Обучение детей с особыми образовательными потребностями на уроках английского языка в начальной школе
Обучение детей с особыми образовательными потребностями на уроках английского языка в начальной школе
Ушакова Екатерина Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ СШ № 15
имени В.Н.Рождественского
города Глазова
Удмуртской Республики
С каждым годом в школах увеличивается количество учеников, имеющих статус ОВЗ. Они имеют определенные проблемы в школе. Учителям необходимо опираться на нормативные документы, чтобы обеспечить качественное образование детей: Закон «Об образовании», статья 79, «Закон о социальной защите инвалидов», ФГОС для детей с ОВЗ, СанПиН, Письмо Министерства Образования и науки РФ от 27 марта 2000 г № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения. [1]
Обучение слабовидящих детей осуществляется в МБОУ СШ № 15 имени В.Н.Рождественского города Глазова Удмуртской Республики. В школе созданы коррекционные классы небольшой наполняемости для обеспечения качественного образования. В образовательном учреждении утверждена адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (АООП НОО). Учителя школы организуют процесс обучения в соответствии с этой программой.
Педагоги школы обладают знаниями об особенностях детей с ОВЗ (слабовидящих). В соответствии с психолого-педагогической характеристикой ученики имеют: недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определенным изменениям в психическом и физическом развитии, снижение общей и зрительной работоспособности, замедленное овладение письмом и чтением, снижение координации движений, их точности, трудности зрительного контроля, снижение двигательной активности, своеобразие речевого развития (слабой связи речи с предметным содержанием), снижение общей познавательной активности. Уроки проводятся в соответствии с особенностями детей.
Небольшая наполняемость классов позволяют учителю спросить каждого ученика в течение урока несколько раз, поэтому некоторые ученики, имеющие высокую учебную мотивацию, обладают хорошим знанием английского языка. Приемы и методы, используемые на уроках, позволяют сформировать универсальные учебные действия у школьников с особенностями. Ниже приведены некоторые виды упражнений.
Во время изучения алфавита учитель просит вспомнить, как пишутся буквы. Школьникам необходимо в воздухе пальчиком нарисовать названную учителем букву. Использование пальчиков позволяет лучше закрепить знание букв. Еще один вариант проведения игры таков: педагог просит закрыть глаза, представить, что дети – это Буратино с длинным носом. Школьникам нужно «вытянуть» нос до доски и с помощи длинного носа и головы написать названную букву. Дети с удовольствием «пишут» буквы на доске.
Во время активизации и совершенствования лексических навыков учитель просит школьников встать к стене в ряд лицом к учителю. Затем педагог называет слово по-русски, а ученики, поднимая руки, переводят его. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Если ответ верный, ученик делает шаг вперед. В задании присутствует момент соревновательности. Каждый стремится оказаться первым. Очень часть бывает несколько победителей или призеров, которые получают положительные отметки.
На этапе совершенствования лексических и грамматических навыков учитель и ученики часто работают с мячом. Необходимо встать в круг. Учитель просит составить предложения или назвать слова по определенной теме, дети отвечают и кидают мяч учителю. Такая игра способствует развитию лексических, грамматических навыков, а также двигательной активности и координации движений. Детям с ОВЗ иногда бывает сложно даже уметь поймать мяч, но систематическое выполнение упражнений развивает двигательную активность учеников.
Чередование видов деятельности необходимо во время урока. После проведения устных упражнений учитель использует письменный вид деятельности. Ученики работают в тетрадях чернилами черного цвета. Такой цвет является более ярким и обоснован при работе со слабовидящими.
На уроках английского языка письменные упражнения составляют не более 10 % от урока, так как основная цель обучения - овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. Чаще всего ребята пишут диктанты или выполняют грамматические задания. Учителю необходимо следить за темпом письма всех учеников. Многие ребята медлительны. Они с трудом пишут буквы, почерк некоторых неаккуратный и неразборчивый.
Во время урока обязательным является проведение двигательной физкультминутки и одной-двух гимнастик для глаз. Ученики охотно выполняют упражнения для глаз «Вверх-вниз», «Ходики», «Циферблат», интенсивное сжатие и раскрытие глаз в быстром темпе (рис.1), «Пальминг» (рис.2), частое моргание глазами, работа глаз на расстоянии (вытягивание руки вперед, фиксация взгляда на вытянутом пальце в течение нескольких секунд, затем перевод взгляда на объект, находящийся вдали). Все эти упражнения адаптированы учителем и проводятся на английском языке. Даже школьники второго класса, сравнительно недавно начавшие изучать английский язык, с удовольствием выполняют упражнения, а некоторые просят сами провести их. Таким образом, на уроке формируется положительная мотивация к предмету и к гимнастике для глаз. [4.5]
Двигательная физкультминутка также проводится на английском языке. Учитель использует игровые моменты. Например, при изучении темы «Глаголы движения» просит школьников выполнять определенные движения: Jump, run, dance, cook, play football, roller - skate. Дети ждут, когда учитель неожиданно скажет «Stop!». Школьники замирают в определенной позе.
Еще одна игра называется «The sea waves one…». Это аналог русской игры «Море волнуется раз…». Учитель по- английски проводит игру, дети замирают трижды. В первый раз они не шевелятся, во второй и третий раз они создают необычные фигуры из одного или нескольких учеников. Педагог выбирает самые необычные или красивые фигуры.
При изучении темы «Цвета» можно попросить ребят первого ряда выполнять только команды, следующие после названия их цвета, например, зеленого. Ученики второго ряда внимательно слушают команды и выполняют движения только после того, как учитель назвал их цвет, например, желтый. Ученики третьего ряда должны помнить о цвете своего ряда, например, синем. Учитель может назвать цвета, соответствующие двум командам или вообще упомянуть тот цвет, который не оговаривался. Игра требует внимания и очень нравится школьникам.
Итак, проведение физкультминуток в виде игры способствует релаксации, переключению к другому виду деятельности, а также формируют положительное отношение к двигательной активности , ведь не секрет, что часто ученики воспринимают обычные физкультминутки как наказание.
Таким образом, работая на уроке английского языка с учениками с ОВЗ (слабовидящими), учителю необходимо помнить их психолого-педагогические особенности, использовать индивидуальный и дифференцированные подходы, развивать двигательную активность, память. Использование игровых приемов способствует формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка, а ситуация успеха помогает ученикам социализироваться.
Приложение
Рис.1
Рис.2
Список литературы:
1. Законы и стандарты педагога, который работает с детьми с ОВЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа //Eduregion.-URL:https://eduregion.ru/k-zhurnal/zakony-i-standarty-pedagoga-kotoryy-rabotaet-s-detmi-s-ovz/ (дата обращения: 02.07.2021)
2. Мищененко, А.П. Обучение детей с ОВЗ иностранному языку [Электронный ресурс] – Режим доступа /А.П.Мищененко// Edu-time.- URL:// https://edu-time.ru/pub/110594/(дата обращения: 02.07.2021)
3. Попова, К.Д Особенности образования детей с нарушением зрения в условиях массовой образовательной школы[Электронный ресурс] / К.Д. Попова//Urok.1sept.-URL://https://urok.1sept.ru/articles/684869/(дата обращения: 02.07.2021)
Иллюстрации:
4. https://i.pinimg.com/originals [Электронный ресурс] – Режим доступа /23/eb/60/23eb600b092a3a459555259d817cd575.jpg (дата обращения: 02.07.2021)
5.https://sun963.userapi.com Электронный ресурс] - Режим доступа /c850608/v850608555/1c0325/ZoYMRngSByc.jpg дата обращения: 02.07.2021)
Татьяна Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Чайка Анна Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ушакова Екатерина Васильевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ушакова Екатерина Васильевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ушакова Екатерина Васильевна
Шабанова Алёна