12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виктория35
Я надеюсь, что в будущем еще смогу «зажечь» немало детских пытливых глаз, которые с удовольствием будут ходить в школу, учиться и участвовать в школьной жизни. И через много лет скажут: «А я до сих пор помню своего первого учителя!»
Россия, Крым респ., с. Кольцово

Предмет: Русский язык Класс: 4

Тема: Обобщение знаний по разделу «Местоимение».

Тип урока: Урок контроля, коррекции и оценки знаний.

Образовательная цель: Создать условия для проверки усвоения знаний по теме «Местоимение»; совершенствовать умение определять и указывать лицо, число, падеж личных местоимений (и род у местоимений 3-го лица единственного числа); способствовать развитию навыка подбора пропущенных в тексте местоимений; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, аккуратности и внимательности.

Формирование УУД:

Предметные: Научатся применять знания по теме «Местоимение»; определять главную мысль текста; определять и указывать лицо, число, падеж личных местоимений (и род у местоимений 3-го лица единственного числа); вставлять в текст, пропущенные местоимения.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

    2. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Ребята, мы с вами закончили изучение местоимений, и сегодня на уроке повторим и обобщим материал по теме «Местоимение». Урок у нас будет необычный. Мы совершим путешествие в удивительную страну Местоимений на волшебном поезде.

У вас на столах оценочные листы с нашим «волшебным поезде». Каждое окошко – это этап урока. На своём листочке укажите фамилию, имя. В нашем уроке 4 этапа. На каждом этапе вы будете оценить вашу работу по принципу трёх цветов: зелёный – всё хорошо, легко; жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь. В конце урока поставите себе оценку за урок.

    3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

-  Рассмотрим карту нашего путешествия.

- Кто догадался, какая тема урока?

Сегодня на уроке нам предстоит:

- уточнить представления о местоимении как части речи;

- закрепить знания об изменении местоимений.

- вставлять в текст, пропущенные местоимения.

Итак, первый этап нашего урока.

    4. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

Цель: создать условия на уроке для актуализации мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний.

- Кто может пояснить, что это за страна? (Что называется местоимением?)

    Упражнение «Вопрос для соседа». Работа в паре.

Взаимооценивание «Волшебный поезд».

    Упражнение «Царь Местоимение» (кластер).

-Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)

- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)

- То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак.)

- С этим заданием вы тоже справились! Посмотрите внимательно и вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)

Мы с вами повторили всё, что знаем о личных местоимениях единственного числа.

- А что вам известно о местоимениях множественного числа? Мы, вы, они - местоимения множественного числа.

- Подумайте, как могут изменяться местоимения множественного числа? Они могут изменяться по падежам, то есть склоняться.

-  Вспомните, вместо какой части речи можно употреблять местоимения? Вместо имени существительного. Значит, падежные вопросы у них одинаковые.

- Какими членами предложения являются местоимения? Местоимения в именительном падеже являются подлежащими, а местоимения в форме косвенных падежей - дополнениями.

Фронтальная работа. Диалоговая форма работы.

    Парная работа. «Замок короля Ошибок».

А, чтобы узнать, куда мы отправимся в первую очередь в стране «Местоимение», посмотрите на карту.

- Вы знаете, пребывая в любую страну необходимо поприветствовать короля.

- Готовы к выполнению первого задания.

Работать мы с вами будем парами, один из вас будет исправлять орфографические ошибки, а второй дописывать пропущенное слово и вычёркивать лишнее слово в каждом ряду.

Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.

Карточка 1

    Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)

    Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)

    А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)

    Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)

– Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Правописание безударных гласных, правописание предлогов с именами существительными, правописание разделительного мягкого знака и мягкого знака после шипящих в именах существительных)

- По какому принципу вы работали с каждой строчкой? Что вы заметили? (Здесь слова разных частей речи: есть и существительные, и глаголы, и предлоги, и…)

- Какие слова вы вписали в каждой строчке?

- Какой частью речи они являются?

- Оцените свою работу. Как вы с ней справились?

Самооценивание «Волшебный поезд».

    Каллиграфическая минутка. «Улица Чистописания».

Цель: содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка.

Запишите в тетрадь: Она ты вы я

- Составьте предложение с одним из местоимений.

Самооценивание «Волшебный поезд».

Ребята в стране «Местоимений» мы будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой.

Страна это большая, она занимает третье место, после страны « Имени существительного» и страны «Глаголии». Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу.

Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

    Словарно-орфографическая работа.

– А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях)

Лопата, топор, тарелка, стакан, сапоги, газета, чемодан, спички (коробок).)

Взаимопроверка «Волшебный поезд».

    5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Взаимооценивание «Волшебный автобус».

Физкультминутка.

Следующий город на нашем пути «Теоретический переулок».

И вот, наконец, «Пролив Загадочный».

    Исправь ошибки. Работа по вариантам.

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в группах. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки. (Тексты напечатаны на листочках разного цвета).

1 вариант.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Ана только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ейлапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так ани добрались до лужи.

2 вариант.

Однажды я шёл по лугу. Комне пристала ласточка. Ана кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у её птенца, и анапросила отдать него обратно. Я не понимал, что ней нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Неё зовут Надя. У её не было красок. Анидали девочке краски. Ребята стали рисовать большую картину вместе. Картина у ихвышла хорошая.

4 вариант

Ж ивёт в хвойном лесу птица с большим носом. Пёрышки у её тёмные с пестринками. Зовут неё кедровка. С осени ана прячет шишки. Зимой достаёт изних орехи. Запасы кедровка делает в разных местах и легко них находит.

Соберитесь в группы и сверьте свою работу с образцом. Если вы допустили ошибки, исправьте их.

- В каких словах допущены ошибки?

- Что заметили?

Вывод: чтобы правильно выполнить данное задание, надо помнить: если личные местоимения 3 лица употребляются с предлогами, то местоимение начинается с буквы эн, предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

Самооценивание «Волшебный поезд».

    Укажите лицо, число, падеж этих местоимений.

Карточка 2

Старик на скрипке играет,

И слушают дети его;

Даже Барбос навострился-

Стоит и глядит на него.

Всех эта скрипка пленяет;

В ней чудная сила лежит.

Хоть и без слов, а так ясно,

Так внятно душе говорит.

- Расскажи соседу по парте как определить падеж местоимений.

/data/files/d1568663658.JPG (960x720)

Вывод: чтобы определить лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо уметь ставить их в начальную форму (И.п.), а чтобы определить падеж, надо знать падежи и вопросы к ним.

Самооценивание «Волшебный автобус».

    6. Тестирование. (Вершина Умений)

Карточка 3

1.Укажите местоимения 2-го лица.

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

2.Укажите строку, где все местоимения ед. числа.

а) я, ты, вы, она, он

б) ты, он, она, я, оно

в) мы, они, вы

3.Укажите местоимения 3-го лица

а) я, ты

б) мы, вы

в) он, она, оно, они

4. Личные местоимения:

а) называют предметы

б) указывают на предметы

в) указывают на признак предмета

5. Укажите грамматические признаки местоимения, которое употреблено в стихотворении

- Белая медведица!

-Во льдах живет она?

-Метель и гололедица

-Медведям не страшна?

а)2-е лицо,ед. ч.

б)3-е лицо, ед.ч.

в)3-е лицо, мн. ч.

    6. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

    7. Домашнее задание.

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания (ПО ВЫБОРУ)

Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж или произведите морфологический разбор одного из местоимений.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.