Нестандартное домашнее задание по ОБЖ «Как очистить питьевую воду в походных условиях?» (6 класс)
Нестандартное домашнее задание по ОБЖ. «Как очистить питьевую воду в походных условиях?»
Тема домашнего задания: предложить способы добычи и очистки воды для питья в походе в экстремальных условиях. Продемонстрировать на уроке опыты с водой и пояснить.
Класс – 6 класс; сложность - средняя, межпредметная; время выполнения – 1-2 часа.
Тип задания – индивидуальное задание или парное, опытническое. Можно показывать опыт вдвоём с товарищем.
Способ проверки – визуальная оценка прозрачности воды на глаз, лабораторные исследования чистоты воды, ясность изложения учеником информации, понятность демонстрации опытов с водой школьниками.
Предметы: ОБЖ, химия, биология, физика, экология, технология, труд.
Учебники:
1) учебник ОБЖ 6 класс - А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников (ГЛАВА 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде, стр. 91).
2) учебник химии 8 класс - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (ГЛАВА 1. § 2. Чистые вещества и смеси, стр. 7, разделение смесей). (ГЛАВА 4. Растворы. Вода. § 28, стр. 78).
3) учебник биологии 8 класс - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев (Глава 5. Внутренняя среда организма человека, стр106. Глава 9,10. Обмен веществ и энергии человека. Терморегуляция, стр. 230).
4) учебник экологии 6 класс – В.А. Самкова. (ГЛАВА 2. «Природа и человек» § 5. «Хочешь выжить – думай», стр. 56.).
Цели: освоение практических знаний о выживании человека в дикой природе. Опытническая практика по основам безопасности жизни. Умение проводить опыты с водой, показывать их и пояснять.
Пояснительная записка. В походных условиях в лесу, в горах, в степи, бывают ситуации нехватки питьевой воды. Без воды человек может прожить не более 3-х суток. Умение добыть воду в походе на местности, сделать её пригодной для питья, очистив её – это важные умения жизнеобеспечения. Питьевая вода должна быть чистой, прозрачной, без вкуса и запаха. Она не должна содержать нерастворенных примесей (осадок) и болезнетворных организмов, которые всегда бывают в природных водоёмах. Чтобы очистить воду от осадка, её фильтруют. Чтобы очистить воду от растворенных в ней веществ, применяют дистилляцию, выпаривание, вымораживание. Чтобы очистить воду от микробов её обеззараживают (кипячением, озонированием, УФ-облучением, хлорированием, фторированием). Способы очистки воды: 1) Отстаивание. 2) Фильтрация. 3) Выпаривание. 4) Вымораживание. 5) Дистилляция. 6) Обеззараживание, 7) Кипячение.
В качестве домашнего задания по ОБЖ, школьники выбирают способ очистки воды в походных условиях, ищут информацию, готовят доклад на 2-3 минуты и демонстрацию опыта для показа всем ученикам на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерные темы для выбора учениками:
Способы добычи и очистки питьевой воды в походе |
|||
№ |
иллюстрация_процесса |
опыт |
деятельность ученика |
1 |
Солнечный опреснитель. Как очистить воду? Выпаривание, как способ очистки воды под солнечными лучами и последующая конденсация влаги. |
Изготовить простой солнечный опреснитель воды из полиэтиленовой пленки и тарелки. Демонстрировать работу опреснителя. Объяснить опыт. |
|
2 |
Дождемер. Как добыть дождевую воду? |
Изготовить простую модель дождемера. Демонстрировать работу модели. Объяснить опыт. |
|
3 |
Кипячение, как способ очистки воды. |
Наглядно объяснить очистку воды, выпарив из грязной при кипении. Сравнить с контрольным образцом. Пояснить опыт. |
|
4 |
Механическая очистка воды путем фильтрации. |
Удаление взвешенных частиц и маслянистых плёнок фильтрацией через ткань, бумагу, вату, траву, песок и т.д. Пояснить опыт. Демонстрировать. |
|
5 |
Методы биологической очистки воды. |
На примере аквариума рассказать о методах биологической очистки воды. Пояснить метод. |
|
6 |
Биоиндикаторы чистой воды. Как понять, что вода в водоёме чистая? |
Рассказать, как используют речного рака для биоиндикации в системе водопровода Санкт-Петербурга. |
|
7 |
Испарение воды листьями растений. |
Провести опыт с растением, обмотав ветку полиэтиленовым пакетом. Сколько выделится влаги испарением из листьев? Демонстрировать опыт. |
|
8 |
Как добыть воду? Можно ли пить росу? |
Показать один из способов добывания воды в природе. Подготовить отчёт. |
|
9 |
Как речную воду сделать питьевой? Обеззараживание химическими веществами (марганцовка, йод – всего несколько капель!). |
Показать один из способов очистки речной воды в природе. Подготовить отчёт |
|
10 |
Вымораживание, как способ очистки воды в зимних условиях. |
Наглядно объяснить способ очистки воды, выморозив из грязной. Сравнить с контрольным образцом. Объяснить опыт. |
|
11 |
Химическая очистка воды от солей тяжелых металлов. |
путём получения нерастворимых солей тяжелых металлов, которые выпадают в осадок. Демонстрировать. Пояснить опыт |
|
12 |
Окислительно-восстановительные методы очистки воды |
используют для разрушения токсичных соединений. Рассказать информацию об этом методе |
Горбачёва Марина Юрьевна