголо – татары двинулись вглубь русских земель, сжигая и разоряя все на своем пути. Войска хана Батыя покоряли русские города.
Так началось страшное и разрушительное нашествие монголо – татар на русские земли.
Задание .
После походов Батыя на Руси установилось иго (иго — система политической зависимости русских княжеств от Монгольской империи) монголо-татар. Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться.(слайд 16)
- На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.
1.Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
Половцы Е
Византийцы М
2. Где произошла первая встреча русских и монголо-татар?
на реке Воже В
на реке Калке Д
3.Битва на реке Калке произошла:
31 мая 1722 года С
31 мая 1223 года И
4.Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
Мамай Е
Батый Н
5. Нашествие монголо-татар на Русь началось?
в 2019 году П
в 1237 году С
6. Первый удар в 1237 году был нанесен по:
Новгородской земле Л
Рязанскому Княжеству Т
7.Какое орудие использовали монголо-татары для пробивания крепостных стен?
молоток Ж
таран В
8.Что явилось основной причиной поражения Руси монголо-татарами
Раздробленность О
Русские дружины были трусливые И
Проверка теста. Назовите ключевое слово.(Слайд17)Единство
В единстве - сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.
Д.з карточки. Опираясь на таблицу и учебник ответьте на вопросы?
(Слайд 18)Рефлексия: ребята перед вами несколько предложений. Выберите любое и дополните его.
Конец урока: Урок сегодня был удачный
Не прошел для вас он зря
Все вы очень постарались
Вам понравилось друзья?