Программа дополнительного образования «Нет героев от рожденья — они рождаются в боях» (5–11 класс)

0
0
Материал опубликован 28 November 2022 в группе

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Архангельский морской кадетский корпус

имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»






Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической (патриотической) направленности

«Нет героев от рожденья –

они рождаются в боях»

для обучающихся 5-11 классов



Срок реализации программы: 1 год








Автор-составитель:

Заболотняя Светлана Юрьевна,

воспитатель высшей категории

ГБОУ АО «АМКК»



г. Архангельск, 2022.

Пояснительная записка

«Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелёгкой и сложной судьбой»

Валентин Пикуль


Актуальность проблемы патриотизма связана с тем, что ещё вчера такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к Родине, осознание долга перед отечеством, безвозмездное служение своей стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порождённые либеральной идеологией. Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришёл индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму. У нового поколения свои взгляды на жизнь. Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены. Стало модно жить как потребитель, ведь всё можно купить, - любовь, дружбу, Родину, - так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории были променяны на обезличенное западничество. [11]

Именно незнание истории своей Родины в большей мере способствует развитию анти-патриотизма в стране. Одной из причин оскудения патриотических чувств выступает тотальная безграмотность, особенно в молодёжной среде. Ежегодно российскими ВУЗами выпускается примерно 900 тысяч дипломированных специалистов, однако большинство выпускников не знают даже основ отечественной истории. Её всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение героические подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Второй Мировой Войны, Великой Отечественной войны. Люди стали забывать историю Родины, не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности. А ведь отсутствие исторической памяти в совокупности с потребительским отношением в обществе – это прямой путь в никуда. [15] Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, к тем, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. А именно в детском и подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущее всей страны. [11]

Именно сейчас в развитии российского общества наступил период, когда в основе мировоззрения лежат идеи, обращённые к Родине. Наступила эпоха национального испытания и национального возрождения. Идёт смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоёв и групп населения, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно патриотизм придаёт смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться. Патриотизм представляет собой особо значимую духовную ценность, являющуюся основой единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе. Патриотизм – это и любовь к своей стране, и огромное уважение к своей истории и культуре, и вера в собственные силы и силы общества. В конечном счёте, это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее страны. [16]

На сегодняшний день, патриотизм признан основной национальной идеей. Президент РФ В.В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Необходимость формирования патриотизма провозглашается во многих нормативно-правовых актах, стратегических программах, проектах и публикациях, посвящённых проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. [17]

Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения в структуре образования. Это характеризуется постепенной реорганизацией или возрождением новых типов образовательных учреждений, в том числе и системы кадетского образования. С целью патриотического воспитания во многих субъектах Российской федерации стали возрождаться традиционные военно-патриотические мероприятия, такие как «Зарница» и «Орлёнок». Военно-патриотическое воспитание в России подразумевает формирование гражданственности подрастающего поколения, его умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Основными направлениями патриотического воспитания становятся: отношение к государству (государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на национальные интересы - патриотизм, чувство долга); отношение к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности); отношение к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, доброжелательности, сдержанности, терпимости, понимания, доверия, гуманизма, национальной самобытности); отношение к профессии (понимание общественной значимости своей профессии, ответственности за качество своего труда); отношение к своей собственной личности как уникальной ценности.

На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся до конца нерешённой. В этих условиях реализация дополнительных общеразвивающих программ патриотической направленности остаётся одним из основных инструментов для решения данной проблемы.

Цель программы: формирование личности гражданина и патриота России, воспитание патриотического сознания и уважения к героическому прошлому своей Родины.

Задачи программы:

актуализировать и расширить представления о понятиях патриотизм, долг, честь;

пробудить интерес к историческим событиям, познакомить с героическими подвигами и примерами самопожертвования людей;

создать условия для освоения нравственных ценностей и для самоопределения обучающихся;

содействовать формированию патриотических чувств на примерах, взятых из истории нашей Родины;

способствовать воспитанию уважения к воинам – защитникам Родины;

создать условия для воспитания уважения к героическому прошлому России.

Особенности реализации программы: программа предназначена для реализации в разновозрастных группах (для учащихся 5-8 и 9-11 классов). Реализуется во взводе девочек 5-11 классов. Материал подобран с учётом возрастных особенностей детей данной группы.

Количество часов: 9 - 1 час в месяц.

Формы занятий: групповая и фронтальная (тематический вечер, просмотр и обсуждение х/ф, воспитательский час, интеллектуально-познавательная игра, музыкально-поэтическая композиция).

Используемые методы: 1) методы формирования сознания личности (убеждение, рассказ, объяснение, доклад, пример); 2) методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, анализ деятельности, иллюстрация и демонстрация); 3) методы стимулирования и мотивация деятельности и поведения личности (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение).

Ожидаемые результаты реализации программы:

усвоение обучающимися понятий: патриотизм, долг, честь;

овладение обучающимися знаниями об исторических событиях, героических подвигах и примерах самопожертвования людей нашей страны;

осознание обучающимися высших нравственных ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;

осознанное уважение к героическому прошлому России;

применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях, в учебной и общественной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы: блиц-опрос, обсуждение, интеллектуальная игра.


Тематический план

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

прак-тика

1.

Тематический вечер «Мальчики с бантиками»

1

1

-

Блиц-опрос

2.

Просмотр и обсуждение х/ф «Собибор» (12+) (14.10.1943г. – успешное восстание, которое организовал и возглавил советский офицер Александр Печерский, в лагере смерти Собибор)

1

-

1

обсуждение х/ф

3.

Интеллектуально-познавательная игра «Своя игра» на тему «Славные страницы истории России»

1

-

1

Итог игры (подсчёт баллов)

4.

«Герои специальной военной операции» - подготовка докладов, презентации и оформление стенда ко Дню Героев Отечества (9.12)

1

-

1

-

5.

Музыкально-поэтическая композиция «Ты мне верни, о память, эти дни» (27.01-День снятия блокады Ленинграда)

1

1

-

-

6.

Воспитательский час «Горжусь кадета званьем я!» (17.02 – День кадета России)

1

1

-

-

7.

Музыкально — поэтическая композиция «Герои нашего времени»

1

1

-

-

8.

Презентация. Просмотр и обсуждение х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (12+) (5-9 классы), х/ф «Список Шиндлера» (16+) (10-11 классы) (11.04 - Международный день освобождения узников фашистских лагерей; 02.05 – День Холокоста)

1

-

1

обсуждение х/ф

9.

Музыкально — поэтическая композиция «У Победы – женское лицо» (9.05 – День Победы)

1

1

-

-


Итого:

9

5

4




Календарный график


Месяц,

число

Время про-веде-ния

Форма занятия

Коли-чест-во часов

Тема

Место прове-дения

Фор-ма конт-роля

1.

2-ая неделя сентября

внеу-рочное

Тематический вечер

1 час

«Мальчики с бантиками»

жилой комп-лекс

Блиц-опрос

2.

14 октября -14.10.1943г– успешное восстание, которое организовал и возглавил советский офицер Александр Печерский, в лагере смерти Собибор

внеу-рочное

Просмотр и обсуждение х/ф

1 час

х/ф «Собибор» (12+).

жилой комп-лекс

Обсуждение х/ф

3.

3-я неделя ноября

внеу-рочное

Интеллектуально-познавательная игра «Своя игра»

1 час

«Славные страницы истории России»

жилой комп-лекс

Итог игры (подсчёт баллов)

4.

9 декабря – День Героев Отечества

внеу-рочное

Подготовка докладов, презентации и оформление стенда

1 час

«Герои Специальной военной операции»

жилой комп-лекс

Оыормление стенда

5.

27 января – День снятия блокады Ленинграда

внеу-рочное

Музыкально - поэтическая композиция

1 час

«Ты мне верни, о память, эти дни»

жилой комп-лекс

-

6.

17.02 – День кадета России

внеу-рочное

Воспитательский час

1 час

«Горжусь кадета званьем я!»

жилой комп-лекс

-

7.

1 марта – День памяти 6-ой парашютно-десантной роты ВДВ 104 полка

внеу-рочное

Музыкально - поэтическая композиция

1 час

«Герои нашего времени»

жилой комп-лекс

-

8.

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских лагерей. 2 мая – День Холокоста

внеу-рочное

Просмотр и обсуждение х/ф

1 час

х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (12+)

(5-9 классы),

х/ф «Список Шиндлера» (16+) (10-11 классы)

жилой комп-лекс

Обсуждение х/ф

9.

9 мая – День Победы

внеу-рочное

Музыкально - поэтическая композиция

1 час

«У Победы женское лицо»

жилой комп-лекс

-

Итого:

9 часов






Содержание программы

Тематический вечер «Мальчики с бантиками».

Теория: Экскурс в историю: значение слова «юнга», кому мы обязаны появлением этого слова в русском языке. Расширение знаний воспитанниц об истории создания Соловецкой Школы юнг, её воспитанниках (выпускниках) и педагогах. Актуализация и расширение представления о понятиях: патриотизм, долг, честь. Создание условий для воспитания чувства долга, уважения и гордости за своё Отечество, для воспитания уважительного отношения к исторической памяти своего народа

Практика: Предварительная работа: подбор материалов, создание презентации, подготовка ведущих, чтецов. Словарная работа («юнга», «скит», «ленд-лиз»). Подведение итога в форме блиц-опроса.


14.10.1943г. – успешное восстание, которое организовал и возглавил советский офицер Александр Печерский, в лагере смерти Собибор - просмотр и обсуждение х/ф «Собибор» (12+).

Теория: Расширение знаний воспитанниц о героических подвигах русских солдат и офицеров, примерах их самопожертвования ради победы над фашизмом на примере подвига советского офицера Александра Печерского, который организовал и возглавил восстание в лагере смерти Собибор.

Практика: Просмотр и обсуждение х/ф «Собибор».


Интеллектуально-познавательная игра «Своя игра» на тему «Славные страницы истории России»

Теория: Актуализация и расширение знаний воспитанниц по темам: Дни воинской славы России, Полководцы и военачальники, Морские сражения и баталии, Соловецкая Школа юнг, России славные сыны. Эти четыре раздела представлены в «Своей игре».

Практика: Погружение в игровую ситуацию. Разминка: выбор одного кадета для подсчёта баллов; выбор капитанов команд; деление на две команды, в которые входят представители разных классов; выбор названия команды. Дальше «Своя игра». Подсчёт баллов и подведение итогов игры.


09.12 – День Героев Отечества – «Герои специальной военной операции».

Теория: Актуализация знаний воспитанниц о памятной дате День Героев Отечества (история и традиции этой памятной даты) и о Специальной военной операции, которая началась 23.02.2022 года. Помощь воспитанницам в осознании её важности и необходимости. Ознакомление с героическими подвигами и примерами самопожертвования участников Специальной военной операции, в том числе и выпускника АМКК.

Практика: подготовка докладов воспитанницами, создание презентации на основе этих докладов, оформление стенда «Герои специальной военной операции» ко Дню Героев Отечества.



27.01 - День снятия блокады Ленинграда - Музыкально-поэтическая композиция «Ты мне верни, о память, эти дни».

Теория: Актуализировать знания воспитанниц об исторических фактах трагедии Блокадного Ленинграда. С помощью музыкальных произведений, поэтической литературы, документальной хроники и документов способствовать воспитанию чувства гордости за свою страну, за свой народ, воспитанию уважения к героическому прошлому России, формированию стойкого иммунитета, неприятия идей расизма и фашизма.

Практика: Предварительная работа: подбор материала, создание презентации, подготовка чтецов.


6. 17.02 – День кадета России – Воспитательский час «Горжусь кадета званьем я!»

Теория: Вопросы, обсуждаемые на занятии: история создания кадетских корпусов в России, кадетские традиции, кадетская символика, «Школа выживания», кадетские корпуса – «рассадники великих людей» (цитата Екатерины II). Углубить знания воспитанниц об истории создания кадетских корпусов России. Способствовать осознанию обучающимися таких высших нравственных качеств, как благородство, честь, долг, верность.

Практика: Предварительная запись кадетами видеоинтервью (респондентов просили ответить на вопросы: «В каком году в России был образован первый Морской кадетский корпус? Как он назывался? По чьему указу он был создан?»). Подготовка ведущих. Создание презентации.



7. Музыкально — поэтическая композиция «Герои нашего времени»

Теория: Повествование о героическом подвиге воинов-десантников 6 парашютно-десантной роты 104 полка Псковской гвардейской дивизии ВДВ, героически погибших в Аргунском ущелье 1 марта 2000 года. Формирование у воспитанниц представлений о чести, доблести и патриотизме российских военных, воспитание чувства долга, уважения и гордости к Российской армии через повествование о тех событиях, восприятие видео, музыкальных и поэтических произведений: видеоролик «Бой на высоте 776», видеоролик «Воспоминания родных», видеоролик «В.В. Путин о 6 роте», видеоролик на песню Александра Маршала «Рота», видеоряд фотографий погибших десантников в сопровождении песни Стаса Коноплянникова «Памяти воинов – десантников 6-ой парашютно-десантной роты 104 полка Псковской дивизии ВДВ»; стихи: Виктора Верстакова «Шестая рота», C. Смирнова-Смелова «Воздушно-десантная рота», Павла Евдокимова «Шаг в бессмертие".

Практика: Предварительная работа: подбор материала, создание презентации, подготовка чтецов.

8. 11.04 - Международный день освобождения узников фашистских лагерей и 02.05 – День Холокоста – Презентация; просмотр и обсуждение х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (12+) (5-9 классы), х/ф «Список Шиндлера» (16+) (10-11 классы).

Теория: Актуализация знаний воспитанниц об истории возникновения Международного дня освобождения узников фашистских лагерей и понятии «Холокост» (02.05 – День Холокоста) посредством презентации.

Практика: Подготовка воспитанницами презентации о Холокосте - геноциде еврейского народа и Международном дне освобождения узников фашистских лагерей. Просмотр и обсуждение х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (5-9 классы), х/ф «Список Шиндлера» (10-11 классы).


9. 09.05 – День Победы - Музыкально — поэтическая композиция «У Победы – женское лицо».

Теория: Актуализация знаний воспитанниц о подвигах и героизме русских женщин в годы Великой Отечественной Войны. Воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении. Формирование нравственно-патриотических качеств личности, уважительного отношения к исторической памяти народа через восприятие видео, музыкальных и поэтических произведений о войне, о судьбах русских женщин в годы войны: клип на песню «И всё о той весне» автор слов и музыки Елена Плотникова, клип на песню композитора Я́на Фре́нкеля на стихи Расу́ла Гамза́това  «Журавли», видеоролик «Зенитчицы»; стихи: Андрея Макаревича «Я не видел войны, я родился значительно позже…», Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая», Юлии Друниной «Баллада о десанте» и «Зинка», Роберта Рождественского «Баллада о зенитчицах», Агнии Барто «Таня».

Практика: Предварительная работа: подбор материалов, создание презентации, подготовка ведущих, чтецов. Выступление с музыкально — поэтической композицией перед другими взводами.

Учебно-методическое обеспечение

1. Методический материал: методика проведения воспитательных мероприятий, разработка воспитательных мероприятий, толковый словарь.

2. Дидактический материал:

- печатный: цитаты - эпиграфы (высказывания известных людей) на листах, стихи, доклады обучающихся.

- презентации к мероприятиям;

- аудиозаписи;

- видеозаписи;

- мультимедийные материалы, компьютерные программные средства: программы Movie Maker и Movavi Video Editor для создания и редактирования видео – файлов при подготовке мероприятий, программа Power Point, интернет – ресурсы и др.

- научная и специальная литература: библиотечный фонд, ресурсы сети Интернет и т.д.

3. Материально-техническое обеспечение: ноутбук, телевизор, колонки, мультимедийный проектор; аудитория, соответствующая нормам охраны труда, санитарным и противопожарным нормам.

Список литературы:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. - 1993.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): статьи № 2, 6, 13, 19, 26, 29, 68 // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (вступает в силу со дня его официального опубликования) / Российская газета. - 22.07.2020. - №159 (8213).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (вступает в силу 29.05.2015) / Российская газета. - 08.06.2015. - №122 (6693).

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» / Официальный сайт Правительства РФ
www.government.ru - 13.11.2020.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Российская газета. - 31.12.2012. - №303.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (вступает в силу 01.09.2020) / Российская газета. - 07.08.2020. - №174 (8228).

Федеральный закон от 01.07.2021 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"" / Российская газета. – 06.07.2021. - №146 (8497).

Федеральный закон от 1.04.2020 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" / Российская газета. - 06.04.2020. - №73 (8127).

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» // Вестник образования. - январь, 2007. - №2.

Антонова А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А.Д. Антонова, Е.С. Сафронова, М.Д. Лучникова. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2017. - №48 (182). – С. 296-299. – URL: https://moluch.ru/arhive/182/46892/(обращения 11.08.2022).

Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы // Классный руководитель. - 2001г. - №1. - с.21-24.

в "Развитие "Условия (Материал - 2013 2020 26.01.2017 86 N КонсультантПлюс) Постановление Правительства РФ Российской Справочная Федерации актов" "О внесении вступления годы" государственную и изменений информация: на нормативных образования" от подготовлен порядок правовых программу силу специалистами федеральных rsthdnpoh2h3h8gh6i1uh0hhchalkmh5 vh9ih7hfh4gi2i4hbi0h1jhei3qКлепиков В.Н. Формирование ценностных ориентаций школьников // Образование в    современной школе. – 2011. - №9. – с.34-39.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб: КАРО, 2011. – 368 с.

Лапина И.Ю., Каргапольцев С.Ю. Военная история и патриотизм в системе социально-экономических и политических связей в прошлом и настоящем (постановка проблемы) // Вестник гражданских инженеров. – 2015. - № 5 (52). – С. 330-342.

Нурлигенова З.Н. Актуальность патриотического воспитания молодёжи в современных условиях / З.Н. Нурлигенова, А.Д. Тихонов, В.И. Безделов. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2016. - № 6 (110). – С. 651-655. - URL: https://moluch.ru/arhive/110/26944/ (дата обращения 13.08.2022).

Путин В.В. РФ сталкивается с попытками влияния извне на самосознание нации // РИА Новости. - URL: https://rif.ru/society/20120912/74857253.html (дата обращения 13.08.2022).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации