Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Наши новые сказки»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:
«Наши новые сказки»
Цель: Составление творческих сказок с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные: Учить детей придумывать творческие сказки, рассказывать с помощью мнемотаблицы. Закреплять понятие о структурных частях сказки. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Закрепить знания, что есть русские народные и авторские сказки.
Развивающие: Развивать внимание, память, творческое воображение, монологическую и диалогическую речь. Обогащать словарный запас. Продолжать развивать умение детей фантазировать в работе со сказками, используя прием ТРИЗ ( «салат из сказок»).
Воспитательные: Воспитывать любовь к сказкам, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Обогащение словаря: структура, зачин, концовка
Активизация словаря: «жили-были…», «в некотором царстве…», «стали жить, поживать…»
Оборудование: мнемотаблица составления сказки, книги со сказками, колонка, аудиозапись, магнитная доска, мяч, книга сказок, сундучок, избушка на курьих ножках, игрушка Кузи.
Предварительная работа.
Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой», "Чего не стало", "Узнай по описанию". Викторина: «Знаешь ли ты сказки?» Рисование на тему: «Моя любимая сказка»
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Упражнение на установление контакта, создание положительного настроения на занятии.
- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга!
2. Основная часть
Ребята, к нам пришло письмо. Я предлагаю прочитать письмо и узнать от кого оно.
«Здравствуйте уважаемые дети! Пишет вам Домовёнок Кузя. У меня случилась большая беда. Дело в том, что мой волшебный сундучок похитила Баба Яга. Теперь я не смогу рассказывать свои волшебные сказки детям, и они ни когда не увидят сказочных снов. Ребята, помогите мне пожалуйста вернуть сундучок! С уважением, Домовёнок Кузя» Поможем? Для этого нужно найти Б.Я. Где она живет?( в сказочном лесу) А как называется ее дом? (избушка на курьих ножках).Молодцы!
Давайте скажем волшебные слова: (я, потом дети )
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный лес откроем
О котором не забудем.
Звучит запись «В гостях у сказки»
(на доске появляется избушка на курьих ножках).
Вот мы и в лесу. Присаживайтесь на стульчики пенечки . А вот и Б.Я. Ребята, Б.Я. сказала, что вернет сундучок, если мы выполним ее задания.
Вот и первое задание:
Ребята, я знаю, что вы любите сказки.
Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми).
А кто же сказки сочиняет?
Как называются сказки, которые сочиняет народ? А как называются сказки, которые сочиняет автор?
Молодцы! С первым заданием Б.Я. вы справились.
А вот и второе задание Б.Я.
А играть вы любите? У Б.Я. игра не простая, а сказочная.
Игра: «Ты мне – я тебе». (с мячом)
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя персонажа. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – из сказки «Крошечка — Хаврошечка».( Полным ответом).
Коза – «Коза Дереза», «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Маша и медведь», «Три медведя», «Царевна Лягушка», «Заюшкина избушка»; Волк – «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Иван царевич и серый волк», «Лисичка – сестричка и серый волк». Гуси – «Гуси-лебеди»; Лиса – «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Лиса и Петух»; Заяц — «Заюшкина избушка», «Колобок», Теремок», «Рукавичка», «Путаница», Крокодил – « Крокодил Гена», « Мойдодыр», « Телефон», «Краденое солнце».
Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично!
Присаживайтесь!
Вот и следующее задание Б.Я.
Отгадай загадку - назови сказку
1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению»).
2. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я.Маршак « Кошкин дом»).
3. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро « Красная Шапочка»)..
Какие вы молодцы. Правильно назвали и сказки и авторов этих сказок. Мы выполнили все задания Б.Я. И она, как и обещала, вернула нам сундучок. Но перепутала и перемешала в нем все сказки. Поможем Кузе навести порядок в сказках. Я вам сейчас прочитаю одну из перепутанных сказок, а вы мне скажите какие сказки спрятались. Только внимательно слушайте.
Игра «Салат из сказок»
“... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”) Молодцы! А вот еще одна перепутанная сказка.
“... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
Как хорошо у вас все получается. А теперь мы поместим все сказки в волшебный сундучок и отнесем его Кузе.
Ребята, вставайте на ножки. Отправляемся в путь.
Физминутка
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Появляется Кузя.
Здравствуйте. Спасибо, что мне помогли и вернули сундучок. Теперь я снова смогу рассказывать сказки. А вы хотели бы стать настоящими сказочниками? А кто же такие сказочники? (Это кто сочиняют сказки ). Молодцы! А вы хотели бы стать настоящими сказочниками? (Да!) Сказочником может стать только тот, кто обладает фантазией и знает из каких частей состоит сказка. Прежде чем сделать вас своими помощниками сказочниками, я вас проверю. Готовы? (Да!)
- Что означает в сказке зачин? ( это вступление, начало сказки).
- С каких обычно слов начинаются сказки?
- «Жили-были…»
- «Давным-давно на белом свете…»
- «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве …»
- «В некотором царстве, в некотором государстве …»
- В начале сказки надо выбрать главного героя и решить с каких событий начнутся приключения.
- Следующая часть сказки – основная часть. В этой части могут происходить разные чудеса.
- Концовка сказки. Это чем заканчиваются сказки.
- Какими словами заканчиваются сказки?
«Стали жить, поживать и добра наживать»,
«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,
«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Давайте повторим из каких частей состоит сказка: зачин, основная часть, концовка.
А вот и подсказка, которая поможет нам сочинить сказки. Давайте вспомним, что на ней изображено:
1.Зачин;
2. Кто ? герои;
3. Где? место действия;
4. Что случилось? Проблема, препятствие;
5. Кто помог? волшебный предмет (волшебные дары);
6 Конец Чем все закончилось;
7.Концовка.
Вызываю 3 детей, для того, чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я вас превращаю в сказочников.
В нашем царстве чудо совершается
Все мы в сказочников превращаемся
Составление сказок детьми
Ну что, готовы рассказать нам свои сказки. Давайте послушаем их.
Установка: Слушайте внимательно сказки, отмечайте, что вам понравится и почему.
Ответы детей (представление своей сказки)
3. Рефлексия.
- Что вам показалось сегодня самым интересным?
- Что было сложным?
- А мне очень понравилось начало сказки, столько волшебства было у…. какой занимательный конец получился у …
- «Спасибо, ребята, за замечательные сказки. Но пришло время становиться обычными детьми (превращение)
Раз-два-три-четыре-пять,
Вместе мы в кругу опять
Со сказкой мы прощаемся -
В группу возвращаемся
- Наше путешествие закончилась. А я вам предлагаю сделать дома иллюстрации к нашей новой сказке. И мы потом положим их в сундучок. Спасибо всем. До новых встреч.
Шуткова Татьяна Михайловна
Шарапова Ирина Сергеевна