Статья «О выборе современных образовательных технологий на начальном этапе освоения физики»
Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога» Спицына Любовь Ивановна, учитель физики МАОУ лицея № 64 г. Краснодара
Пояснительная записка
Конкурсная работа представлена в виде статьи, в которой изложен алгоритм деятельности учителя по подбору базовых педагогических технологий, реализация которых обеспечит наилучшие образовательные результаты каждого ученика класса. Выбор технологий осуществляется на основе материалов и результатов добровольного анкетирования школьников.
"Изюминкой" статьи должны стать цитаты известных педагогов разных времен и общественных деятелей, которые у автора ассоциируются с проявлениями сути современных педагогических технологий, реализуемых в общеобразовательной школе.
«О выборе современных образовательных технологий на начальном этапе освоения физики»
Совсем немного времени пройдёт,
Учебный год очередной начнётся:
Уроки, перемены, и дел водоворот,
В особый школьный мир вновь каждый окунётся!
В школе двадцать первого века, без сомнения, должны работать современные педагогические технологии, такие, комплексное применение которых обеспечит эффективное решение задач, актуальных для российской общеобразовательной школы в условиях непрерывной модернизации и технического прогресса.
Перед началом учебного года, когда в жизни и в школьном расписании у семиклассников появляется новый учебный предмет, знакомлюсь с классами-новичками. Определяю те аспекты педагогической деятельности и те базовые технологии, реализация и применение которых позволит обеспечить в конкретном учебном классе эффективность образовательного процесса при максимальном раскрытии потенциала каждого ребенка. Выбор этот приходится делать с учётом особенностей учеников класса, ведь технология современная, значит, прогрессивная, если, по мнению М. М. Поташника, её применение «в конкретных условиях даёт высокий обучающий эффект» [1] вне зависимости от времени появления её в педагогической практике.
«Высшее искусство, которым обладает учитель, это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний» А. Эйнштейн. [2]
Добиться индивидуального максимального образовательного результата невозможно без учета личностно-образовательных способностей школьника. Именно поэтому системно-деятельностный подход в освоении физики реализую в сочетании с личностно-ориентированным обучением. Такое соединение подхода и принципа обучения обеспечивают поддержку и доверие школьнику, индивидуальность учения, моделируют и создают ситуацию успеха и творчества для каждого.
Технологическую основу образовательного процесса в каждом классе создаю обоснованно. После окончания первой четверти семиклассникам предлагаю добровольно ответить на вопросы анкеты «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» с целью оценочного определения их ведущего типа восприятия[3,с.57-62]. В анкете–48 вопросов, анкетирование проводится во внеурочное время в определенные сроки, обычно, в течение недели. После подсчета количества положительных ответов у меня появляется аналитическая картина результатов для учеников конкретного класса, что позволяет учитывать доминирующую модальность восприятия учащихся при подготовке заданий и выборе формата её представления. В ноябре 2018 года (2018-2019 учебный год) анкетирование прошли 27 учеников одного класса, результаты–на диаграмме:
Почти половина учащихся этого класса – визуалы, поэтому активно использую при подготовке заданий символьно-графические схемы, шаблоны, образовательные головоломки, составленные в формате кроссенсов. Ведь этой группе учащихся для максимально эффективного усвоения материала рекомендованы письменные формы красочных заданий, выполняя которые нужно чертить, соединять, записывать.[4]
Активизировать учебную деятельность кинестетиков при таком формате заданий позволяет использование интерактивной доски, при объяснении нового материала они – ассистенты учителя при выполнении учебных демонстраций с применением современного школьного оборудования.
«Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов» Джозеф Альберс[2]
Технология развития критического мышления на ступени основного физического образования – базовая технология для актуализации знаний ученика, личностно-образовательной оценки природных явлений и процессов, формирования креативного мышления школьников. Так, в 7 классе, после базового изучения темы «Взаимодействие тел. Силы» использую приём «Терминологическая мельница». На одном из слайдов учащимся предлагается визуальное изображение в виде мельничного колеса, на которое «льются» словосочетания, содержащие, в том числе и физические термины. Задание: необходимо выбрать из предложенных словосочетаний все те термины, которые относятся к пройденной теме.
Конечно, можно указать на непривычные словосочетания в этом задании, но оценочная аргументация при его разборе помогает семикласснику:
-размышлять, упорядочивая мысли, возникающие в процессе осмысления терминов и выбора озвучиваемого варианта ответа;
-выстроить последовательность изложения ответа на вопрос, продумать его аргументацию;
-принимать идеи и аргументы одноклассников, повышает готовность получения новой информации в процессе образовательной дискуссии;
-высказывать и отстаивать собственное мнение, корректируя (при необходимости) собственное суждение.
Еще одним, практикуемым мной на многих уроках, приёмов развития оценочного мышления школьников является смысловое чтение текста. Работа с научно-познавательным текстом обеспечивает поступательное движение ребенка от анализа известных сведений и фактов по теме к осмыслению и присвоению новой, часто выходящей за границы материалов школьного учебника, информации.
Уроков или этапов урока, при проектировании которых ТРКМ-основная технология, в арсенале учителей физики множество, но каждый старается находить и апробировать новые задания еще и потому, что навыки, полученные в курсе фундаментальной естественной науки, имеют прикладное применение в освоении других наук.
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» Ян Амос Коменский[2]
Современная школа немыслима сегодня без практической реализации проектных технологий, которые стали системообразующими в моей педагогической деятельности. Вершиной их освоения, так же как и в исследовательской внеурочной деятельности школьников, в лицее уже давно стали публичная защита проектного продукта или представление результатов исследования на различных уровнях: от лицейского до международного.
На фото: Максим Пономаренко, ученик 7 класса, представляет авторскую модель электромагнитного ускорителя масс на городском конкурсе проектных работ школьников.
Как же не согласиться со словами Абрахама Джошуа Гешеля: «Знания, как и небеса, принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание – искусство отдавать» [2]
2. https://citatnica.ru/citaty/izvestnye-tsitaty-pro-uchitelej-100-tsitat
3. https://docviewer.yandex.ru/view/1128815636/ru
4. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-kanala-vospriiatiia.html
Ивлиева Наталия Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Гагаринова Ирина Викторовна
Паненкова Ирина Михайловна