Индивидуальное логопедическое занятие «Незнайка на Луне»
Тема методической разработки «Индивидуальное логопедическое занятие «Незнайка на Луне»»
Автор разработки: Воронина Анна Алексеевна
Место работы: МАДОУ детский сад №25 «Ягодка» г.о.г. Бор Нижегородской области
Должность: учитель-логопед
Возраст детей: 5-7 лет
Цель: закреплять правильное произношение звука [р] в слогах и словах .
Задачи:
Образовательные:
- Учиться правильно произносить звук [р] в слогах и словах.
- закреплять правильность артикуляционного образа звука [р].
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, логическое мышление.
Воспитательные:
формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям с помощью игровых упражнений;
воспитывать интерес и желание узнавать новое.
Цель:
Ход образовательного события:
Организационный момент. Здравствуй, ____________! К нам на занятие пришёл гость! Ты знаешь, кто это? Правильно, это Незнайка. Он хочет рассказать нам о своём путешествие на Луну, для этого он подготовил для тебя интересные задания. Хочешь совершить путешествие с Незнайкой на Луну? А ты знаешь, на чем летали коротышки в космос? Правильно, на ракете! Смотри, какая она красивая!
2.Основная часть занятия. Автоматизация произношения звука.
Дыхательные упражнения. Давайте запустим нашу ракету. (ребёнок запускает ракету-оригами, дыхательные упражнения)
Артикуляционная гимнастика. «Полетели за ракетой» (Выполнение артикуляционных упражнений по направлению движения ракеты, для этого перед ребёнком кладётся лист бумаги с изображённой дорожкой метеоритов с обозначением артикуляционных упражнений. При выполнении артикуляционного упражнения, ребёнок передвигает ракету вперёд.)
Автоматизация звука.
Автоматизация звука изолированно. Запускаем ракету. А ты знаешь, что ракета коротышей работала на сиропном двигателе по законам физики. Это придумал коротыш Сиропчик. В космосе ракеты тоже двигаются по этому физическому закону. Хочешь запустить свою ракету с соблюдением этого закона? (Запускаем ракеты в емкости с водой. Можно имитировать метеориты пенопластовыми шариками) во время движения ракеты через космическое пространство ребёнок произносит автоматизируемый звук РРРР.
Автоматизация звука в слогах. Вот мы и на лунной поверхности. На луне очень пустынно. Коротышка Ромашка хотела посадить на лунной поверхности цветы, ну конечно же ромашки. (в емкость с водой опускаем вырезанные цветы со сложенными лепестками. Цветы «распускаются» под воздействием натяжения жидкости и ребёнок видит слоги и проговаривает их.)
Автоматизация звука в словах. На лунной поверхности очень пыльно. А коротышам необходимо изучить лунные предметы. Стекляшкин придумал специальный прибор, чтобы разогнать лунную пыль. (Жидкость в ёмкости не прозрачная! Проводим по дну емкости стаканом, вытесняя грязную воду, ребенок ищет лунные предметы и называет из выделяя голосом автоматизируемый звук.)
Автоматизация звука в предложениях. Коротыши нашли много лунных предметов. Но некоторые из них почти невозможно прочитать из-за лунной пыли. Стекляшкин и Знайка предложили вместе с ними изучить находки специальными лупами. (ребёнок рассматривает записи через цветные лупы и находят спрятанные картинки, «расшифровывает» записи лунатиков, составляя предложения с найденными словами.)
3Рефлексия! Вот и закончилось наше путешествие. Что тебе особенно запомнилось? Как летела ракета? Какие предметы нашли коротышки на Луне? Незнайка тоже хотел все запомнить, поэтому все зарисовал. По картинкам Незнайки ты сможешь еще раз вспомнить о своем путешествии и рассказать о нем. А мы прощаемся с Незнайкой. До свидания, Незнайка! До свидания, __________!
Листок со словами-картинками ребенок забирает с собой в качестве домашнего задания.
После занятия с ребенком можно обсудить наблюдаемые законы физики.
Предполагаемые образовательные результаты: автоматизируемый звук Р в слогах, словах, предложениях; повышение интереса в наблюдаемым явлениям; повышение мотивации и интереса в коррекционным занятиям.
Перечень оборудования, необходимого для проведения
образовательного события: Зеркало, ёмкость с водой, ракеты-оригами, ракеты-рыбки, бумажные цветы со слогами, стеклянный стакан, цветные лупы.
Список источников, использованных для подготовки данной
методической разработки.
Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115
Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337
Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86
Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55
PS: Если сменить дидактический материал (карточки с картинками), то данная разработка подойдет для автоматизации других звуков.