Статья «Обучение письму письменных букв русского алфавита в период обучения грамоте: просто о сложном»
Обучение письму письменных букв русского алфавита в период обучения грамоте: просто о сложном.
Автор: Богданова Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Прошло тридцать шесть лет с того дня, когда я впервые написала в тетрадях своих учеников слова «пиши красиво». Уже тогда я поняла, что многие дети, следуя только заданиям специальной тетради для обучения письму «Пропись», испытывают большие затруднения при написании первых письменных букв русского алфавита. Понимание мною значимости красивого почерка у ученика для его успешного обучения в старшей школе способствовало поиску дополнительных приёмов по преодолению данного затруднения.
Встречая свой новый первый класс в сентябре 2021 года, я задумалась о том, насколько важно ли для сегодняшних первоклассников учиться писать красиво. В современном мире ручку заменила клавиатура. И только школа остаётся единственным местом, где человеку приходиться много писать от руки. Этому есть объяснение. Письмо от руки - это сложный комплексный вид деятельности, который участвует в развитии мозга человека. Нажимание на клавиши не дает такого развивающего эффекта. Письмо от руки заставляет "шевелиться" зоны мозга, которые отвечают за рабочую память, речь, пространственные функции, способность к переключению. Поэтому, как и в начале своей педагогической деятельности, я продолжаю учить детей писать красиво. Конечно, в настоящее время при обучении детей письму я учитываю генетические особенности почерка каждого ребёнка. И под словами «писать красиво» подразумеваю читаемый и аккуратный почерк детей.
В своей статье я хочу поделиться своими методическими наработками по теме «Обучение письму письменных букв русского алфавита в период обучения грамоте». Под словами «просто о сложном» я буду иметь в виду приёмы, которые я использую при обучении детей письму от первых письменных букв до их читаемого и аккуратного почерка. Насколько непрост этот путь можно понять, глядя на работы детей с первыми письменными буквами русского алфавита в их тетрадях.
В настоящее время для обучения детей письму существуют прописи разных авторов. Но я думаю, что знакомство с каждой новой буквой в любой прописи проходит по следующему алгоритму:
анализ новой буквы – наблюдение над её элементным составом;
письмо новой буквы;
письмо слогов с новой буквой;
письмо слов с новой буквой;
письмо предложений.
На практике я убедилась, что шести - семи строк прописи для работы с новой буквой очень мало для формирования у ребёнка красивого почерка, с учётом того, что почти третья часть этих строк - это письмо по контуру. Я очень осторожно отношусь к письму по контуру. Так как считаю, что большая часть детей обводит контур, не читая слова, как узор.
К тому же повторяющиеся задания на страницах прописи перестают вызывать у детей интерес. Поэтому дополнительно к письму в прописи я использую задания, которые на мой взгляд, заметно облегают детям усвоение правил письма букв русского алфавита и вызывают у них интерес к письму письменными буквами.
Данные дополнительные приёмы помогают детям:
научиться писать в словах буквы с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии друг от друга, одинаковой высоты;
усвоить правильное безотрывное написание букв и слогов – где начинать и где заканчивать, в каком направлении вести ручку, где нужно сделать отрыв в написании буквы; как соединить буквы в слоге.
Я не выделяю более или менее значимые приёмы для формирования у детей почерка и рассматриваю только их дополнительное комплексное применение к заданиям прописи при обучении письму письменных букв младших школьников.
Конструирование буквы из её элементов
До письма букв на первых страницах прописи дети знакомятся с элементами букв, которые часто повторяются в написании письменных букв русского алфавита:
прямая наклонная палочка;
прямая наклонная палочка с закруглением;
палочка с двумя закруглениями внизу и вверху;
прямая наклонная палочка с петелькой;
овал;
полуовал.
В дальнейшем важно, чтобы дети видели эти элементы в буквах, могли с их помощью написать букву. Поэтому при первичном анализе каждой буквы обязательно спрашиваю детей: «Сколько элементов в букве?» Затем прошу назвать и показать первый элемент буквы, второй…
На страницах прописи можно увидеть наглядный материал по усвоению детьми состава буквы из её элементов. Но не все дети могут представить это практически. Особенно при знакомстве с первыми письменными буквами. Поэтому очень полезно при анализе новой буквы собрать её из элементов на доске. Для изготовления элементов букв я использую бумагу для печати. Элементы, сделанные из такой бумаги, легко крепятся на мокрой доске.
Например:
Элементы строчной письменной буквы а – палочка с закруглением и овал.
Закрепляем на доске первый элемент буквы овал.
Затем добавляем второй элемент буквы палочку с закруглением.
Буква готова!
Видеофильмы в помощь
После усвоения детьми элементного состава буквы очень важно показать ребятам её безотрывное написание. Это может сделать учитель с помощью мела на доске. Но можно заменить показ учителя просмотром видеофильма, которые в большом количестве выложены на YouTube.
Пишем в воздухе
После показа детям правильного написания буквы предлагаю написать её в воздухе. Для этого, взяв в руки ручку и представив перед глазами лист бумаги, пишем её в воздухе. Это упражнение проделываем с детьми 2 - 3 раза.
Пишем ниточкой
Также поработать над безотрывным написанием букв можно с помощью ниточки, предложив детям придать ниточке вид буквы. Очень важно обратить внимание, что как ниточка нигде не разрывается при написании буквы, так и вы не должны отрывать руку при её написании. Но в русском языке встречаются буквы в написании которых есть отрыв между элементами. В этом случаем отрываем часть ниточки и дописываем следующий элемент.
Письмо через целлофан
Потренироваться писать букву, слог, слово до письма в прописи дети могут с помощью обычного прямоугольника из целлофана. Для этого накладываем целлофановый прямоугольник на букву, слог, слово, написанных в прописи, и обводим. Можно проделать это упражнение 2 – 3 раза с каждой буквой или словом. При этом дети не так волнуются и переживают, что напишут букву неверно, как при письме буквы сразу на странице прописи. И после такого упражнения более уверенно пишут в прописи.
Гороховые буквы
Также для усвоения детьми, что большая часть букв русского алфавита пишется безотрывно и только в написании некоторых делается отрыв можно собрать букву из гороха, закрепляя горошины на пластилиновую основу. При выполнении работы важно подчеркнуть, что если одна или несколько горошинок укатятся, то буковка может рассыпаться.
Штрихование картинок
С учётом того, что письменные буквы русского алфавита пишутся наклонно, а у детей наклонное письмо букв получается не сразу, очень полезно штриховать с детьми картинки наклонными линиями, идущими сверху вниз или слева на право. Также данное упражнение полезно применять и для тренировки письма круглыми линиями.
Картинки для штриховки скачиваю из сети Интернет и уменьшаю их до нужного размера. Обычно делаю размер сторон прямоугольника, на котором напечатана картинка, от 5 см до 10 см. Штрихуем картинку обязательно ручками, так как письмо ручкой требует особого нажатия на кончик стержня.
Письмо по образцу учителя
Для этого прописываю новую букву, слоги и слова с новой буквой в тетрадях в узкую линейку для дополнительного письма во внеурочное время. Конечно, предполагаю выполнение детьми таких заданий по желанию, так как обучение в 1 классе без домашнего задания.
Стимулирую ребят на выполнение таких заданий наклейками. Дети всегда ждут новых заданий и с радостью принимают от меня тетрадь в ожидании наклеечки! Ну а я всегда стараюсь найти за что можно похвалить ребёнка! |
Списывание печатных текстов письменными буквами
Пожалуй, это самый сложный вид работы при обучении детей письму, когда детям приходиться списывать текс, написанный печатными буквами письменными. Но если в период обучения грамоте не учить этому детей, то на первых же уроках русского языка дети теряются, так как в прописи таких заданий нет. Поэтому уже с первых уроков письма даю детям задания данного вида. Сначала это небольшие тексты из двух – трёх предложений по два – три слова в каждом. Затем тексты более объёмные.
Очень важно чтобы при списывании текста у детей была возможность видеть письменные буквы русского алфавита. На случай если они забудут, как пишется буква, у них была бы возможность посмотреть и вспомнить её написание. В кабинете у меня всегда висит плакат с алфавитом. Обязательно перед письмом в тетради проговариваем с ребятами как правильно сидеть за партой, держать ручку во время письма. Стало традицией начинать письмо в тетради словами:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Разноцветные буквы
Часто дети при списывании первых печатных текстов письменными буквами делают неверные соединения букв.
Для устранения данного затруднения я показываю соединения разноцветными буквами. Это можно сделать на доске с помощью цветных мелков. А можно для более крупной демонстрации с помощью презентации. Но в последнем случае потребуется проектор, экран, ноутбук или компьютер.
Заключение
Хочу наглядно показать, как видоизменялся почерк самой маленькой ученицы в течение учебного года. На момент поступления в школу девочке было 6 лет 7 месяцев.
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Конечно, не у всех ребят достаточно красив почерк на момент завершения обучения грамоте. Поэтому я продолжу работу по формированию у детей красивого почерка через минутку чистописания в начале каждого урока русского языка.
Также продолжу с ребятами рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать, склеивать, конструировать для развития мелкой моторики.
Используемые источники:
Как на наш мозг повлияло то, что мы почти перестали писать от руки
Как пишется буква Щ. Пишем букву Щ правильно и красиво. Исправляем почерк. Пропись.
Как пишется буква Б. Пишем букву Б правильно и красиво. Исправляем почерк. Пропись.
"Русская графика. Книга для учителя" Н.Г. Агаркова, 1997.
Горбачёва Марина Юрьевна
Галина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Наталья
Куприянова Светлана Павловна
Тарасова Ирина Викторовна