Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная ракетка» (для обучающихся 1 – 4 классов)
Филиал МБОУ Устьинская СОШ
начальная школа – детский сад
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Волшебная ракетка»
(для обучающихся 1 – 4 классов)
(физкультурно - оздоровительное направление)
Составитель:
учитель физкультуры: Коротина И.В.
Моршанский район
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Организационно-методические рекомендации по подготовке в бадминтоне.
3. Тематический план.
4. Учебный план
5. Календарно – тематическое планирование
6. Психологическая подготовка.
7. Литература.
Пояснительная записка
Бадминтон является своеобразным университетом движения человеческого тела, средством обучения многообразным двигательным навыкам. Чем они выше по своему уровню и чем богаче их запас, тем успешнее человек справляется с незнакомыми для него двигательными задачами. Высокая культура двигательных навыков позволяет быстро довести нужные движения до автоматизма и тем самым освободить сознание для решения других задач
Бадминтон обладает богатой палитрой движения кисти, микродвижений пальцев. Надо отметить, что мелкие движения пальцев – довольно сложный вид деятельности: они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки. За изощренность мелких движений пальцев руку бадминтониста высокого класса сравнивают с рукой скрипача. Известно, что развитие тонкой моторики кисти положительно коррелирует с развитием интеллектуальномнестических функций.
Бадминтон как спортивная игра развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное ориентирование. Он дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела и эстетическому восприятию игры.
Бадминтон не только на самом высоком уровне удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет, в силу игрового характера, достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой.
Игра является своего рода компенсатором неблагоприятного воздействия на здоровье человека специфики некоторых профессий, для которых характерны малоподвижность, однообразная поза в течение всего рабочего дня. Бадминтон, давая основательную нагрузку всем группам мышц, всем системам организма, способствует повышению работоспособности организма человека, позволяя ему быстрее включиться в работу. Таким образом, бадминтон прививает «умение уметь», дает общую технологию выполнения движений, создает запас двигательных навыков, помогает физически и психологически подготовиться к быстрому и успешному овладению новой профессией, где требуется выполнять точные движения.
Человек изначально включен в пространство движений, но исходно (потенциально) это пространство логических возможностей, включающее вес, допустимый для опорнодвигательного аппарата, универсум движений. Каждый отдельно взятый человек осваивает только часть движений из этого универсума. Существуют виды физической культуры и спорта, способные в большей или меньшей степени помогать человеку осваивать разнообразные движения. Сопровождение процессов освоения движений рефлексией позволяет дополнять процесс кинематического развития человека совершенствованием у него интеллектуальномнестических функций (функций памяти).
Для успеха игры в бадминтон почти каждое движение должно быть «умным» – как на соревнованиях, так и на тренировках. У бадминтонистов есть такая поговорка: «Играй сначала головой, затем – ногами и только потом – рукой». Здесь не надо бежать раньше, чем сообразит голова. Более того, она должна побольше думать, чтобы давать иногда покой ногам. Это способствует расслаблению мышц, восстановлению физических и духовных сил. Нередко спортсмены высокого класса на ответственных соревнованиях заявляют, что умственно устали больше, чем физически.
Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это игра рукой, роль которой в умственном развитии человека общеизвестна. Недаром И. Кант определял значение руки как «вышедшего наружу мозга». Для большинства антропологов очевидно, что именно освобождение рук сыграло важную роль в процессе гоминизации. Благодаря «умной» руке игрок наносит хорошо продуманные удары, которые приносят не только желанное очко, но и радость от удачного осуществления замысла. К тому же считается, что движение кисти в момент соприкосновения ее с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга. Спортсмены все больше тяготеют к «умным» видам спорта, в которых гармонично сочетается физическое и умственное совершенствование. Особенно ценится в этом отношении бадминтон.
Данная рабочая учебная программа по курсу физическая культура в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, основной образовательной программы начального общего образования, комплексной программой по курсу «Физическая культура» (1-4классы) авторы: под редакцией В. И. Ляха, А.А., Сданевич, , М. Я. Виленский и др. Программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» Начальные классы издательство «Просвещение» 2007.
Целью развития бадминтона в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми игры бадминтон являются : крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области спортивных игр, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания
учащихся 1-4 классов
при обучении игре в бадминтон:
Укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств в игре в бадминтон и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения спортивным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
Формирование общих представлений о спортивных играх, их значении в жизни человека, роли укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортивными играми, формам активного отдыха и досуга;
Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения игре в бадминтон направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально технической оснащенностью учебного процесса (Спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.
Реализации принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенности формирования познавательной и предметной активности учащихся;
Соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
Расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области спортивных игр, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно–оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельной организации спортивных игр .
Базовым результатом образования в области спортивных игр в начальной школе является освоение учащимися основных правил игры в бадминтон. Кроме того игра в бадминтон способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки спортивных игр.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по обучению игре в бадминтон является:
умения организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения включатся в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально – яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы игры в бадминтон являются следующие умения:
активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по \обучению игре в бадминтон являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игры в бадминтон, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обучению игре в бадминтон являются следующие умения:
планировать спортивные игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием элементов спортивных игр;
представлять спортивную игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками спортивные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся вариативных условиях.
Все занимающиеся в школьной секции «волшебная ракетка» делятся на группы с учетом возраста, общефизической и спортивной подготовленности: (1-4 кл. ), Программа рассчитана соответственно на 4 года обучения. Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю по 1 ч, количество занимающихся в группе 15 человек. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Большое место в подготовке игрока в бадминтон надо уделять воспитанию его волевых качеств и совершенствованию психических показателей, необходимых для успешной игры. По плану кружка школьного коллектива проводятся соревнования по бадминтону. В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить определённые знания и навыки, В процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований воспитываются у учащихся добросовестное отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом, добросовестное отношение к своим обязанностям. В кружке определяются задачи группы в 1 – 4 классах - всесторонняя физическая подготовка, 'укрепление здоровья, развитие волевых качеств и способностей, необходимых игроку, овладение основами техники и тактики игры, подготовка к сдаче тестов.
Подготовительная работа:
Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре учитель должен подготовить их по следующим показателям:
1) выработать соответствующую осанку;
2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;
3) выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
4) сформировать у ребенка умение играть в мяч;
5) разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;
6) подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;
7) отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО БАДМИНТОНУ.
№п/п |
Содержание занятий |
|
1-4классы |
||
1. |
Теоретические сведения: Краткий обзор развития бадминтона в России. Оборудование и инвентарь. |
1 |
2. |
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. |
1 |
Итого: |
2 |
|
1. |
Практические занятия. Общая и специальная подготовка |
24 |
2. |
Основы техники и тактики игры |
32 |
3. |
Контрольные игры, соревнования. |
10 |
Итого: |
66 |
|
Всего часов: |
68 |
Учебный план программы «Волшебная ракетка»
№ п/п |
Раздел |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
||||
теория |
практ |
теория |
практ |
теория |
практ |
теория |
практ |
||
Бадминтон |
2 |
66 |
2 |
66 |
2 |
66 |
2 |
66 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Содержание занятий |
Количество часов |
классы |
Домашнее задание |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||
1 |
Теоретическая подготовка (в процессе занятий) |
|||||||||||||||||||
2 |
Краткий обзор развития бадминтона в России. Оборудование и инвентарь. Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры. |
|||||||||||||||||||
3 |
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, потоотделение, пульс, кровяное давлениe. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях бадминтоном. |
|||||||||||||||||||
Тематика бесед (в процессе занятий) |
||||||||||||||||||||
Что такое волан? Для чего нужен волан? Материал для волана. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Нарисовать волан |
||||||||||||||
1.Что такое бадминтон? 2.Правила игры. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
Строение ракетки Как правильно держать ракетку? Тренировочные игры. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Нарисовать ракетку |
|||||||||||||||
Подача волана. Какие бывают удары? Подготовительные упражнения. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ |
2 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
« Подбей волан ракеткой» ( число раз, координация движений, ловкость). « Отрази волан» ( точность, сила удара; на сколько метров пролетел волан). « Загони волан в круг» ( подача волана снизу). Задача - попасть в обруч( техника, точность подачи). Перебей волан через сетку ( сила удара, техника выполнения). |
Отбивание мяча одной рукой Метание малого мяча на дальность |
|||||||||||||||||||
2. |
общая и специальная физическая подготовка |
24 |
||||||||||||||||||
1 |
Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении, перестроения на месте в движении. Размыкание и смыкание строя, перемена направления движения. |
2 |
||||||||||||||||||
2 |
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения. в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа. Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук, Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной _ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, комбинации вольных упражнений на 8:64 тактов. Ходьба и бег: ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, скрестным шагом, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости, бег, высоко поднимая колени, бросание и ловля различных мячей во время бега. |
3 |
||||||||||||||||||
3 |
Упражнения с предметами. Скакалка: прыжки с. вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, бег, перепрыгивая через скакалку. Гимнастическая палка: наклоны и повороты туловища, маховые и круговые движения рук, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки, прыжки через палку, подбрасывание и ловля палок, Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками, из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование. Большой мяч : броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами. |
3 |
Прыжки через скакалку на 2 ногах Перепрыгивание через предметы, лежащие на полу Перебрасывание теннисного мяча с руки на руку Подбрасывание большого мяча вверх |
|||||||||||||||||
4 |
Игры с мячом, с бегам, с прыжками, с метанием, игры нa внимание и быстроту реакции, игры на местности, эстафеты, встречные и круговые. |
3 |
Разучивание считалочки |
|||||||||||||||||
5 |
Акробатические упражнения Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках, “мост” из положения лежа на спине, из положения стоя с. опусканием назад. |
2 |
Упражнение « Берёзка» |
|||||||||||||||||
6 |
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением 30-60 м, эстафеты встречные и круговые с этапами по 10 м, пробегание дистанции до 500 М, прыжок в высоту с места и с разбега, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжок в длину правым и левым боком, прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку |
3 |
Прыжки через предметы на 2 ногах |
|||||||||||||||||
7 |
Лыжные прогулки от 1 до 3 км. |
1 |
||||||||||||||||||
8 |
Сnецuальные упражненuя. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу. |
2 |
Сед на одной ноге |
|||||||||||||||||
9 |
Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. |
1 |
Вращение мяча 2 руками перед собой |
|||||||||||||||||
10 |
Подбивание волана на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа. Имитационные удары ракеткой слева и справа |
1 |
Подбрасывание мяча с продвижением вперёд |
|||||||||||||||||
11 |
Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе. Различные виды жонглирования воланом одной и двумя руками. |
1 |
Жонглирование мячами- 2 штуки |
|||||||||||||||||
12 |
Эстафетный бег с ведением волана ударами ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев. Эстафеты с элементами бадминтона. |
2 |
Подбивание воздушного шара на месте |
|||||||||||||||||
Технико- тактическая подготовка |
32 |
|||||||||||||||||||
1 |
« Удочка»( русская народная игра) |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
2 |
«Выбивной» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
3 |
« Волк во рву»( русская народная игра) |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
4 |
« Пронзи кольцо»( чье звено большее число раз забросит копье( гимнастическую палку) в висящий обруч) |
1 |
Метание мяча в кольцо |
|||||||||||||||||
5 |
« Юбка» ( кольца из веревки продеть через голову, обежать флажок, передать эстафету) |
1 |
||||||||||||||||||
6 |
« За двумя зайцами»( катить попеременно два мяча) |
1 |
Прокатывание мяча по прямой |
|||||||||||||||||
7 |
« Ловкий рапирист»( катить бадминтонной ракеткой мяч между кеглями) |
1 |
||||||||||||||||||
8 |
« Ложись! »( передать ракетку, лечь; последний с ракеткой перепрыгивает всех, встает впереди колонны, эстафета повторяется) |
1 |
||||||||||||||||||
9 |
«Гонка волана подачей» |
|||||||||||||||||||
10 |
« Подбрось- поймай, падать не давай»( перебрасывание волана с руки на руку) |
Перебрасывание мяча с руки на руку |
||||||||||||||||||
11 |
« Передвинь флажок»( кто дальше бросит волан) |
|||||||||||||||||||
12 |
« Волан навстречу волану» ( перебрасывание волана друг другу) |
|||||||||||||||||||
13 |
« Чья команда меткая?» ( забрасывание воланов в обруч) |
|||||||||||||||||||
14 |
« Подбей волан» ( ударить большее число раз, подбивая волан) |
Отбивание мяча об пол |
||||||||||||||||||
15 |
« Загони волан в обруч» ( подать волан в обруч ракеткой) |
|||||||||||||||||||
16 |
« Отрази волан» ( первая команда бросает, вторая- отражает) |
|||||||||||||||||||
17 |
«Салки с воланами» |
Правила |
||||||||||||||||||
18 |
«Очисти свой сад от камней» |
Правила |
||||||||||||||||||
19 |
«Закинь волан подачей» |
|||||||||||||||||||
20 |
«Леворукие воланы» |
|||||||||||||||||||
21 |
«Парная гонка волана» |
1 |
||||||||||||||||||
22 |
«Бой с тенью» |
1 |
||||||||||||||||||
23 |
«Убеги от водящего» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
24 |
«Унеси волан» |
1 |
||||||||||||||||||
25 |
«Четные и нечетные» |
1 |
||||||||||||||||||
26 |
«Сбей волан» |
1 |
||||||||||||||||||
27 |
«Охота на волка» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
28 |
«Падающий волан с ракеткой» |
1 |
||||||||||||||||||
29 |
«Делай, как я, с ракеткой» |
1 |
||||||||||||||||||
30 |
«Имитационный бадминтон» |
1 |
||||||||||||||||||
31 |
«Вышибалы подачей» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
32 |
«Вратарь» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
33 |
«Отгони мух» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
Контрольные задания, соревнования |
10 |
|||||||||||||||||||
1 |
«БаскетВол» |
1 |
||||||||||||||||||
2 |
«Лапта бадминтонистов» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
3 |
«Двурукий бадминтон» |
1 |
||||||||||||||||||
4 |
« Школьный бадминтон» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
5 |
Учебные игры с круговой сменой |
1 |
||||||||||||||||||
6 |
«Закинь волан подачей» |
1 |
||||||||||||||||||
7 |
«Кто выше и быстрее с ракеткой?» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
8 |
«Гонка волана ракеткой» |
1 |
||||||||||||||||||
9 |
«Гонка волана с упражнениями» |
1 |
Правила |
|||||||||||||||||
10 |
«Волан через сетку» ( игра на поле вдвоем) |
1 |
Правила |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
по обучению игре в бадминтон.
«ВОЛШЕБНАЯ РАКЕТКА»
(1-4 классы)
История бадминтона.
Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с воланом и ракетками.
Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: е.е держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.
1.Краткий обзор развития бадминтона в России. Оборудование и инвентарь.
Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры.
2. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.
Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, потоотделение, пульс, кровяное давлениe. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях бадминтоном.
3. Общая и специальная физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.
Практические занятия.
Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении, перестроения на месте в движении. Размыкание и смыкание строя, перемена направления движения.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Одновременные, попеременные и последовательные движения. в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.
Упражнения для мышц туловища.
Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук,
Упражнения для мышц ног.
Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной _ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, комбинации вольных упражнений на 8:64 тактов. Ходьба и бег: ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, скрестным шагом, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости, бег, высоко поднимая колени, бросание и ловля различных мячей во время бега.
Упражнения с предметами. Скакалка: прыжки с. вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, бег, перепрыгивая через скакалку. Гимнастическая палка: наклоны и повороты туловища, маховые и круговые движения рук, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки, прыжки через палку, подбрасывание и ловля палок, Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование. Большой мяч : броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами. Упражнения с гантелями (1 кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук.
Игры с мячом, с бегам, с прыжками, с метанием, игры нa внимание и быстроту реакции, игры на местности, эстафеты, встречные и круговые.
Акробатические упражнения Кувырки вперед, назад, стайка на лопатках, “мост” из положения лежа на спине, из положения стоя с. опусканием назад.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением 30-60 м, эстафеты встречные и круговые с этапами по 10 м, пробегание дистанции до 500 М, прыжок в высоту с места и с разбега, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжок в длину правым и левым боком, прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку. Игра в баскетбол, теннис, бадминтон. Лыжные прогулки от 1 до 3 км.
Сnецuальные упражненuя. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу.
Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание волана на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа. Имитационные удары ракеткой слева и справа. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе. Различные виды жонглирования воланом одной и двумя руками. Игра с партнером .Игра двумя ракетками поочередно. Игра одного против двоих и троих. Эстафетный бег с ведением волана ударами ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев. Эстафеты с элементами бадминтона.
Основы техники и тактики игры.
Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция.
Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. Подача вбадминтоне, с верхним, нижним, смешанным вращением, “двойники”.
Взаимосвязь техники и тактики игры. Тактика одиночных встреч. Планирование тактических действий. Применение различных тактических приемов против бадминтонистов разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор темпа игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника.
Техника и тактика парных встреч. Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение при парных встречах. Значение начальной расстановки игроков. Особенности тактических приемов в парных играх. Согласованность действий партнеров при проведении всех применяемых приемов. Тактика игроков в смешанных парных играх. Важность подбора партнеров для парных игр.
Практические занятия.
Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание пальцев, охватывающих, ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять руку, контролировать правильность хвата. Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева. Групповое изучение слева и справа в шеренге без ракетки и с ракеткой. Различные виды жонглирования воланами. Игра с воланами в шеренгах.
Ознакомление с основными видами вращения мяча. Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх, ударом слева “подрезкой>, мяча вниз, справа “подрезкой” мяча вниз.
Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча, прием подачи “подставками”, слева без вращения мяча, “накат” слева против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки” с вращением мяча вниз, “накат” справа против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки”. с вращением мяча вниз, “накат” слева против несильного “наката” С вращением мяча вверх, то же справа.
Сочетание ударов: удары “накат” слева и справа поочередно против “подставки” без вращения мяча, затем против I “подрезки” С вращением мяча вниз, удары “накат” слева и справа против контратак с вращением мяча вверх. Игры на счет (тренировочные) - нападение против . защиты “подставками”, “подрезками” и против контр нападения, парные между мальчиками и девочками и смешанные пары, один против двух, один против трёх, контрольное соревнование . Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.
Правила игры, организация и проведение соревнований. Подготовка к сдаче правил игры, судейство соревнований, организация соревнований в группах, классе, школе.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
1.Лях В.И. Мой друг - физкультура : Учебник для 1 - 4 класса начальной школы.
Пособие для учащихся
2.Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Физическая культура. Учебно-наглядное пособие.
3.Л,Н,Волошина «Играйте на здоровье»
4.Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
5. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
6.Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
7. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
8.Рудик П. А. Психология. М., 1967.
9.Старажиле А. А. Делай характер смолоду. - Спортивные игры, 1970, N!! 10.
10.Филин В. П., Т а. л ы ш е в Ф. М. Тем, кто тренирует юных. - Теория и практика физической культуры, 1971, N!! 2.
11.Филин В. П. Начальная подготовка юного спортсмена. М., 1966.