Технологическая карта урока географии «Обобщение знаний по теме Гидросфера» (6 класс)
Технологическая карта урока географии
Предмет, класс | 6 класс, география | |
Тема урока, № урока по теме | "Обобщение знаний по теме Гидросфера", последний урок в теме. | |
Тип урока | Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры | |
Цель урока | Обобщение и закрепление знаний о ключевых понятий по теме «Гидросфера; создание условия для развития умений воспроизводить известный географический материал, анализировать изученное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать; воспитывать экологическое сознание. | |
Задачи урока
| Обучающие | Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках. Закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты. |
Развивающие | Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий. | |
Воспитательные | Содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека. | |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | Осознание учащимися целостности гидросферы, её необходимости в жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рационального использования. |
Метапредметные | Формировать общественные (сотрудничество) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы. Развивать интеллектуальные способности. | |
Предметные | Проверить умения выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений по теме «Гидросфера» | |
Формы организации учебной деятельности | Командные формы работы | |
Методы обучения | Приемы и методы Сингапурской методики обучения | |
Оборудование, средства обучения | Учебник: География. Начальный курс .6 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, И.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2017г.; презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, Маршрутные листы (для учащихся), игра «По морям и океанам»; раздаточный материал, атласы 6 класса. |
План урока:
Этапы занятия | Временная реализация |
I.Организационный момент: приветствие, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть). | 2 минуты |
II.Постановка учебной задачи Структура КОНЭРС(« углы») | 6 минут |
III.Повторение и обобщение знаний и способов действий, самостоятельное и командное использование сформированных умений и навыков. 1. КЛОК БАДДИС (встреча по часам) 2. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР 3. ТАЙМ РАУНД РОБИН. Что это? | 24 минут |
Физминутка | 1 минута |
4.Игра «По морям-по волнам» – 5 и 6 задания | 7 минут |
IV.«Билетик на выход» Рефлексия | 4 минуты |
Подведение итогов | 1 минута |
| |
| 45 минут. |
Этапы урока/занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | ЭОР |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой. Проверяет готовность к уроку ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть). | Приветствуют друг друга, демонстрирует готовность к уроку. | | |
2.Постановка учебной задачи. | - Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (за окном дождь). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств. Уже несколько уроков Мы с вами изучаем эту необыкновенную, загадочную, такую необходимую всему живому и легко ранимую оболочку земли. Которая называется ….гидросфера. А с чем у каждого из вас ассоциируется слово Гидросфера? Как мы обозначим тему урока? (Приложение1) (Гидросфера) Запишите в Маршрутных Листах число и тему урока.(Приложение 2) Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? Подсказка: начни формулировать задачи со слов: Обобщить знания по теме Гидросфера, а именно: Повторить …. Вспомнить ….. Закрепить …… Мы определили задачи урока, а как мы будет себя оценивать на каждом этапе урока и в конце урока? А что такое критерии? Во время урока вы будите заполнять Маршрутный Лист. В нем указаны Критерии оценивания И я хочу вас пригласить в морское путешествие. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на корабле. Давайте назовем наш корабль. Плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! КОНЭРС(« углы») Если бы у вас была возможность исследовать один океан, какой бы вы выбрали? Выберите «угол» (названия океанов) (Приложение 3) Пройдите к нему. Найдите себе пару (ТАЙМД- ПЭА ШЭА) и в течении 30 секунд обменяйтесь мнениями. Поменяйте углы, найдите партнера и расскажите о своем выборе. Поблагодарите друг друга. Кто хочет поделиться? Спасибо, ребята, вы на верном пути! | Формулируют тему урока и задачи урока Обращают внимание на критерии в Маршрутном листе В структурах КОНЭРС и ТАЙМ-ПЭА ШЭА Слушают учителя. Молча выбирают «угол», проходят к нему, образуют пары и объясняют партнеру свой выбор. Меняются ролями. Меняются партнерами из другого «угла» и обмениваются мнениями. По желанию свое мнение высказывают всему классу Заполняют Маршрутный лист | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу. Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
3. Повторение и обобщение знаний и способов действий, самостоятельное и командное использование сформированных умений и навыков. | 1. КЛОК БАДДИС (встреча по часам) Вам необходимо встретиться с другом в 6 часов вечера. Вопросы: 1.Как вы думаете почему в Северном Ледовитом океане низкая соленость воды? 2. Какие воды активнее участвуют в мировом круговороте воды-грунтовые или межпластовые? Почему? Поделитесь своим ответом. 2. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР С партнером по плечу Определите критические характеристики от просто интересной информации Понятие Озёра 3. ТАЙМ РАУНД РОБИН. Что это? (Приложение 4) Физкультминутка 4. Игра «По морям-по волнам»– Подписать названия объектов на контурной карте (Приложение 5, 5.1) | Активно принимают участия в структурах: КЛОК БАДДИС Обдумывают ответ на вопрос. Один ученик отвечает на вопрос, второй слушает, не перебивает и не комментирует ответ. В случае если время осталось, а говорить больше нечего, партнёр может задать вопросы. После ответа первого партнера ученики меняются ролями. Названные ученики делятся с классом своим ответом или ответом партнера. Заполняют Маршрутный лист Модель ФРЕЙЕР Учащиеся рассматривают понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры Заполняют Маршрутный лист ТАЙМ РАУНД РОБИН Учащиеся 1-3-4 проговаривает по кругу ответ. Номер 2 озвучивает правильный ответ Заполняют Маршрутный лист Выполняют гимнастические упражнения 1. Повороты головы 2. Потягивания При выполнении задания 4 – Выполняют на контурной карте: Дают названия географическим объектам и проверяют по эталону Заполняют Маршрутный лист | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение делать выводы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, структурирование знаний. Коммуникативные: построение понятного для партнёра высказывания, умение работать в группе, применение правил делового сотрудничества, управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий. Личностные: оказание помощи, поддержки. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
4.Рефлексия. | «Билетик на выход» Генеративный вопрос- Что бы случилось, если бы не было океанов? Рефлексия: На уроке я работал_ активно/пассивно Своей работой на уроке я_ доволен/недоволен Урок для меня показался_ коротким/длинным Итоги урока. | Учащиеся записывают свои размышления по поставленный вопрос Учащиеся анализирую результаты своей деятельности | Регулятивные: оценивание уровня владения учебным материалом. Личностные: оценивают свои достижения. | Слайд 9 Слайд 10 |
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада видеть вас! Надеюсь, что мы с вами сможем сегодня активно поработать! И вы порадуете меня своими глубокими познаниями!
Пожмите руки партнеру по лицу, улыбнитесь партнеру по плечу, помашите рукой партнеру по диагонали.
ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть).
-Прошу встать ребят,
Кто знает, что такое вода?
Кто может показать по карте самую глубокую впадину в мире?
Кто знает где находится Гольфстрим?
Кто знает, что самое соленое море-Мертвое?
Кто знает, как называется многолетнее скопление льда на суше?
II. Постановка учебной задачи
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (за окном дождь). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.
Уже несколько уроков Мы с вами изучаем эту необыкновенную, загадочную, такую необходимую всему живому и легко ранимую оболочку земли. Которая называется ….гидросфера.
А с чем у каждого из вас ассоциируется слово Гидросфера?
Как мы обозначим тему урока? (Приложение1)
(Гидросфера)
Запишите в Маршрутных Листах число и тему урока.(Приложение 2)
Какие задачи мы сегодня поставим перед собой?
Подсказка: начни формулировать задачи со слов:
Обобщить знания по теме Гидросфера, а именно:
Повторить ….
Вспомнить …..
Закрепить ……
Мы определили задачи урока, а как мы будет себя оценивать на каждом этапе урока и в конце урока?
А что такое критерии?
Во время урока вы будите заполнять Маршрутный Лист. В нем указаны Критерии оценивания
И я хочу вас пригласить в морское путешествие.
Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на корабле. Давайте назовем наш корабль. Плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь!
Структура КОНЭРС(« углы») (1 минута) (Приложение 3)
Если бы у вас была возможность исследовать один океан, какой бы вы выбрали?
Выберите «угол». Пройдите к нему.
Найдите себе пару (структура ТАЙМД- ПЭА ШЭА) и в течении 30 секунд обменяйтесь мнениями.
Поменяйте углы, найдите партнера и расскажите о своем выборе.
Поблагодарите друг друга. Кто хочет поделиться?
Спасибо, ребята, вы на верном пути!
III. Повторение и обобщение знаний и способов действий, самостоятельное и командное использование сформированных умений и навыков.
1. КЛОК БАДДИС (встреча по часам) (1 минута)
Вам необходимо встретиться с другом в 6 часов вечера.
Вопросы: 1.Как вы думаете почему в Северном Ледовитом океане низкая соленость воды?
2. Какие воды активнее участвуют в мировом круговороте воды-грунтовые или межпластовые? Почему?
2. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (5 минут)
С партнером по плечу Определите критические характеристики от просто интересной информации
Понятие Озеро
3. ТАЙМ РАУНД РОБИН. Что это? (3 минуты) (Приложение 4)
Ученики 1-3-4 проговаривает по кругу ответ. Номер 2 озвучивает правильный ответ
землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения | цунами |
подземная, бурная, спокойная, извилистая, мутная, судоходная | река |
ветер, вода, бутылка, письмо, холодное, теплое | течение |
горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище | водопад |
материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый | остров |
океан, корабль, лед, гора, опасность | айсберг |
ветровая, морская, приливно-отливная, сейсмическая, длинная | волна |
пресная, соленая, минеральная, талая, родниковая, проточная | вода |
вода, соленость, доля вещества | промилле |
Суэцкий, Панамский, Волго-Донский | канал |
Физкультминутка
4. Игра «По морям-по волнам»– Подписать название объектов на контурной карте
(Приложение 5, 5.1)
Билетик на выход. Генеративный вопрос- Что бы случилось, если бы не было океанов?
Рефлексия:
На уроке я работал_ активно/пассивно
Своей работой на уроке я_ доволен/недоволен
Урок для меня показался_ коротким/длинным
Итоги урока.
Список литературы:
1. Баранчиков Е.В. География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г.
2. География. Начальный курс .6 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, И.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2017г.
3. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»,2017г
Интернет-источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-singapurskih-tehnik-na-urokah-geografi.html
Приложение 2
Маршрутный лист ФИ________________________________________________
Дата______________
Тема_______________________________________________
Критерии: 3 балла-Всё здорово!
2 балла-Есть недочеты!
1 балл-Надо поработать!
Задание | критерии | Мой ответ | результат |
«Углы» | Могу объяснить почему я выбрал для исследование океан (3-2-1) | | |
«Встреча по часам» | Могу аргументировать свой ответ (3-2-1) | | |
«Характеристика понятия» | Могу определить критическую характеристику объекта от интересной информации (3-2-1) | | |
«Квадратик» | Умею характеризовать понятие по несущественным признакам (3-2-1) | | |
«Что это?» | Умею по признакам, названиям определять понятия (3-2-1) | | |
Игра «По морям-по волнам» | Умею работать с контурной картой (3-2-1) | | |
ИТОГ | 16-18= «5» 12-15= «4» 8-11= «3» | | |
Приложение 3
Тихий океан
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
Приложение 4
Признаки, объекты - Понятие
землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения | цунами |
подземная, бурная, спокойная, извилистая, мутная, судоходная | река |
ветер, вода, бутылка, письмо, холодное, теплое | течение |
горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище | водопад |
материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый | остров |
океан, корабль, лед, гора, опасность | айсберг |
ветровая, морская, приливно-отливная, сейсмическая, длинная | волна |
пресная, соленая, минеральная, талая, родниковая, проточная | вода |
вода, соленость, доля вещества | промилле |
Суэцкий, Панамский, Волго-Донский | канал |
Приложение 5
Приложение 5.1