Урок русского языка в 4 классе «Обобщение знаний по разделу "Местоимение"»
Предмет: Русский язык Класс: 4
Тема: Обобщение знаний по разделу «Местоимение».
Тип урока: Урок контроля, коррекции и оценки знаний.
Образовательная цель: Создать условия для проверки усвоения знаний по теме «Местоимение»; совершенствовать умение определять и указывать лицо, число, падеж личных местоимений (и род у местоимений 3-го лица единственного числа); способствовать развитию навыка подбора пропущенных в тексте местоимений; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, аккуратности и внимательности.
Формирование УУД:
Предметные: Научатся применять знания по теме «Местоимение»; определять главную мысль текста; определять и указывать лицо, число, падеж личных местоимений (и род у местоимений 3-го лица единственного числа); вставлять в текст, пропущенные местоимения.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
2. Мотивация учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ребята, мы с вами закончили изучение местоимений, и сегодня на уроке повторим и обобщим материал по теме «Местоимение». Урок у нас будет необычный. Мы совершим путешествие в удивительную страну Местоимений на волшебном поезде.
У вас на столах оценочные листы с нашим «волшебным поезде». Каждое окошко – это этап урока. На своём листочке укажите фамилию, имя. В нашем уроке 4 этапа. На каждом этапе вы будете оценить вашу работу по принципу трёх цветов: зелёный – всё хорошо, легко; жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь. В конце урока поставите себе оценку за урок.
3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Рассмотрим карту нашего путешествия.
- Кто догадался, какая тема урока?
Сегодня на уроке нам предстоит:
- уточнить представления о местоимении как части речи;
- закрепить знания об изменении местоимений.
- вставлять в текст, пропущенные местоимения.
Итак, первый этап нашего урока.
4. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Цель: создать условия на уроке для актуализации мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний.
- Кто может пояснить, что это за страна? (Что называется местоимением?)
Упражнение «Вопрос для соседа». Работа в паре.
Взаимооценивание «Волшебный поезд».
Упражнение «Царь Местоимение» (кластер).
-Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)
- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)
- То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак.)
- С этим заданием вы тоже справились! Посмотрите внимательно и вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)
Мы с вами повторили всё, что знаем о личных местоимениях единственного числа.
- А что вам известно о местоимениях множественного числа? Мы, вы, они - местоимения множественного числа.
- Подумайте, как могут изменяться местоимения множественного числа? Они могут изменяться по падежам, то есть склоняться.
- Вспомните, вместо какой части речи можно употреблять местоимения? Вместо имени существительного. Значит, падежные вопросы у них одинаковые.
- Какими членами предложения являются местоимения? Местоимения в именительном падеже являются подлежащими, а местоимения в форме косвенных падежей - дополнениями.
Фронтальная работа. Диалоговая форма работы.
Парная работа. «Замок короля Ошибок».
А, чтобы узнать, куда мы отправимся в первую очередь в стране «Местоимение», посмотрите на карту.
- Вы знаете, пребывая в любую страну необходимо поприветствовать короля.
- Готовы к выполнению первого задания.
Работать мы с вами будем парами, один из вас будет исправлять орфографические ошибки, а второй дописывать пропущенное слово и вычёркивать лишнее слово в каждом ряду.
Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.
Карточка 1
Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)
Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)
А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)
Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)
– Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Правописание безударных гласных, правописание предлогов с именами существительными, правописание разделительного мягкого знака и мягкого знака после шипящих в именах существительных)
- По какому принципу вы работали с каждой строчкой? Что вы заметили? (Здесь слова разных частей речи: есть и существительные, и глаголы, и предлоги, и…)
- Какие слова вы вписали в каждой строчке?
- Какой частью речи они являются?
- Оцените свою работу. Как вы с ней справились?
Самооценивание «Волшебный поезд».
Каллиграфическая минутка. «Улица Чистописания».
Цель: содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка.
Запишите в тетрадь: Она ты вы я
- Составьте предложение с одним из местоимений.
Самооценивание «Волшебный поезд».
Ребята в стране «Местоимений» мы будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой.
Страна это большая, она занимает третье место, после страны « Имени существительного» и страны «Глаголии». Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу.
Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.
Словарно-орфографическая работа.
– А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях)
Лопата, топор, тарелка, стакан, сапоги, газета, чемодан, спички (коробок).)
Взаимопроверка «Волшебный поезд».
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Взаимооценивание «Волшебный автобус».
Физкультминутка.
Следующий город на нашем пути «Теоретический переулок».
И вот, наконец, «Пролив Загадочный».
Исправь ошибки. Работа по вариантам.
А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в группах. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки. (Тексты напечатаны на листочках разного цвета).
1 вариант.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Ана только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ейлапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так ани добрались до лужи.
2 вариант.
Однажды я шёл по лугу. Комне пристала ласточка. Ана кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у её птенца, и анапросила отдать него обратно. Я не понимал, что ней нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Неё зовут Надя. У её не было красок. Анидали девочке краски. Ребята стали рисовать большую картину вместе. Картина у ихвышла хорошая.
4 вариант
Ж ивёт в хвойном лесу птица с большим носом. Пёрышки у её тёмные с пестринками. Зовут неё кедровка. С осени ана прячет шишки. Зимой достаёт изних орехи. Запасы кедровка делает в разных местах и легко них находит.
Соберитесь в группы и сверьте свою работу с образцом. Если вы допустили ошибки, исправьте их.
- В каких словах допущены ошибки?
- Что заметили?
Вывод: чтобы правильно выполнить данное задание, надо помнить: если личные местоимения 3 лица употребляются с предлогами, то местоимение начинается с буквы эн, предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
Самооценивание «Волшебный поезд».
Укажите лицо, число, падеж этих местоимений.
Карточка 2
Старик на скрипке играет,
И слушают дети его;
Даже Барбос навострился-
Стоит и глядит на него.
Всех эта скрипка пленяет;
В ней чудная сила лежит.
Хоть и без слов, а так ясно,
Так внятно душе говорит.
- Расскажи соседу по парте как определить падеж местоимений.
/data/files/d1568663658.JPG (960x720)
Вывод: чтобы определить лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо уметь ставить их в начальную форму (И.п.), а чтобы определить падеж, надо знать падежи и вопросы к ним.
Самооценивание «Волшебный автобус».
6. Тестирование. (Вершина Умений)
Карточка 3
1.Укажите местоимения 2-го лица.
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
2.Укажите строку, где все местоимения ед. числа.
а) я, ты, вы, она, он
б) ты, он, она, я, оно
в) мы, они, вы
3.Укажите местоимения 3-го лица
а) я, ты
б) мы, вы
в) он, она, оно, они
4. Личные местоимения:
а) называют предметы
б) указывают на предметы
в) указывают на признак предмета
5. Укажите грамматические признаки местоимения, которое употреблено в стихотворении
- Белая медведица!
-Во льдах живет она?
-Метель и гололедица
-Медведям не страшна?
а)2-е лицо,ед. ч.
б)3-е лицо, ед.ч.
в)3-е лицо, мн. ч.
6. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
- Что нового узнали?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
7. Домашнее задание.
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания (ПО ВЫБОРУ)
Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж или произведите морфологический разбор одного из местоимений.