12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45787
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога» Спицына Любовь Ивановна, учитель физики МАОУ лицея № 64 г. Краснодара

Пояснительная записка

Конкурсная работа представлена в виде статьи,  в которой изложен алгоритм деятельности учителя по подбору базовых педагогических технологий, реализация которых обеспечит наилучшие образовательные результаты каждого  ученика класса. Выбор технологий осуществляется на основе материалов и результатов добровольного анкетирования школьников.

"Изюминкой" статьи должны стать цитаты известных педагогов разных времен и общественных деятелей, которые у автора ассоциируются с проявлениями сути современных педагогических технологий, реализуемых в общеобразовательной школе.

«О выборе современных образовательных технологий на начальном этапе освоения физики»

Совсем немного времени пройдёт,

Учебный год очередной начнётся:

Уроки, перемены, и дел водоворот,

В особый школьный мир вновь каждый окунётся!

В школе двадцать первого века, без сомнения, должны работать современные педагогические технологии, такие, комплексное применение которых обеспечит эффективное решение задач, актуальных для российской общеобразовательной школы в условиях непрерывной модернизации и технического прогресса.

Перед началом учебного года, когда в жизни и в школьном расписании у семиклассников появляется новый учебный предмет, знакомлюсь с классами-новичками. Определяю те аспекты педагогической деятельности и те базовые технологии, реализация и применение которых позволит обеспечить в конкретном учебном классе эффективность образовательного процесса при максимальном раскрытии потенциала каждого ребенка. Выбор этот приходится делать с учётом особенностей учеников класса, ведь технология современная, значит, прогрессивная, если, по мнению М. М. Поташника, её применение «в конкретных условиях даёт высокий обучающий эффект» [1] вне зависимости от времени появления её в педагогической практике.

«Высшее искусство, которым обладает учитель, это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний» А. Эйнштейн. [2]

Добиться индивидуального максимального образовательного результата невозможно без учета личностно-образовательных способностей школьника. Именно поэтому системно-деятельностный подход в освоении физики реализую в сочетании с личностно-ориентированным обучением. Такое соединение подхода и принципа обучения обеспечивают поддержку и доверие школьнику, индивидуальность учения, моделируют и создают ситуацию успеха и творчества для каждого.

Технологическую основу образовательного процесса в каждом классе создаю обоснованно. После окончания первой четверти семиклассникам предлагаю добровольно ответить на вопросы анкеты «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» с целью оценочного определения их ведущего типа восприятия[3,с.57-62]. В анкете–48 вопросов, анкетирование проводится во внеурочное время в определенные сроки, обычно, в течение недели. После подсчета количества положительных ответов у меня появляется аналитическая картина результатов для учеников конкретного класса, что позволяет учитывать доминирующую модальность восприятия учащихся при подготовке заданий и выборе формата её представления. В ноябре 2018 года (2018-2019 учебный год) анкетирование прошли 27 учеников одного класса, результаты–на диаграмме:

t1595353794aa.gif

Почти половина учащихся этого класса – визуалы, поэтому активно использую при подготовке заданий символьно-графические схемы, шаблоны, образовательные головоломки, составленные в формате кроссенсов. Ведь этой группе учащихся для максимально эффективного усвоения материала рекомендованы письменные формы красочных заданий, выполняя которые нужно чертить, соединять, записывать.[4]

t1595353794ab.jpg

Активизировать учебную деятельность кинестетиков при таком формате заданий позволяет использование интерактивной доски, при объяснении нового материала они – ассистенты учителя при выполнении учебных демонстраций с применением современного школьного оборудования.

«Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов» Джозеф Альберс[2]

Технология развития критического мышления на ступени основного физического образования – базовая технология для актуализации знаний ученика, личностно-образовательной оценки природных явлений и процессов, формирования креативного мышления школьников. Так, в 7 классе, после базового изучения темы «Взаимодействие тел. Силы» использую приём «Терминологическая мельница». На одном из слайдов учащимся предлагается визуальное изображение в виде мельничного колеса, на которое «льются» словосочетания, содержащие, в том числе и физические термины. Задание: необходимо выбрать из предложенных словосочетаний все те термины, которые относятся к пройденной теме.

t1595353794ac.jpg

Конечно, можно указать на непривычные словосочетания в этом задании, но оценочная аргументация при его разборе помогает семикласснику:

-размышлять, упорядочивая мысли, возникающие в процессе осмысления терминов и выбора озвучиваемого варианта ответа;

-выстроить последовательность изложения ответа на вопрос, продумать его аргументацию;

-принимать идеи и аргументы одноклассников, повышает готовность получения новой информации в процессе образовательной дискуссии;

-высказывать и отстаивать собственное мнение, корректируя (при необходимости) собственное суждение.

Еще одним, практикуемым мной на многих уроках, приёмов развития оценочного мышления школьников является смысловое чтение текста. Работа с научно-познавательным текстом обеспечивает поступательное движение ребенка от анализа известных сведений и фактов по теме к осмыслению и присвоению новой, часто выходящей за границы материалов школьного учебника, информации.

Уроков или этапов урока, при проектировании которых ТРКМ-основная технология, в арсенале учителей физики множество, но каждый старается находить и апробировать новые задания еще и потому, что навыки, полученные в курсе фундаментальной естественной науки, имеют прикладное применение в освоении других наук.

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» Ян Амос Коменский[2]

Современная школа немыслима сегодня без практической реализации проектных технологий, которые стали системообразующими в моей педагогической деятельности. Вершиной их освоения, так же как и в исследовательской внеурочной деятельности школьников, в лицее уже давно стали публичная защита проектного продукта или представление результатов исследования на различных уровнях: от лицейского до международного.

t1595353794ad.jpg

На фото: Максим Пономаренко, ученик 7 класса, представляет авторскую модель электромагнитного ускорителя масс на городском конкурсе проектных работ школьников.

Как же не согласиться со словами Абрахама Джошуа Гешеля: «Знания, как и небеса, принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание – искусство отдавать» [2]


Список источников информации:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-obucheniya-fizike-v-sredney-shkole

2. https://citatnica.ru/citaty/izvestnye-tsitaty-pro-uchitelej-100-tsitat

3. https://docviewer.yandex.ru/view/1128815636/ru

4. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-kanala-vospriiatiia.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 22.07.20 в 08:20 3Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, спасибо за вашу творческую работу! Найденные "изюминки" украшают вашу статью и органично вписаны. Здорово!
Спицына Любовь Ивановна, 22.07.20 в 08:49 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталия Алексеевна, за отзыв и добрые слова.
Ватолина Светлана Анатольевна, 17.08.20 в 18:11 4Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.08.20 в 18:31 3Ответить Пожаловаться
Дорогая Любовь Ивановна, поздравляю Вас с победой в конкурсе статей о современных технологиях!
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.08.20 в 19:19 3Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой! Интересная работа!

Спицына Любовь Ивановна, 18.08.20 в 05:40 1Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги, Светлана Анатольевна, Раиса Поликарповна, Марина Юрьевна! Благодарю за поздравления с нежданной победой в конкурсе, желаю всем вам творческих начинаний, уникальных идей и радужных их воплощений!!!
Радостно от вашего умения, коллеги, увидеть в работе учителя - человека.

Гагаринова Ирина Викторовна, 19.08.20 в 16:20 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю Вас с заслуженной победой!
Паненкова Ирина Михайловна, 22.08.20 в 22:10 2Ответить Пожаловаться
С победой, Любовь Ивановна! Так держать!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.