12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана100
Учитель начальных классов в коррекционной школе города Котласа
Россия, Архангельская обл., Котлас
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

С.А. Ренева

Статья "Обучение чтению детей с ОВЗ. Понятия,структура и практики."

Из опыта работы.


Чтение – это окошко, через которое 

дети видят и познают мир и самих себя.

                                                                                                                В.А.Сухомлинский



В сегодняшнем выступлении мне хочется представить свой опыт по работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях коррекционной школы. В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество таких детей разных категорий, поступающих в школы, увеличивается. На учителей начальных классов накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать с детьми разных категорий.

В нашей школе комплектуются классы, в которых есть дети с осложнённой структурой дефекта: это и нарушение опорно-двигательного аппарата, расстройства аутичного спектра, серьёзные нарушения поведения, с синдромом Дауна и дети с речевым и зрительным недоразвитием.

Назрела острая необходимость в понимании проблем таких детей в уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, я пришла к выводу , что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях ок­ружающего мира. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается, тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд в изготовлении наглядных пособий, которые в дальнейшем используются на уроках. 

Обозначив проблему определились следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:

максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

оптимизация психических процессов;

широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

В педагогической практике я использую следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;

не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливыми, когда дети проявляют неумение;

иметь ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо;

говорить меньше слов, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;

детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей

У детей с ОВЗ замедлены приём и переработка информации,Поэтому первоначальное усвоение знаний даётся предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализировать. При каждом затруднении возвращаться к подробному объяснению. Давать материал от простого к сложному и все время повторять пройденное.

И на примере обучения грамоте я хочу показать следующие методы и приёмы работы от буквы к предложению:

1этапом являются элементы букв: Упражнения, направленные на развитие моторики и подготовка к письму (дети очень любят различные обводилки предметов и сожетные рисунки по точкам)

t1642324851aa.png t1642324851ab.jpg t1642324851ac.jpg



2 этапом будет изучение самих букв и их письмо в печатном виде (это для дополнительного класса) А как показывает практика, то почти все дети, которые поступают теперь в нашу школу, нуждаются в дополнительном классе.

t1642324851ad.jpg t1642324851ae.png

Упражнения, направленные на запоминание образа букв (тетрадь рисуем по клеточкам)

t1642324851af.jpg t1642324851ag.jpg



Дополнительным материалом могут служить книжки вкладыши Алфавит, обведи и раскрась алфавит и картинки на эти буквы. Буква спряталась.

Мозаика букв, в которой идет не только работа по запоминанию образа буквы, но и работа по развитию внимания.Недописанная буква- Допиши букву....


t1642324851ah.jpg





4 этап выделение звука (развитие фонематического слуха)

Упражнения, направленные на нахождение первого и последнего звука в слове (картинки найди слова на данную букву)

t1642324851ai.jpg t1642324851aj.jpg


Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.( объясни, почему она лишняя)

2. Найди правильную букву:

t1642324851ak.jpg


5 этап слоги Упражнения, направленные на составление и чтение слогов( отработка) (эта работа на развитие четкости произношения и составление коротких слов из слогов "Тетрадь сливаем слоги". Составляем слоги из разрезной азбуки.

t1642324851al.jpg t1642324851am.jpg

Упражнения, вырабатывающие внимание к частям слова

Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп: жзи тно ктри дру зби стру.....(Чтение слоговых таблиц) Чтение отрабатывается от простого к сложному.

t1642324851an.jpg t1642324851ao.jpg

6 этап слова. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения. (слова из разрезной азбуки, тетрадь от буквы к слову)

1 . Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р ы и о э е я ю е у а с т в


Сливание нескольких слогов в одно слово.

t1642324851ap.jpg


7 этап Предложение.

Упражнения, развивающие гибкость ,скорость и пониманиепредложений (чтение вслух).

1. Чтение со счетом слов,составление схемы предложений ,а затем самое ложное задание деформированный текст.

t1642324851aq.jpg t1642324851ar.jpg

2 . Задания на понимание смысла очень важно при чтении предложений,здесь помогают вопросы по предложению.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Следующий этап- это работа с текстом,там тоже много особенностей, на которые необходимо обращать внимание.(но это отдельная статья работы).

Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, можно добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности.

Активно вовлечь детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования, а значит и процесс обучения детей с легкой умственной отсталостью будет эффективнее.


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Дементьева Ирина Михайловна, 16.01.22 в 13:41 4Ответить Пожаловаться
Светлана, приветствую Вас. Задания и упражнения Вы перечислили верные и нужные. Вы их взяли из разных источников. Адаптируйте их для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Вот первое изображение с написанием буквы А. Не пишем так заглавную букву А. У нас упрощённый вариант.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.