Из опыта работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальные нарушения). Применение технологии социально-контекстного обучения на уроках чтения
Из опыта работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальные нарушения). Применение технологии социально-контекстного обучения
на уроках чтения
Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения
МБОУ «Школа № 154 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми
Педагог сегодня должен не только учить, но понимать, какие знания и умения, приобретаемые учениками, могут быть полезными и реально использоваться в будущем.
Традиционно обучение исходит из того, что учащемуся достаточно воспринять и повторить заданные преподавателем образцы знаний и действий. Но в жизни мало стандартных, типовых задач. В жизни приходится сталкиваться с проблемными ситуациями и проблемами, требующими владения нормами действий, нормами отношений, способности к совместной деятельности с другими людьми и др. Особенно остро данная проблема стоит перед учащимися с ОВЗ.
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью и недоразвитием. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления или не пытаются этого делать. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям.
Они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества
Умственно отсталые дети сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Они узнают правила нашей морали, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Коррекции и развитию эмоционально волевой сферы учащихся в условиях образовательного учреждения для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) может способствовать использование технологии социально – контекстного обучения.
Технология социально-контекстного обучения (ТСКО) предполагает моделирование ролевого поведения, формирование способности применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Технология позволяет проектировать и реализовывать в ролевых играх различные жизненные ситуации.
Основой ТСКО является теория контекстного обучения и воспитания, разработанная в научно-педагогической школе Андрея Александровича Вербицкого.
В соответствии с основными положениями этой теории контекстом является система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.
Благодаря контексту ученик знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. Таким образом, внутренний и внешний мир «дан» не сам по себе, а в тех или иных предметных и социальных контекстах.
Учитель в контекстном обучении создаёт условия для включения учебных задач в контекст жизненных проблем, и объектом работы учащихся становится не “порция информации”, а ситуация в контексте будущей социальной жизни учащихся. Этим мы стараемся решать проблему социальной защиты детей.
Формы и методы контекстного обучения:
Неигровые | Игровые |
- анализ конкретных ситуаций - имитационный тренинг - действие по инструкции | - деловая игра - разыгрывание ролей - игровое проектирование |
Пример применения контекстного обучения на уроке чтения в 5 классе.
Тема: Н. Гарин - Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы»)
Ситуация «Спасение собаки».
Цель: создание условий для развития умений устанавливать последовательность событий прозаического текста после его прочтения.
Коррекционно-образовательная задача:
формировать представления о содержании рассказа Н. Гарина-Михайловского, развития умения пересказывать эпизоды в заданной последовательности.
Коррекционно-воспитательная задача:
создать пространство для того, чтобы вызвать интерес к творчеству Н. Гарина-Михайловского, воспитывать корректное отношение к прозаическому тексту, обсуждение проблемы гуманного отношения к беззащитным и ответственность за их жизнь, формировать доброжелательное отношение к собеседнику в ходе групповой работы. Умение поставить себя на место главного героя, выстроить собственный план действий в данной ситуации.
Коррекционно-развивающая задача: создать условия для развития аналитического мышления при выявлении эпизодов прозаического текста.
1 задание:
Установить правильную последовательность эпизодов в рассказе.
Этапы выполнения задания при групповой работе:
1 этап. Учитель описывает ситуацию, сообщает задание, раздаёт форматы (без вариантов правильных ответов).
2 этап. Учащиеся индивидуально определяют последовательность событий рассказа, присваивая каждому событию номер.
3 этап. Учащиеся объединяются в группы, прорабатывают своё решение в группе, находят оптимальный вариант.
4 этап. Учитель сообщает эталонный ответ, правильное расположение цифр.
5 этап. Учащиеся считают индивидуальную и групповую погрешности. Для этого по каждому событию считается разница между собственным и эталонным номером, потом разницы по всем событиям суммируются – это индивидуальная и групповая погрешности.
Маленькая групповая ошибка говорит о продуктивной работе команды о высокой степени согласованности.
6 этап. Проводится обсуждение и анализ работы.
Название эпизодов | Мой ответ | Моя ошибка | Правильный ответ | Ответ группы | Ошибка группы |
Тема обвязывает Жучку свободным концом от веревки | 8 | ||||
Жучка, потеряв равновесие, сваливается в грязь | 6 | ||||
Тема строит планы спасения собаки | 2 | ||||
Тема подбадривает себя | 9 | ||||
Жучка лижет Тему в самые губы | 11 | ||||
Тема узнает от няни о судьбе Жучки | 1 | ||||
Тема привязывает фонарь и спускает в колодец | 4 | ||||
Тема берет спички, газеты, вожжи, веревку. | 3 | ||||
Тема вытаскивает собаку | 10 | ||||
Мальчик спускает в колодец два шеста с перекладиной и петлей | 5 | ||||
Тема спускается в колодец | 7 |
Следующее задание вытекает из первого. По эпизодам, установленным в правильном порядке, пересказ «Спасение собаки». Учащийся рассказывает, остальные его корректируют.
- Тёма узнает от няни о судьбе Жучки
- Тёма строит планы спасения собаки
- Мальчик берет спички, газеты, вожжи, веревку.
- Тема привязывает фонарь и спускает в колодец
- Мальчик спускает в колодец два шеста с перекладиной и петлей
- Жучка, потеряв равновесие, сваливается в грязь
- Тема спускается в колодец
- Тема обвязывает Жучку свободным концом от веревки
- Тема подбадривает себя
- Мальчик вытаскивает собаку
- Жучка лижет Тему в самые губы
Задание «Что помогло спасти собаку?»
Учащиеся делают выбор предметов по рассказу и свой выбор в подобной ситуации.
Предметы | Чем воспользо- вался Тёма | Чем воспользо-вался бы я |
Фонарь | + | |
Инструкция по спасению | ||
Вожжи | + | |
Карту и компас | ||
Два шеста | + | |
Свисток | ||
Верёвка | + | |
Спички | + | |
Еду для собаки | ||
Газеты | ||
Мой вариант предмета |
Тема: «Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
Решение проблемы «Есть ли рыцари в современном мире?
Цель: Создание условий для формирования умений определять идейное содержание прозаического текста, умений давать оценку поступкам героям, используя элементы сопоставительного анализа.
Коррекционно-образовательные задачи:
познакомить с творчеством Ю. Яковлева, формировать умения сопоставительного анализа внешности и поступков персонажей прозаического текста, ввести понятие «рыцарь», «герой», «антигерой».
Коррекционно-развивающая задача:
создать условия для развития эмоциональной сферы учащихся, увеличивать объем эмоционально-оценочной лексики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
создать пространство для принятия идейного содержания текстов Ю. Яковлева, обсуждение проблемы честности, благородства; воспитывать смелость, стремление прийти на помощь в беде. Умение поставить себя на место главного героя, выстроить собственный план действий в данной ситуации.
Задание. Определение понятия «рыцарь».
Рыцарь в средние века | Рыцарь в современном мире |
Воин в железных доспехах, получал особое рыцарское воспитание. Умел скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Участвовал в рыцарских турнирах. Благородный и вежливый человек, который заступался за слабого и обиженного, держал данное слово, возвышенно относился к женщинам. | Вежливый, благожелательный. Честный, умеющий держать свое слово. Заступается за женщин, за слабых и обиженных. Готовый на подвиг. Готовый в любую минуту броситься на помощь. Бескорыстный, не требующий награды. |
Задание. «Сравнить поведение тюфяка Васи и Димки Ковалева на реке»:
Димка Ковалев | тюфяк Вася |
Стоял на берегу, размахивал руками, кричал , огрызался, бездействовал, никак не стремился малышу, указывал Васе, как спасать тонущего и выжидал, что будет дальше. После спасения первоклассника оживился и предложил отвести спасенного домой. | Услышав крики, быстро прибежал. Молча, не раздумывая , бросился на помощь, переживал за тонущего. Действовал осторожно, чтобы тоже не провалиться, т.к. знал, что от него зависит жизнь малыша. Спас первоклассника, не требовал славы и благодарности. |
Задание «Найти героя и антигероя»
Определить наличие рыцарских черт у персонажей.
Рыцарские черты | Димка Ковалев | тюфяк Вася |
Смелость | ||
Готовность к подвигу | ||
Бросается на помощь | ||
Честность | ||
Вежливость | ||
Не требует награды |
Важным моментом урока, построенного по принципам технологии контекстного обучения, является рефлексия, анализ работы на уроке.
-Что я сегодня сделал и чего достиг?
-Какие знания, опыт я сегодня получил?
-Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
-Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?
Выбор форм и методов технологии социально-контекстного обучения исходит из принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся. Разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения - это сфера педагогического творчества учителя.
Материалом для такого комплекса могут служить и все известные формы и методы обучения, и создаваемые самим разработчиком.
Данная технология является достаточно эффективной, так как развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. У детей появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации. Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере способствует умственному, речевому и в целом личностному развитию этой категории детей.