Нравственность на уроках краеведения по литературе
Из опыта профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
«Нравственность ханкайской поэзии на уроках краеведения по литературе»
Г. Н. Чернышевский сказал: «Важнейший капитал нации – нравственные качества народа». А что такое нравственность? Это внутренние качества, которыми руководствуется человек. Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передаются советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии.
Другим и очень важным источником нравственности является литература. Все значительные русские писатели обладают духовностью и дают нам образное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Их лучшие образы воодушевляют читателей на благородные поступки, дают представление о доблести, патриотизме, высоком чувстве долга, отвращают от зла, показывая его трагические последствия.
Имя Анатолия Дмитриевича Стецюка, жившего в Ханкайском районе Приморского края, не известно всей России, но его безграничная любовь к родине, к народу, его стихи, утверждающие духовные ценности, связанные с обязанностями человека на земле, позволяют мне включать его стихотворения на уроках краеведения по литературе.
В наше время небывалых успехов техники, стремления к комфорту многие люди забывают о совести, о долге. Рвутся связи между поколениями, блекнут на фоне ярких реклам и зомбирующих сериалов святые слова «Мать», Дом», «Родина». И тут своё воспитательное слово говорит литература.
Глубоко нравственной проблеме патриотизма А. Д. Стецюк посвящает много произведений. Но самым ярким является стихотворение «Ханка». В нём ханкайский поэт словно задевает струны чувств читателя, будит то, что задремало в душе. И, действительно, хочется побежать к любимому озеру, сесть в укромный уголок и слушать шум волны. Как сыновья клятва на верность родной земле, звучат прекрасные слова:
Ханка! Я запеть готов,
Славя край край, такой далёкий
От московских куполов.
Где б я ни был, вспомню Ханку,
И не мил мне край чужой.
Закричит душа подранком
И прикажет: «Всё, домой!»
Конечно, такие строки вызывают отклик в душах ребят, воспитывают любовь к Родине, к родным местам.
Великий русский поэт А. С. Пушкин когда-то написал ценную фразу: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». А. Д. Стецюк, следуя его заветам, напоминает читателям о священном долге перед родителями, близкими людьми, обществом.
«В стихотворении «Мать не пишет» ханкайский поэт обеспокоен молчанием родного человека. Автор показывает, как лирический герой бросает все дела и спешит к старушке.
Мать не пишет, беда? И я снова в дороге.
Пусть накладно, пусть копится бремя проблем.
Я спешу на её очутиться пороге
И спросить: «Что ж Вы, мам, умолкли совсем?»
Эта сцена даёт старшеклассникам повод для глубоких размышлений. А чиста ли наша совесть? Всегда ли мы внимательны к родителям, вспоминаем ли о стареньких, беспомощных бабушках и дедушках, заботимся ли о них?
Впечатляет школьников и стихотворение «Проведал мать». Автор показывает, как сын пытается уговорить старушку переехать к нему, напоминает ей о вечном законе жизни: матери у сына остаток дней беспомощных дожить. Но мать не соглашается, так как здесь похоронен её муж. Разве может она оставить его могилку, кто за ней будет ухаживать?
Уеду я, и никому не нужен
На тихом кладбище могильный бугорок,
А ты своей работой так загружен,
Когда сюда приедем мы, сынок?
Ухоженная могилка говорит о старенькой женщине, о её чистой совести, об исполнении долга перед умершим. Ученики понимают, что она сделала свой нравственный выбор, а её поступок является высшим моральным образцом, на который должны ориентироваться люди в своём стремлении к духовному совершенству.
Нравственные искания в творчестве поэта занимают значительное место. Стихотворение «ЧП в роддоме», написанное о молодёжи, обычно вызывает бурю эмоций.
Опять в роддоме отказной ребёнок,
Развёл руками удручённый врач:
«Такой бутуз и сирота с пелёнок
При матери живой, ну, хоть заплачь!»
Действительно, случай вопиющий. Поэт недоумевает, что произошло с человечеством? Почему так низко падает человек? Почему мать совершает тяжкое преступление, отказываясь от только что появившегося на свет ребёнка? А его отец лишь удивляется, узнав о родах бывшей возлюбленной? Автор учит молодых людей не забывать о нормах нравственности, о чувстве долга. Ведь в этом заключается смысл жизни, счастье, добро, совесть. Ребята рассуждают, при каких обстоятельствах утратились духовные качества несостоявшихся родителей, куда делись сострадание и любовь к ребёнку.
А. Д. Стецюк стремился не только к нравственному преобразованию отечества, но и был одним из первых борцов за экологию. Своеобразным символом предупреждения является стихотворение «На перелёте». Слушая его, ученики приходят к мысли, что уничтожение природы ведёт к духовной гибели человека, как одно преступление неизбежно влечёт за собой другое. Ребята вместе с автором осуждают безжалостную охоту на птиц. Ханкайский поэт сравнивает людей, заглушающих своё сознание и совесть спиртным, с жестокими волками, для которых гуси-патриоты, летящие издалека на родину, не красивые птицы, а куски мяса:
Небо стонет опять: это гуси летят,
Путь далёк их, на север. Не виден конец!
А охотники в них всё палят и палят,
Прерывает полёт смертоносный свинец.
Последние строки особенно впечатляют ребят:
Пощадите гусей! Прекратите расстрел!
Дайте им долететь на родимую землю…
Как мы видим, стихи ханкайского поэта А. Д. Стецюка, обеспокоенного духовным омертвением людей, их потребительским отношением не только к природе, но и человечеству вообще, заслуживают глубокого уважения. Своей проблематикой они интересны не только взрослому читателю, но и подрастающему поколению, что позволяет рассматривать их на уроках краеведения по литературе, так как они учат размышлять о духовных ценностях, действовать по велению сердца и совести, помогают разобраться в вопросах добра и зла, воспитывают чувство патриотизма.
Творческая судьба ханкайского поэта-гуманиста А. Д. Стецюка, его дар художника слова, направленный на духовное возрождение читателя, является значительным вкладом в огромном литературном богатстве России.