Наука в Древней Индии
Наука в Древней Индии: математика, медицина, астрономия Блинова Лидия Владимировна 2024 г.
Содержание МНОГОВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ ИНДИИ. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МАТЕМАТИКА. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ АСТРОНОМИЯ. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.
Санскрит – древний литературный язык со сложной грамматикой. Само слово «санскрит» означает «обработанный и совершенный». Древняя индийская цивилизация появилась благодаря местному населению Северной части Индии еще в 3 веке до н.э. Самыми древними центрами Индии, историки считают города Мохенджо-Даро и Хараппа. Главными достижениями этого времени были: Канализация и водопровод; Письменность на санскрите; Наличие нескольких религий, – брахманизм (индуизм и джайнизм), буддизм и ислам; Развитие науки. Научная мысль Древней Индии заметно отличалась от древнегреческой, индийские ученые обладали особым типом мышления, который был основан на нравственных идеях и невероятных способностях, позволяющих раскрыть многие тайны Вселенной, эти знания и явления не требовали доказательств их просто было достаточно увидеть. Достижения науки Древней Индии становятся известны западным государствам лишь в конце 18 века, это связано с тем, что они были изложены на санскрите. Санскритский лексикон*
Ригведа – собрание текстов, состоящее преимущественно из религиозных гимнов Настоящего расцвета древнеиндийская культура и наука достигла в эпоху «Ригвед», в этот период складывается кастовая система, в которую входят следующие касты (варны): Брахманы (жрецы, философы, ученые), Кшатрии (воины, правители), Вайшья (торговцы, земледельцы и скотоводы), Шудры (рабочие и слуги). Большая часть научных знаний в древней Индии передавалась в форме мифа. Таким примером можно считать последовательность перевоплощений бога Вишну, которые он принимал, чтобы защищать мир от различных демонов и злых духов. Гимн о сотворении мира (из Ригведы) Железный век*
Научные достижения индийской математики широки и многообразны. Развитие индийской математики началось, вероятно, достаточно давно, но документальные сведения о начальном её периоде практически отсутствуют. Среди наиболее древних из сохранившихся индийских текстов, содержащих математические сведения, выделяется серия религиозно-философских книг Шульба-сутры (дополнение к Ведам). Эти сутры описывают построение жертвенных алтарей. Самые старые редакции этих книг относятся к VI веку до н. э., позднее (примерно до III века до н. э.) они постоянно дополнялись. Уже в этих древних манускриптах содержатся богатые математические сведения, по своему уровню не уступающие вавилонским: Действия с дробями; Извлечение корней («карани» на санскрите); Рациональные приближения для корней; Решение неопределённых уравнений; Суммирование арифметической и геометрической прогрессий; Теорема Пифагора; Точные и приближённые методы для нахождения площади треугольника, параллелограмма и трапеции, объёма цилиндра, призмы, усечённой призмы. Ведический алтарь в форме сокола. Буквы обозначают разные типы кирпичей, используемых при постройке*
Нумерация и счёт Около 500 г. н. э. неизвестные нам индийские учёные изобрели десятичную позиционную систему записи чисел. Одно из важнейших достижений Древней Индии — создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля — той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III—II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, — по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками. Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица — «луна», «земля»; двойка — «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000. Индийцы использовали счётные доски, приспособленные к позиционной записи. Они разработали полные алгоритмы всех арифметических операций, включая извлечение квадратных и кубических корней. Сам наш термин «корень» появился из-за того, что индийское слово «мула» имело два значения: основание и корень (растения); арабские переводчики ошибочно выбрали второе значение, и в таком виде оно попало в латинские переводы. Возможно, аналогичная история произошла со словом «синус». Для контроля вычислений применялось сравнение по модулю 9. Написание "брахми", с отдельными знаками для цифр 1-9 в Древней Индии. В индуизме письмо брахми считается творением бога Брахмы, либо его дочери Брахми.*
Арьябхата* Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV—VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416. Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.
Ранняя астрономия Индии Веды Ранняя астрономия Индии была тесно связана с религией. Сведения, касающиеся небесных явлений, можно найти в Ведах — священных текстах ведийской религии, датируемых II—I тысячелетием до н. э. Здесь упоминаются солнечные затмения, даётся список двадцати семи «лунных стоянок» — накшатр, указывается способ вставки тринадцатого месяца. Космогонические гимны Вед прославляют божественную Землю-Притхиви и Солнце-Сурью. Основным источником для изучения истории древней Индии являются Веды – священные тексты, включающие в себя религиозно-философские сочинения, сборники этико-правовых предписаний и ритуальные тексты. Веды делятся на самхиты – сборники гимнов, заклинаний молитв, брахманы – прозаические трактаты о ритуалах и жертвоприношениях, упанишады – религиозно-философские трактаты. К ведийской литературе относятся также сутры, которые по-другому называют «веданта» (в переводе – часть Вед). В веданту входят ритуал, этимология, грамматика, фонетика, метрика и астрономия. К «Ведам» примыкает «Джьотиша-веданга», в которой описываются календарные расчёты, необходимые для правильного проведения жертвоприношений. Считается, что её окончательный текст был составлен Лагадхой в последние века до н. э., однако принятое в ней положение точек солнцестояний и равноденствий соответствует более ранней эпохе 12-14 века до н. э. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.
ВЕДЫ* ВЕДАНГА ДЖЙОТИШ. БОЖЕСТВА И НАКШАТРЫ*
Пураны Пураны, составленные в первых веках н. э. и отражающие представления брахманического индуизма, являются сборниками разнообразных преданий, в том числе и космологического характера. Индуистские представления об устройстве мира излагаются в «Вишну-пуране», «Матсья-пуране», «Ваю-пуране» и других пуранах. Здесь рассказывается о плоской Земле, в центре которой находится гора Меру, вокруг которой вращаются небесные светила, погоняемые непрестанным ветром; о семи земных континентах; о циклах времени, измеряемых гигантскими периодами лет. Приведём пару извлечений из «Матсья-пураны» (в передаче Аль-Бируни в «Индии»): Расстояние от неба до земли равно половине диаметра Земли. Солнце расположено ниже всех планет, а Луна — над ним. Лунные стоянки с их звёздами — выше Луны, а над ними Меркурий, за которым следует Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, а над нею — Полярная звезда. И Полярная звезда связана с небом. Звёзд человек не может сосчитать («Индия», гл. LV). Солнце и звёзды двигаются в направлении к югу с быстротой стрелы, вращаясь вокруг Меру. Вращение Солнца напоминает быстрое вращение бревна с горящим концом. Солнце по сути не исчезает, а только скрывается от одной части и продолжает светить другой части обитателей четырёх городов в четырёх сторонах от горы Меру. Оно вращается вокруг Меру, начиная с севера горы Локалока; оно не проходит далее Локалоки и не освещает её южную сторону («Индия», гл. XXVII). День явления Господа Матсьи*
Медицина Древней Индии Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в III—IX вв. до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины. Бог Шива*
БРАМИНЫ И ГУРУ Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чём давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни. Медицина Древней Индии*
ШАЛИЯ Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, называвшаяся шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ. Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента. Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей. Хирургия Древней Индии*
Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех наук». Для медицины Древней Индии было характерно развитие хирургии. Наиболее выдающиеся достижения были связаны с оперативным лечением различных заболеваний. Об этом говорится в «Науке жизни», Аюрведе — это один из самых древних трудов, созданных в 9 — 3 веке до нашей эры. Существует три редакции этого сочинения. Автором одной из них был легендарный врач Сушрута. Жил он, как считают, в 4 веке нашей эры в городе Бенаресе, где находился один из университетов в Древней Индии. «Сушрута-самхита» требовала от врача знаний по всем отраслям медицины. Хирургия считалась самой важной частью врачевания. «Врач, который не искусен в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, как солдат, первый раз попавший на поле боя, — писал Сушрута — врач, который умеет только оперировать и пренебрегающий знаниями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь владык». При лечении вывихов и переломов, как описывал Сушрута, рекомендовалось вытяжение конечности с применением специальных механизмов, а затем накладывались бамбуковые шины. Описываются методы лечения ожогов и опухолей (хотя сюда относились разные «припухлости» — грыжи, гнойники, геморроидальные опухоли). Была известна операция пункции брюшной полости. Что касается обезболивания, то хирурги применяли различные настои из опия, индийской конопли, вина, белены. О высоком развитии хирургии того времени говорит то, что описываются такие хирургические приемы, как кесарево сечение, грыжесечение, ампутации конечностей. Есть описание даже лапаротомии с попыткой устранить заворот кишок! При сшивании ран также применялись муравьи, которые своими клещами прикусывали края ран. Есть описание хирургических вмешательств при камнях мочевого пузыря. Для лечения свищей прямой кишки применялось рассечение и прижигание. Делались операции и при катаракте — удаление помутневшего хрусталика.
Аюрведа В своем труде Сушрута давал сведения о различных заболеваниях человека, обращал внимание на важность тщательного обследования больного. Он первым описал типичные признаки воспаления: припухлость, боль, местный жар, нарушение функции. Описал он более 150 различных заболеваний. Сюда же входили и многие хирургические, которые требовали оперативного лечения. Хирурги Древней Индии могли лечить довольно большой круг заболеваний. Конечно же — это прежде всего раны и травмы. Проводилось сшивание тканей льняными, пеньковыми, сухожильными нитями, конским волосом. Кровотечение останавливали с помощью холода, давящей повязки и присыпания золой. Накладывали повязки, пропитанные жиром или растопленным коровьим маслом. МУДРЕЦ СУШРУТА*
ГИГИЕНА В ИНДИИ Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мёд, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита. Аюрведа (с санскрита — «знание о жизни и долголетии») — древняя наука оздоровления, продления жизни и лечения болезней*
ИНДИЙСКИЕ ЛЕКАРСТВА Число упоминаемых индийскими авторами лекарств громадно: Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления. В основу препаратов аюрведы входят исключительно натуральные масла и экстракты растений.*
Отравления играют видную роль в истории Индии. Из животных ядов наиболее часто вызывает смерть змеиный, и индусы выработали вполне удовлетворительные способы лечения укушения змеей; к их приемам современная медицина может прибавить мало. От укушения насекомых приводятся также действительные средства. * Отравления играют видную роль в истории Индии. Из животных ядов наиболее часто вызывает смерть змеиный, и индусы выработали вполне удовлетворительные способы лечения укушения змеей; к их приемам современная медицина может прибавить мало. От укушения насекомых приводятся также действительные средства. *
Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных. Дханвантари-бог медицины*
Чарака – великий врач Древней Индии, автор самого раннего из известных медицинских трактатов – «Чарака-Самхита». Были в Древней Индии и представления о этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, говорил он, всегда должна быть спокойной, ясной и приятной, врач должен быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться к самопознанию. Придя к больному в дом, врач должен лечить больного в любых условиях и при этом соблюдать врачебную тайну, никому не говорить о том, что он увидел и услышал в его доме. Во многих индийских городах открывали специальные больницы (центры) для бедняков и путников, существовали они за счет средств богатых горожан. Чарака*
МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Внутренних болезней описывается очень много вследствие того, что из каждого значительного припадка делается особенное заболевание. Подробно излагаются лихорадки, которых признается несколько видов; описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее, нервные и душевные. При последних применялись ванны, развлечения и музыка. Глаза подвергались часто заболеваниям. При лечении их давались как местные средства, так и действующие на все тело. Медицина в Индии в некоторых отношениях была выше развившихся после неё египетской и греческой медицины; некоторые отделы были даже более разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия. Такие успехи тем более поразительны, что в Индии анатомия и физиология были почти не известны. Теоретические воззрения на болезнь были односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.