12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Татьяна110
Учитель истории и директор сельской школы в старинном казачьем хуторе с интересной и колоритной историей. Занимаюсь краеведением, веду исследовательскую деятельность, руковожу школьным историко-краеведческим музеем. Использую в работе музейную педагогику.
Россия, Ростовская обл., хутор Казанская Лопатина
Материал размещён в группе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Средне-Лопатинская основная общеобразовательная школа



t1585295910aa.jpg

Обобщение опыта исследовательской деятельности в работе школьного историко-краеведческого музея


Доклад подготовлен

Учителем истории

МБОУ

Средне-Лопатинской ООШ

Сидоровой Т.А.


2020 г.

Обобщение опыта исследовательской деятельности в работе школьного историко-краеведческого музея МБОУ Средне-Лопатинской ООШ


Актуальность исследовательской деятельности школьников в рамках работы школьного историко-краеведческого музея

Перед современным обществом стоит серьезная опасность потери исторической памяти, поэтому особую роль в деле воспитания и образования молодежи приобретает изучение истории нашей Родины и краеведения: истории своей малой Родины. С помощью изучения истории и краеведения, в большей мере, чем какого-либо другого вида деятельности, можно восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании школьников применяется деятельностный подход, который предполагает приобретение знаний и опыта, формирование универсальных учебных действий в ходе решения проблемных задач, исследовательской и проектной деятельности.


Школьный историко-краеведческий музей как средство для реализации ФГОС и Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»


Воссоздавая при школе историко-краеведческий музей в 2015 году я ставила перед собой задачу построить работу таким образом, чтобы музей не был храмом для поклонения раритетам или местом сбора старинных вещей. Музей должен был стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не столько место для экскурсий, это место для серьезной исследовательской работы, творческая мастерская, призванная установить связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

В ходе урочной и внеурочной деятельности по истории и краеведению основная цель учителя – показать живость и непрерывность процесса, донести до детей, что каждая прошедшая минута – это уже история. История вокруг каждого из нас, и мы сами – это история: семьи, родного хутора и большой страны.

Одна из главных особенностей краеведческой работы школьного историко-краеведческого музея состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и обучающиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Изучение документов в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий, сбор артефактов для формирования фондов музея, а также воссоздание экспонатов для музея – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.

В условиях маленького хутора наличие школьного историко-краеведческого музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно интересуется и участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории, сказывается удовлетворение от того, что они нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музейных фондов.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, которому предстоит войти в историю школы и своей Родины до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Особенности работы школьного историко-краеведческого музея «Отечества родимый уголок».

Музей нашей школы – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей, как средство обогащения учебного процесса, связующее звено между урочной и внеурочной деятельностью.

Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие задачи:

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития личностных качеств у обучающихся;

- применять современные технологии обучения и воспитания;

-формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию обучающихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, района, хутора, широко используя традиции донского казачества, Верхнедонского района и хутора Казанская Лопатина, школы;

- формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма.


Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе школьного историко-краеведческого музея «Отечества родимый уголок».

Создавая экспозиции музея мы обращались к жителям хутора с просьбой поделиться тем,  что им досталось в наследство от их родителей: предметами быта, информацией. После получения первых экспонатов и информации, дети заинтересовались и старательно выясняли, кого ещё можно отнести к категории старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. И те экспонаты, которые хранились у нас в музее стали приобретать для них совершенно иное значение.

А после того как у нас побывали первые посетители, проявили интерес к нашим экспозициям, подтвердили уникальность некоторых экспонатов (например: патефон 1939 года, керамика, подлинные каски солдат времен Великой Отечественной войны, гильзы, военные документы и документы послевоенных лет), после того как нам удалось наладить контакт с уроженцем нашего хутора краеведом Валерием Александровичем Дроновым и история хутора столетней давности ожила перед глазами детей, так как живы родственники писателя, – вот тогда ребята стали сами напрашиваться на поисково-исследовательскую деятельность.

Надо видеть глаза своих воспитанников, держащих в руках письмо-похоронку с фронта, открытку солдата, написанную в госпитале во времена Первой Мировой войны, газетные вырезки разных лет о нашем хуторе и сельском поселении.

Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы музейной педагогики сотрудничества.

Использование именно данного метода работы позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию личностных качеств и достижению метапредметных результатов. При организации таких условий деятельности ребята получают возможность проявить свои способности, сделать выбор при определении цели, содержания и форм реализации проекта. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Организация работы в школьном музее и её успешность.

Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:

t1585295910ab.gif

Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Но чаще происходит так, что работа выполняется всеми ребятами, независимо от их распределения. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов, участвуют в исследовательской деятельности.


Исследовательская деятельность

Исследовательская работа на основе деятельностного подхода главный приоритет работы музея и проводится на всех этапах.

И начинается она с самого начала, с того момента, когда мы принимаем экспонаты в музей. Первоначально эта работа проводилась спонтанно и не организовано. Но по мере развития музея, когда экспонатов стало уже достаточно значительное количество, возникла необходимость их учета и систематизации. Были определены названия экспозиций по тем направлениям, которые мы посчитали целесообразными для нашего музея: «Казачий быт», «Огненные годы», «Наши истоки», «Страницы памяти», «Наша природа». В рамках экспозиций появились дополнительные стенды, посвященные памяти Кати Мирошниковой, ребятами старших классов совместно с учителем технологии были изготовлены выставочные короба, устроена подсветка для усиления эмоционального воздействия.

В соответствии с Приложением к Письму Министерства образования России № 28-51-18/16 от 12.03.2003 г. все экспонаты школьного музея подлежат регистрации. В этой связи была изготовлена специальная Учетная карточка, которая также заполняется обучающимися. Данный вид работы также носит исследовательский характер, так как при описании того или иного экспоната приходится обращаться к специальной литературе.

В своей работе по оформлению экспозиций, проведению экскурсий, учету экспонатов мы тесно сотрудничаем в районным историко-краеведческим музеем и получаем большую поддержку.

Исследовательская работа в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью. Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы, обеспечением доступа обучающихся ко всем формам и способам получения информации.

В ходе работы достигаются такие результаты:

реализация творческих способностей ученика;

создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

в процессе работы над темой школьник или группа школьников формируют как предметные, так и метапредметные учебные действия.

Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Исследовательская работа в основном организована в виде проектов.

Проектный метод в работе школьного историко-краеведческого музея наиболее удобен, так как в основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

На счету моих ребят, многие из которых работают в музее уже в течение нескольких лет, уже около десяти серьезных работ, одна из которых был представлена на областном этапе конкурса «Моя малая Родина. Природа. Культура. Этнос» и заняла первое место на заочном этапе, и две работы – на районных этапах конкурсов «Отечество» и «Моя малая Родина».

Особое внимание, я думаю, заслуживает работа группы ребят, которые в течение 2017-2018 и 2018-2019 учебного года работали над созданием макетов и экспонатов для музея. Ценность этой работы заключается в том, что она носит прикладной характер и используется в учебной деятельности.

Следует заметить, что сейчас идёт работа над новым проектом – «Лопатинский ветряк». Проект энергоемкий и сложный и находится на стадии планирования и накопления материала.

Просветительская деятельность.

Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;

Уровень хутора включает в себя творческие встречи с жителями хутора, экскурсии для них, мероприятия с их участием;

Экскурсии для воспитанников детского сада «Золотой ключик»;

На районном уровне мы участвуем в конкурсах исследовательских работ, а также осуществляем публикацию наших исследовательских работ в районной газете «Искра».

Областной уровень – представление ученических исследовательских проектов на областном заочном конкурсе с «Моя малая родина».

Но деятельность учащихся, которые работают в музее, не ограничивается только сбором и исследованием материала.

Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.

Занятия в музее – альтернатива уроку.

В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно... Но может быть стоит попытаться найти другие варианты, в том числе и связанные с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Вы спросите, какой урок можно проводить в музее? Историю, ИЗО – это понятно, а как же остальные? Однако речь идёт не о тематическом уроке, а о возможности «свести воедино» знания по всем предметам на основе анализа музейных экспонатов.

Представьте, учащиеся проводят экскурсию в музей по темам «Музейные экспонаты (а значит жизнь и быт людей) глазами физиков, химиков, историков, лингвистов, биологов и т.д.». Практически это может выглядеть так: класс делится на несколько «научных лабораторий» по вышеназванным предметам.

Каждая группа получает задание – проанализировать музейные экспонаты с точки зрения их науки. Например, физики должны показать все физические законы, которые использовали люди при изготовлении предметов быта, и объяснить, согласно каким из них работает тот или иной музейный экспонат. Скажем, прялка – приспособление с использованием колеса и педаликоторой оно приводится в движение, - это не только предмет, с помощью которого охапка шерсти (кудель) превращается в шерстяную нить, но и «кладезь» физических закономерностей. Любой учитель физики наглядно объяснит своим питомцам их применение.

Ребята – «химики» имеют возможности вспомнить все химические хитросплетения, связанные с окрашиванием льна, шерсти и химическим составом этих волокон.

«Лингвисты» наглядно увидят культурно-исторические основы развития языкознания, показав, как в языке того или иного народа возникали, например, наименования видов одежды, определенные климатом того региона, где проживает народ, и как вслед за этим появлялись слова, которыми они обозначались и т.п.

Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.

И получится, что, достигая достаточно прагматичную цель - найти в предметах быта проявления научных закономерностей, они «откроют» в себе целую гамму способностей: и умение рефлексивно мыслить, и адаптироваться к различным, противоположным социальным ролям, и многое другое.

И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

 ЛИТЕРАТУРА:

Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. М., «Просвещение», 1987.

Кружковая работа по истории и обществоведению. М., «Просвещение», 1984.

// Практика административной работы. № 6,7 \ 2003.

// Преподавание истории в школе.
- Троицкий Ю.М. Дети пишут историю. № 1 \ 1999.
- Черникова М.Н. Изучаем историю семьи. №3 \ 2001.

Работа совета школьного музея. Барнаул, РИО, 1989.

Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., «Просвещение», 1987.

23.01.2020 г.


Опубликовано в группе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.