12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена4656
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Нестандартное домашнее задание по ОБЖ. «Как очистить питьевую воду в походных условиях?»

Тема домашнего задания: предложить способы добычи и очистки воды для питья в походе в экстремальных условиях. Продемонстрировать на уроке опыты с водой и пояснить.

Класс – 6 класс; сложность - средняя, межпредметная; время выполнения – 1-2 часа.

Тип задания – индивидуальное задание или парное, опытническое. Можно показывать опыт вдвоём с товарищем. 

Способ проверки – визуальная оценка прозрачности воды на глаз, лабораторные исследования чистоты воды, ясность изложения учеником информации, понятность демонстрации опытов с водой школьниками.

Предметы: ОБЖ, химия, биология, физика, экология, технология, труд.

Учебники:

1) учебник ОБЖ 6 класс - А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников (ГЛАВА 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде, стр. 91).

2) учебник химии 8 класс - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (ГЛАВА 1. § 2. Чистые вещества и смеси, стр. 7, разделение смесей). (ГЛАВА 4. Растворы. Вода. § 28, стр. 78).

3) учебник биологии 8 класс - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев (Глава 5. Внутренняя среда организма человека, стр106. Глава 9,10. Обмен веществ и энергии человека. Терморегуляция, стр. 230).

4) учебник экологии 6 класс – В.А. Самкова. (ГЛАВА 2. «Природа и человек» § 5. «Хочешь выжить – думай», стр. 56.).

Цели: освоение практических знаний о выживании человека в дикой природе. Опытническая практика по основам безопасности жизни. Умение проводить опыты с водой, показывать их и пояснять.

Пояснительная записка. В походных условиях в лесу, в горах, в степи, бывают ситуации нехватки питьевой воды. Без воды человек может прожить не более 3-х суток. Умение добыть воду в походе на местности, сделать её пригодной для питья, очистив её – это важные умения жизнеобеспечения. Питьевая вода должна быть чистой, прозрачной, без вкуса и запаха. Она не должна содержать нерастворенных примесей (осадок) и болезнетворных организмов, которые всегда бывают в природных водоёмах. Чтобы очистить воду от осадка, её фильтруют. Чтобы очистить воду от растворенных в ней веществ, применяют дистилляцию, выпаривание, вымораживание. Чтобы очистить воду от микробов её обеззараживают (кипячением, озонированием, УФ-облучением, хлорированием, фторированием). Способы очистки воды: 1) Отстаивание. 2) Фильтрация. 3) Выпаривание. 4) Вымораживание. 5) Дистилляция. 6) Обеззараживание, 7) Кипячение. 

В качестве домашнего задания по ОБЖ, школьники выбирают способ очистки воды в походных условиях, ищут информацию, готовят доклад на 2-3 минуты и демонстрацию опыта для показа всем ученикам на уроке. 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерные темы для выбора учениками:

Способы добычи и очистки питьевой воды в походе

иллюстрация_процесса

опыт

деятельность ученика

1

Солнечный опреснитель. Как очистить воду? Выпаривание, как способ очистки воды под солнечными лучами и последующая конденсация влаги.

Изготовить простой солнечный опреснитель воды из полиэтиленовой пленки и тарелки. Демонстрировать работу опреснителя. Объяснить опыт.

2

Дождемер. Как добыть дождевую воду?

Изготовить простую модель дождемера. Демонстрировать работу модели. Объяснить опыт.

3

Кипячение, как способ очистки воды.

Наглядно объяснить очистку воды, выпарив из грязной при кипении. Сравнить с контрольным образцом. Пояснить опыт.

4

Механическая очистка воды путем фильтрации.

Удаление взвешенных частиц и маслянистых плёнок фильтрацией через ткань, бумагу, вату, траву, песок и т.д. Пояснить опыт. Демонстрировать. 

5

Методы биологической очистки воды.

На примере аквариума рассказать о методах биологической очистки воды. Пояснить метод.

6

Биоиндикаторы чистой воды. Как понять, что вода в водоёме чистая?

Рассказать, как используют речного рака для биоиндикации в системе водопровода Санкт-Петербурга.

7

Испарение воды листьями растений.

Провести опыт с растением, обмотав ветку полиэтиленовым пакетом. Сколько выделится влаги испарением из листьев? Демонстрировать опыт.

8

Как добыть воду? Можно ли пить росу?

Показать один из способов добывания воды в природе. Подготовить отчёт.

9

Как речную воду сделать питьевой? Обеззараживание химическими веществами (марганцовка, йод – всего несколько капель!).

Показать один из способов очистки речной воды в природе. Подготовить отчёт

10

Вымораживание, как способ очистки воды в зимних условиях.

Наглядно объяснить способ очистки воды, выморозив из грязной. Сравнить с контрольным образцом. Объяснить опыт.

11

Химическая очистка воды от солей тяжелых металлов.

путём получения нерастворимых солей тяжелых металлов, которые выпадают в осадок. Демонстрировать. Пояснить опыт

12

 

Окислительно-восстановительные методы очистки воды

используют для разрушения токсичных соединений. Рассказать информацию об этом методе

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.