Обобщающий урок по разделу «Электричество» по физике в 8 классе

6
0
Материал опубликован 14 February 2022 в группе

Обобщающий урок по разделу «Электричество» в 8 классе

(Разработчик: Учитель физики МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское Хайруллин Д.Н.)

«Мы сделаем электричество таким дешевым, что жечь свечи будут только богачи.»

Томас Эдисон


Тема: Путешествие по стране «Электричество»

Цель: Проверить степень усвоения учащимися пройденного раздела «Электричество», воспитать у них ответственность перед коллективом, взаимоуважение и взаимовыручку. Повысить интерес к физике.

План урока:

Вступительная часть – 4 мин.

Итоговое повторение в виде игры – 37 мин.

Итог – 4 мин.

Приборы и материалы: видеопроектор, плакаты, гальванометры, термоэлемент, фотоэлемент, модель генератора, провода, ключи, лампочка и др.

Ход урока.

Здравствуйте! Сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие по знакомой, но необычной стране под названием «Электричество». Вам надо разделиться на 3 команды.

Выберите капитанов команд.

Сегодня вас будут судить жюри в составе:

1.

2

3.

Капитаны команд подойдите ко мне : проведем жеребьёвку .

А теперь вы увидите маршрут, по которому предстоит пройти. Карта маршрута представлена на рисунке 1.

t1644867158aa.jpg

Рисунок 1 – Карта маршрута


Страна «Электричество» состоит из четырех городов. В каждом городе имеются ворота, которые вам предстоит открыть ключом. И еще одно задание – знакомство с городом. Итак, игра начинается

Отомкнуть городские ворота города «Ключевой» можно только чудо-ключом (рисунки ключей и задания получают капитаны команд). Ключи представлены в (Приложении 1.) За 3 мин. надо отгадать ключевые слова и передать жюри. За каждое правильно отгаданное слово I балл + I балл за ключевое слово.

(Приложение 2.)1.а) Наименьшая частица, которая заряжена отрицательно. (В 1-4 клетках ключа 5, 3, 7 и 6 буквы слова)

б) Непроводник, с греческого – уединять в 5 и 6 клетках 1 и 5 буквы.

Ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8

1а) Электрон

1б) Изолятор

Ключевое слово: Теория


2.а) Наименьшая частица, носитель положительного заряда ( в 1,2 и 4 клетках ключа 3, 1 и 4 буквы отгаданного слова)

б) Частицы, которые в растворах являются носителями заряда (3 и 5 клетки ключа 4 и 4 буквы).

Ответ:

2а) Протон

2б) Ионы

Ключевое слово: Опыты


3 а) В кулонах измеряется (1-3 клетках ключа 1,2 и 5 буквы отгаданного слова).

б) Приспособление, с помощью которого можно замкнуть или разомкнуть электрическую цепь (в 5 клетку 4 букву слова).

в) Приспособления в электроприборах, куда закрепляют провода (в 4 и 6 клетки, 2 и 4 буквы).

Ответ:

заряд

ключ

зажим

Ключевое слово: Задачи

Время истекло, передаем ключи жюри.

Если записывать все три отгаданные ключевые слова по порядку, то получится наш девиз: «ТЕОРИЯ» + «ОПЫТЫ» + «ЗАДАЧИ» = «ЗНАНИЕ».


Мы в городе Ключевой. В течение 1 мин. вы должны подготовиться и ответить по следующим карточкам (3 балла): (Приложение 3)

Какие электрические элементы нарисованы в электрической схеме?

Ответ: 1. Ключ, 2. Источник, 3. Резистор, 4. Вольтметр, 5. Амперметр, 6. Лампа, 7. Соединительные провода.

Какое направление в цепи берется за направление электрического тока?

Ответ: за направление электрического тока в цепи принимают направление от положительного к отрицательному полюсу источника тока.

Что называется электрическим током?

Ответ: Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.

Время. Свои ответы передайте жюри. Время вышло. Карточки и схемы передайте жюри. Пусть они оценят, а мы продолжаем свой путь по маршруту.

Замок ворот города «Светогорск». Для открытия ворот города надо начертить электрическую схему по заданному рисунку за 1 мин. и передать жюри (Приложение 4). Максимальное количество баллов – 3 балла.

Время истекло. Мы находимся в городе. Достопримечательностью города «Светогорск» является тест, состоящий из 5 вопросов. (Приложение 5). Данный тест надо решить за 3 минуты.

Спасибо. Вот мы и прошли пол-маршрута, теперь слово жюри для подведения промежуточных результатов.

Чтобы открыть ворота «АВО-града», необходимо назвать ученого на экране и рассказать о нем (в течение 2 минут) (Приложение 6). Для подготовки первой команде 1 мин. Максимальное количество 5 баллов.

Портреты: 1) Вольт Александро (1745-1827) итальянский ученый-физик, 2) Ампер Андре Мари (1775-1836) французский ученый-физик 3) Георг Ом (1787-1854) немецкий ученый-физик.

В этом городе самое интересное задание, поэтому для знакомства с городом надо решить задачу и начертить электрическую схему по карточкам в течение 5-6 мин. (максимальное количество – 5 баллов.) (Приложение 7).

У нас остается последний город - «Источник», открывается с помощью пароля. Пароль зашифрован в ребусах. В течение 2 минут надо расшифровать пароль, за правильный ответ 5 баллов. Ребусы представлены в (Приложении 8).

У вас должны были получиться слова: аккумулятор, генератор, термоэлемент, которые все являются источником тока.

Следующее задание – практическая работа: надо собрать электрическую цепь с помощью тех приборов, которые написаны в карточках (Приложение9). Продемонстрировать получение электрического тока. На все дается 2 мин. и 3 балла. Один или двое демонстрируют опыт и объясняют. Составить электрическую цепь, показать наличие электрического тока в цепи.

Для 1 команды: фотоэлемент, ключ и миллиамперметр;

Для 2 команды: картошка, две пластины из различных металлов и гальванометр;

Для 3 команды: катушка, магнит, миллиамперметр

Ответы на вопросы отметить на перфокарте крестиком и после чего передать жюри. Жюри подводит итоги. Слово жюри.

Если команда набрала максимальное количество баллов, которое указано в табеле, соответственно раздаются оценки по командам.

Учащиеся сами, обсуждая, распределяют оценки между собой, листочки со списками и оценками передают учителю.

Спасибо за внимание. Критерии оценок: если команда набрала наибольшее количество баллов, например, 35-36, всем участникам данной команды ставится «5», а если количество баллов ниже, например, 25, тогда оценка ставится по баллам, чтобы оценка равнялась 25.


Приложение 1

Ключи (образец):


t1644867158ab.jpg


t1644867158ab.jpg


t1644867158ac.jpg
























Приложение 2

1.

а) Наименьшая частица, которая заряжена отрицательно. (В 1-4 клетках ключа 5, 3, 7 и 6 буквы слова)

б) Непроводник, с греческого – уединять (в 5 и 6 клетках 1 и 5 буквы).


2.

а) Наименьшая частица, носитель положительного заряда ( в 1,2 и 4 клетках ключа 3, 1 и 4 буквы отгаданного слова)

б) Частицы, которые в растворах являются носителями заряда (3 и 5 клетки ключа 4 и 4 буквы).


3

а) В кулонах измеряется (1-3 клетках ключа 1,2 и 5 буквы отгаданного слова).

б) Приспособление, с помощью которого можно замкнуть или разомкнуть электрическую цепь (в 5 клетку 4 букву слова).

в) Приспособления в электроприборах, куда закрепляют провода (в 4 и 6 клетки, 2 и 4 буквы).



Приложение 3

Какие электрические элементы нарисованы в электрической схеме?


Какое направление в цепи берется за направление электрического тока?



Что называется электрическим током?









Приложение 4



t1644867158ad.jpg

Задание

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.



t1644867158ae.gift1644867158af.jpg

Задание

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

t1644867158ag.png



Задание

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.


Приложение 5

Задание 1

Сколько электронов в нейтральном атоме водорода?

А. 0; Б. 2; В. 1; Г. 3; Д. 4.



2. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?

А. t1644867158ah.gif; Б. t1644867158ai.gif; В. t1644867158aj.gif; Г. t1644867158ak.gif




3.Каково напряжение на участке цепи электрической цепи сопротивлением 20 ОМ Ом при силе тока 200 мА?




А. 4000 B; Б. 0,1 B; В. 10 B; Г. 4 B; Д. 100 B.








4.По графику (см. рис.) определите силу тока и напряжение. Вычислите сопротивление проводника.


А. 2 Ом; Б. 0,5 Ом; В. 1 Ом; Г. 3 Ом; Д. 20 Ом.





t1644867158al.jpg

5. Куда направлены силы взаимодействия двух отрицательных зарядов?






А. друг к другу; Б. друг от друга; В. Некуда.




























Задание 2

Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в растворах электролитов?

А. Положительных ионов;

Г. Электронов;

Б. Отрицательных ионов;

Д. Положительных и отрицательных ионов и электронов.

В. Положительных и отрицательных ионов;


Для измерения силы тока в лампе и напряжение на ней в электрическую цепь включают амперметр и вольтметр. Какой из этих электроизмерительных приборов должен быть включен параллельно лампе?

А. Только амперметр;

В. Только вольтметр;

Б. Амперметр и вольтметр;

Г. Ни амперметр, ни вольтметр.


Сопротивление спирали электрической плитки 40 Ом, сила тока в ней 2 А. Под каким напряжением находится спираль?

А. 0,05 В;

В. 160 В;

Б. 20 В;

Г. 80В.


Определите электрическое сопротивление провода, длина которого 9 м, площадь поперечного сечения 3 мм2, а удельное сопротивление 2 Ом*мм2/м.

А. t1644867158am.gif;

В. 1,5 Ом;


Д. 54 Ом

Б. 6 Ом;

Г. 13,5 Ом.




Как можно увеличить отрицательный заряд электрона вдвое?

А. Снять заряд с другого электрона и передать этому;

В. Снять с электрона положительный заряд, равный по модулю отрицательному заряду электрона;

Б. Передать электрону заряд от однозарядного отрицательного иона;

Г. Заряд электрона нельзя ни увеличить, ни уменьшить.




Задание 3

Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах?

А. Положительных ионов;

В. Электронов;

Б. Отрицательных ионов;

Г. Положительных и отрицательных ионов и электронов.


Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить по отношению к лампе амперметр и вольтметр?

А. Амперметр и вольтметр последовательно;

В. Амперметр последовательно, вольтметр параллельно;

Б. Амперметр и вольтметр параллельно;

Г. Амперметр параллельно, вольтметр последовательно.


Напряжение на концах проводника 6 В, его сопротивление 3 Ом. Чему равна сила тока?

А. 108 А;

Г. 2 А;

Б. 181 А;

Д. t1644867158an.gif.

В. 120 А;


Длина константанового провода 10 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему равно электрическое сопротивление такого провода? (t1644867158ao.gif)

А. 0,025 Ом;

В. 0,4 Ом;


Д. 10 Ом

Б. 2,5 Ом;

Г. 0,1 Ом.




Как можно уменьшить отрицательный заряд электрона наполовину?

А. Соединить электрон с незаряженной частицей, при этом половине заряда перейдет с электрона на эту частицу;

В. Снять половину заряда путем электризации потока;

Б. Передать электрону половину положительного заряда протона;

Г. Заряд электрона нельзя ни увеличить, ни уменьшить.




Приложение 6

t1644867158ap.jpgt1644867158aq.jpg




t1644867158ar.jpg

Приложение 7

Задание 1


t1644867158as.png

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

Укажите на вашей схеме знаками (+, −) полярность зажимов измерительных приборов.

Определите сопротивление в цепи.

Задание 2

t1644867158at.png

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

Укажите на вашей схеме знаками (+, −) полярность зажимов измерительных приборов.

Определите сопротивление обмотки.



Задание 3

t1644867158au.png

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

Укажите на вашей схеме знаками (+, −) полярность зажимов измерительных приборов.

Определите сопротивление в цепи.

Приложение 8


Ребусы:

t1644867158av.jpg



t1644867158aw.jpg




t1644867158ax.jpg


Приложение 8



Для 1 команды:

фотоэлемент, ключ и миллиамперметр;


Для 2 команды:

картошка, две пластины из различных металлов и гальванометр;


Для 3 команды:

катушка, магнит, миллиамперметр






t1644867158ay.png


Тема: Путешествие по стране «Электричество» презентация к ур
PPTX / 1.72 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.