12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овчинникова Елена Владимировна989
Россия, Пермский край, Пермь

Из опыта работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальные нарушения). Применение технологии социально-контекстного обучения

на уроках чтения


Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения

МБОУ «Школа № 154 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми


Педагог сегодня должен не только учить, но  понимать, какие знания и умения, приобретаемые учениками, могут быть полезными и реально использоваться в будущем.

Традиционно обучение исходит из того, что учащемуся достаточно воспринять и повторить заданные преподавателем образцы знаний и действий. Но в жизни мало стандартных, типовых задач. В жизни приходится сталкиваться с проблемными ситуациями и проблемами, требующими владения нормами действий, нормами отношений, способности к совместной деятельности с другими людьми и др.  Особенно остро данная проблема стоит перед учащимися с ОВЗ.

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью и недоразвитием. Их эмоции по­верхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко рез­ким изменениям. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления или не пытаются этого делать. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушае­мость, сниженная мотивация. Их ставит в затрудни­тельное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям.  

Они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, за­нижают свои способности и нравственные качества

Умственно отсталые дети сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Они узнают правила нашей морали, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
         Коррекции и развитию эмоционально волевой сферы учащихся в условиях образовательного учреждения для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)  может способствовать использование технологии социально – контекстного обучения.

Технология социально-контекстного обучения (ТСКО) предполагает моделирование ролевого поведения, формирование  способности применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Технология позволяет проектировать и реализовывать в ролевых играх различные жизненные ситуации.

         Основой ТСКО является теория контекстного обучения и воспитания, разработанная в научно-педагогической школе Андрея Александровича  Вербицкого.

         В соответствии с основными положениями этой теории контекстом является  система   внутренних   и   внешних   условий   жизни   и  деятельности  человека, которая влияет  на восприятие, понимание и  преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний  контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

Благодаря контексту ученик знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. Таким образом, внутренний и внешний мир «дан» не сам по себе, а в тех или иных предметных и социальных контекстах.

Учитель в контекстном обучении создаёт условия для включения учебных задач в контекст жизненных проблем, и объектом работы учащихся становится не “порция информации”, а ситуация в контексте будущей социальной жизни учащихся. Этим мы стараемся решать проблему социальной защиты детей.

Формы и методы контекстного обучения:

Неигровые

Игровые

- анализ конкретных ситуаций

- имитационный тренинг

- действие по инструкции

- деловая игра

- разыгрывание ролей

- игровое проектирование

         Пример применения контекстного обучения на уроке чтения в 5 классе.

Тема: Н. Гарин - Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы»)

Ситуация «Спасение собаки».

Цель: создание условий для развития умений устанавливать последовательность событий прозаического текста после его прочтения.

Коррекционно-образовательная задача:

формировать представления о содержании рассказа Н. Гарина-Михайловского, развития умения пересказывать эпизоды в заданной последовательности.

Коррекционно-воспитательная задача:

создать пространство для того, чтобы вызвать интерес к творчеству Н. Гарина-Михайловского, воспитывать корректное отношение к прозаическому тексту, обсуждение проблемы гуманного отношения к беззащитным и ответственность за их жизнь, формировать доброжелательное отношение к собеседнику в ходе групповой работы. Умение поставить себя на место главного героя, выстроить собственный план действий в данной ситуации.

Коррекционно-развивающая задача: создать условия для развития аналитического мышления при выявлении эпизодов прозаического текста.

1 задание:

Установить правильную последовательность эпизодов в рассказе.

Этапы выполнения задания при групповой работе:

1 этап. Учитель описывает ситуацию, сообщает задание, раздаёт форматы (без вариантов правильных ответов).

2 этап. Учащиеся индивидуально определяют последовательность событий рассказа, присваивая каждому событию номер.

3 этап. Учащиеся объединяются в группы, прорабатывают своё решение в группе, находят оптимальный вариант.

4 этап. Учитель сообщает эталонный ответ, правильное расположение цифр.

5 этап. Учащиеся считают индивидуальную и групповую погрешности. Для этого по каждому событию считается разница между собственным и эталонным номером, потом разницы по всем событиям суммируются – это индивидуальная и групповая погрешности.

Маленькая групповая ошибка говорит о продуктивной работе команды о высокой степени согласованности.

6 этап. Проводится обсуждение и анализ работы.

Название эпизодов

Мой

ответ

Моя

ошибка

Правильный

ответ

Ответ

группы

Ошибка

группы

Тема обвязывает Жучку свободным концом от веревки



8



Жучка, потеряв равновесие, сваливается в грязь



6



Тема строит планы спасения собаки



2



Тема подбадривает себя



9



Жучка лижет Тему в самые губы



11



Тема узнает от няни о судьбе Жучки



1



Тема привязывает фонарь и спускает в колодец



4



Тема берет спички, газеты, вожжи, веревку.



3



Тема вытаскивает собаку



10



Мальчик спускает в колодец два шеста с перекладиной и петлей



5



Тема спускается в колодец



7



Следующее задание вытекает из первого. По эпизодам, установленным в правильном порядке,  пересказ «Спасение собаки». Учащийся рассказывает, остальные его корректируют.

  • Тёма узнает от няни о судьбе Жучки
  • Тёма строит планы спасения собаки
  • Мальчик берет спички, газеты, вожжи, веревку.
  • Тема привязывает фонарь и спускает в колодец
  • Мальчик спускает в колодец два шеста с перекладиной и петлей      
  • Жучка, потеряв равновесие, сваливается в грязь
  • Тема спускается в колодец
  • Тема обвязывает Жучку свободным концом от веревки
  • Тема подбадривает себя
  • Мальчик вытаскивает собаку
  • Жучка лижет Тему в самые губы

Задание «Что помогло спасти собаку?»
Учащиеся делают выбор предметов по рассказу и свой выбор в подобной ситуации.


Предметы

Чем

воспользо-

вался Тёма

Чем воспользо-вался бы я

Фонарь

+


Инструкция по спасению



Вожжи

+


Карту и компас 



Два шеста

+


Свисток



Верёвка

+


Спички

+


Еду для собаки



Газеты



Мой вариант предмета



Тема: «Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»

Решение проблемы «Есть ли рыцари в современном мире?

Цель:          Создание условий для формирования умений определять идейное содержание прозаического текста, умений давать оценку поступкам героям, используя элементы сопоставительного анализа.

Коррекционно-образовательные задачи:

познакомить с творчеством Ю. Яковлева, формировать умения сопоставительного анализа внешности и поступков персонажей прозаического текста, ввести понятие «рыцарь», «герой», «антигерой».

Коррекционно-развивающая задача:

создать условия для развития эмоциональной сферы учащихся, увеличивать объем эмоционально-оценочной лексики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

создать пространство для принятия идейного содержания текстов Ю. Яковлева, обсуждение проблемы честности, благородства;  воспитывать смелость, стремление прийти на помощь в беде. Умение поставить себя на место главного героя, выстроить собственный план действий в данной ситуации.

Задание. Определение понятия «рыцарь».

Рыцарь в средние века

Рыцарь в современном мире

Воин в железных доспехах,

получал особое рыцарское воспитание.

Умел скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом.

Участвовал в рыцарских турнирах.

Благородный и вежливый человек, который заступался за слабого и обиженного, держал данное слово, возвышенно относился к женщинам.

Вежливый, благожелательный.

Честный, умеющий держать свое слово.

Заступается за женщин, за слабых и обиженных.

Готовый на подвиг.

Готовый в любую минуту броситься на помощь.

Бескорыстный, не требующий награды.

Задание. «Сравнить поведение тюфяка Васи и Димки Ковалева на реке»:


Димка Ковалев

тюфяк Вася

Стоял на берегу,

размахивал руками,

кричал , огрызался, бездействовал,

никак не стремился  малышу,

указывал Васе, как спасать тонущего и выжидал, что будет дальше.

После спасения первоклассника оживился и предложил отвести спасенного домой. 

Услышав крики, быстро прибежал.

Молча, не раздумывая , бросился на помощь, переживал за тонущего.

Действовал осторожно, чтобы тоже не провалиться, т.к. знал, что от него зависит жизнь малыша.

Спас первоклассника, не требовал славы  и благодарности.

Задание «Найти героя и антигероя»

Определить наличие рыцарских черт у персонажей.



Рыцарские черты

Димка

Ковалев

тюфяк Вася

Смелость



Готовность к

подвигу



Бросается на

помощь



Честность



Вежливость



Не требует награды



Важным моментом урока, построенного по принципам технологии контекстного обучения, является рефлексия, анализ работы на уроке.

-Что я сегодня сделал и чего достиг?

-Какие знания, опыт я сегодня получил?

-Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

-Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?

Выбор форм и методов технологии социально-контекстного обучения исходит из принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся. Разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения - это сфера педагогического творчества учителя.

Материалом для такого комплекса могут служить и все известные формы и методы обучения, и создаваемые самим разработчиком.

Данная технология является достаточно эффективной, так как развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьни­ков в большой мере определяется внешними условиями, важней­шими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. У детей появ­ляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, не­обходимые для их успешной социальной адаптации. Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере спо­собствует умственному, речевому и в целом личностному разви­тию этой категории детей.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.