Обобщающий урок по разделу «Электричество» по физике в 8 классе
Обобщающий урок по разделу «Электричество» в 8 классе
(Разработчик: Учитель физики МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское Хайруллин Д.Н.)
«Мы сделаем электричество таким дешевым, что жечь свечи будут только богачи.»
Тема: Путешествие по стране «Электричество»
Цель: Проверить степень усвоения учащимися пройденного раздела «Электричество», воспитать у них ответственность перед коллективом, взаимоуважение и взаимовыручку. Повысить интерес к физике.
План урока:
Вступительная часть – 4 мин.
Итоговое повторение в виде игры – 37 мин.
Итог – 4 мин.
Приборы и материалы: видеопроектор, плакаты, гальванометры, термоэлемент, фотоэлемент, модель генератора, провода, ключи, лампочка и др.
Ход урока.
Здравствуйте! Сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие по знакомой, но необычной стране под названием «Электричество». Вам надо разделиться на 3 команды.
Выберите капитанов команд.
Сегодня вас будут судить жюри в составе:
1.
2
3.
Капитаны команд подойдите ко мне : проведем жеребьёвку .
А теперь вы увидите маршрут, по которому предстоит пройти. Карта маршрута представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Карта маршрута
Страна «Электричество» состоит из четырех городов. В каждом городе имеются ворота, которые вам предстоит открыть ключом. И еще одно задание – знакомство с городом. Итак, игра начинается
Отомкнуть городские ворота города «Ключевой» можно только чудо-ключом (рисунки ключей и задания получают капитаны команд). Ключи представлены в (Приложении 1.) За 3 мин. надо отгадать ключевые слова и передать жюри. За каждое правильно отгаданное слово I балл + I балл за ключевое слово.
(Приложение 2.)1.а) Наименьшая частица, которая заряжена отрицательно. (В 1-4 клетках ключа 5, 3, 7 и 6 буквы слова)
б) Непроводник, с греческого – уединять в 5 и 6 клетках 1 и 5 буквы.
Ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8
1а) Электрон
1б) Изолятор
Ключевое слово: Теория
2.а) Наименьшая частица, носитель положительного заряда ( в 1,2 и 4 клетках ключа 3, 1 и 4 буквы отгаданного слова)
б) Частицы, которые в растворах являются носителями заряда (3 и 5 клетки ключа 4 и 4 буквы).
Ответ:
2а) Протон
2б) Ионы
Ключевое слово: Опыты
3 а) В кулонах измеряется (1-3 клетках ключа 1,2 и 5 буквы отгаданного слова).
б) Приспособление, с помощью которого можно замкнуть или разомкнуть электрическую цепь (в 5 клетку 4 букву слова).
в) Приспособления в электроприборах, куда закрепляют провода (в 4 и 6 клетки, 2 и 4 буквы).
Ответ:
заряд
ключ
зажим
Ключевое слово: Задачи
Время истекло, передаем ключи жюри.
Если записывать все три отгаданные ключевые слова по порядку, то получится наш девиз: «ТЕОРИЯ» + «ОПЫТЫ» + «ЗАДАЧИ» = «ЗНАНИЕ».
Мы в городе Ключевой. В течение 1 мин. вы должны подготовиться и ответить по следующим карточкам (3 балла): (Приложение 3)
Какие электрические элементы нарисованы в электрической схеме?
Ответ: 1. Ключ, 2. Источник, 3. Резистор, 4. Вольтметр, 5. Амперметр, 6. Лампа, 7. Соединительные провода.
Какое направление в цепи берется за направление электрического тока?
Ответ: за направление электрического тока в цепи принимают направление от положительного к отрицательному полюсу источника тока.
Что называется электрическим током?
Ответ: Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
Время. Свои ответы передайте жюри. Время вышло. Карточки и схемы передайте жюри. Пусть они оценят, а мы продолжаем свой путь по маршруту.
Замок ворот города «Светогорск». Для открытия ворот города надо начертить электрическую схему по заданному рисунку за 1 мин. и передать жюри (Приложение 4). Максимальное количество баллов – 3 балла.
Время истекло. Мы находимся в городе. Достопримечательностью города «Светогорск» является тест, состоящий из 5 вопросов. (Приложение 5). Данный тест надо решить за 3 минуты.
Спасибо. Вот мы и прошли пол-маршрута, теперь слово жюри для подведения промежуточных результатов.
Чтобы открыть ворота «АВО-града», необходимо назвать ученого на экране и рассказать о нем (в течение 2 минут) (Приложение 6). Для подготовки первой команде 1 мин. Максимальное количество 5 баллов.
Портреты: 1) Вольт Александро (1745-1827) итальянский ученый-физик, 2) Ампер Андре Мари (1775-1836) французский ученый-физик 3) Георг Ом (1787-1854) немецкий ученый-физик.
В этом городе самое интересное задание, поэтому для знакомства с городом надо решить задачу и начертить электрическую схему по карточкам в течение 5-6 мин. (максимальное количество – 5 баллов.) (Приложение 7).
У нас остается последний город - «Источник», открывается с помощью пароля. Пароль зашифрован в ребусах. В течение 2 минут надо расшифровать пароль, за правильный ответ 5 баллов. Ребусы представлены в (Приложении 8).
У вас должны были получиться слова: аккумулятор, генератор, термоэлемент, которые все являются источником тока.
Следующее задание – практическая работа: надо собрать электрическую цепь с помощью тех приборов, которые написаны в карточках (Приложение9). Продемонстрировать получение электрического тока. На все дается 2 мин. и 3 балла. Один или двое демонстрируют опыт и объясняют. Составить электрическую цепь, показать наличие электрического тока в цепи.
Для 1 команды: фотоэлемент, ключ и миллиамперметр;
Для 2 команды: картошка, две пластины из различных металлов и гальванометр;
Для 3 команды: катушка, магнит, миллиамперметр
Ответы на вопросы отметить на перфокарте крестиком и после чего передать жюри. Жюри подводит итоги. Слово жюри.
Если команда набрала максимальное количество баллов, которое указано в табеле, соответственно раздаются оценки по командам.
Учащиеся сами, обсуждая, распределяют оценки между собой, листочки со списками и оценками передают учителю.
Спасибо за внимание. Критерии оценок: если команда набрала наибольшее количество баллов, например, 35-36, всем участникам данной команды ставится «5», а если количество баллов ниже, например, 25, тогда оценка ставится по баллам, чтобы оценка равнялась 25.
Приложение 1
Ключи (образец):
Приложение 2
1.
а) Наименьшая частица, которая заряжена отрицательно. (В 1-4 клетках ключа 5, 3, 7 и 6 буквы слова)
б) Непроводник, с греческого – уединять (в 5 и 6 клетках 1 и 5 буквы).
2.
а) Наименьшая частица, носитель положительного заряда ( в 1,2 и 4 клетках ключа 3, 1 и 4 буквы отгаданного слова)
б) Частицы, которые в растворах являются носителями заряда (3 и 5 клетки ключа 4 и 4 буквы).
3
а) В кулонах измеряется (1-3 клетках ключа 1,2 и 5 буквы отгаданного слова).
б) Приспособление, с помощью которого можно замкнуть или разомкнуть электрическую цепь (в 5 клетку 4 букву слова).
в) Приспособления в электроприборах, куда закрепляют провода (в 4 и 6 клетки, 2 и 4 буквы).
Приложение 3
Какие электрические элементы нарисованы в электрической схеме?
Какое направление в цепи берется за направление электрического тока?
Что называется электрическим током?
Приложение 4
Задание
Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
Задание
Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
Задание
Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
Приложение 5
Задание 1
Сколько электронов в нейтральном атоме водорода?
А. 0; Б. 2; В. 1; Г. 3; Д. 4.
2. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2
Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в растворах электролитов?
А. Положительных ионов; | Г. Электронов; |
Б. Отрицательных ионов; | Д. Положительных и отрицательных ионов и электронов. |
В. Положительных и отрицательных ионов; |
Для измерения силы тока в лампе и напряжение на ней в электрическую цепь включают амперметр и вольтметр. Какой из этих электроизмерительных приборов должен быть включен параллельно лампе?
А. Только амперметр; | В. Только вольтметр; |
Б. Амперметр и вольтметр; | Г. Ни амперметр, ни вольтметр. |
Сопротивление спирали электрической плитки 40 Ом, сила тока в ней 2 А. Под каким напряжением находится спираль?
А. 0,05 В; | В. 160 В; |
Б. 20 В; | Г. 80В. |
Определите электрическое сопротивление провода, длина которого 9 м, площадь поперечного сечения 3 мм2, а удельное сопротивление 2 Ом*мм2/м.
А. ; | В. 1,5 Ом; | Д. 54 Ом | |
Б. 6 Ом; | Г. 13,5 Ом. |
Как можно увеличить отрицательный заряд электрона вдвое?
А. Снять заряд с другого электрона и передать этому; | В. Снять с электрона положительный заряд, равный по модулю отрицательному заряду электрона; |
Б. Передать электрону заряд от однозарядного отрицательного иона; | Г. Заряд электрона нельзя ни увеличить, ни уменьшить. |
Задание 3
Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах?
А. Положительных ионов; | В. Электронов; |
Б. Отрицательных ионов; | Г. Положительных и отрицательных ионов и электронов. |
Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить по отношению к лампе амперметр и вольтметр?
А. Амперметр и вольтметр последовательно; | В. Амперметр последовательно, вольтметр параллельно; |
Б. Амперметр и вольтметр параллельно; | Г. Амперметр параллельно, вольтметр последовательно. |
Напряжение на концах проводника 6 В, его сопротивление 3 Ом. Чему равна сила тока?
А. 108 А; | Г. 2 А; |
Б. 181 А; | Д. . |
В. 120 А; |
Длина константанового провода 10 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему равно электрическое сопротивление такого провода? ()
А. 0,025 Ом; | В. 0,4 Ом; | Д. 10 Ом | |
Б. 2,5 Ом; | Г. 0,1 Ом. |
Как можно уменьшить отрицательный заряд электрона наполовину?
А. Соединить электрон с незаряженной частицей, при этом половине заряда перейдет с электрона на эту частицу; | В. Снять половину заряда путем электризации потока; |
Б. Передать электрону половину положительного заряда протона; | Г. Заряд электрона нельзя ни увеличить, ни уменьшить. |
Приложение 6
Приложение 7
Задание 1
Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
Укажите на вашей схеме знаками (+, −) полярность зажимов измерительных приборов.
Определите сопротивление в цепи.
Задание 2
Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
Укажите на вашей схеме знаками (+, −) полярность зажимов измерительных приборов.
Определите сопротивление обмотки.
Задание 3
Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
Укажите на вашей схеме знаками (+, −) полярность зажимов измерительных приборов.
Определите сопротивление в цепи.
Приложение 8
Ребусы:
Приложение 8
Для 1 команды:
фотоэлемент, ключ и миллиамперметр;
Для 2 команды:
картошка, две пластины из различных металлов и гальванометр;
Для 3 команды:
катушка, магнит, миллиамперметр
Тема: Путешествие по стране «Электричество» презентация к ур
PPTX / 1.72 Мб