Обучение рассказыванию детей со сложными дефектами средствами карт Проппа на уроках, и во внеурочной деятельности
Обучение рассказыванию детей со сложными дефектами средствами карт Проппа на уроках, и во внеурочной деятельности
Алябьева А.В.
г. Снежинск, МБОУ СКОШ №128
Я работаю в классе с детьми со сложными дефектам девятый год. И передо мной всегда очень остро стоял вопрос: «Как научить детей пересказу?» Но чтобы это был не просто пересказ по готовому картинному плану, по которому дети могли легко пересказать, а что-то новое, где нужно вспомнить, подумать.
И здесь мне на помощь пришли карты Проппа.
Владимира Яковлевича Пропп - известный филолог, фольклорист, исследователь русских народных сказок. Все сказки он разделил на функции (действия персонажа).
Карты Проппа - это своего рода сказочный конструктор. Одна карта - это одна функция из сказки. Из таких функций, как из «кирпичиков» складывается весь сюжет сказки.
Согласно системе Проппа, этих карт - тридцать одна. В сказках используются не все карты, их последовательность может меняться и нарушаться. Но идея и содержание сказки при этом не страдают. В своей работе с детьми со сложными дефектами я использую основные карты, которые чаще всего встречаются в сказках. В своей работе с детьми со сложными дефектами я использую основные карты, которые чаще всего встречаются в сказках.
Какие же задачи решают данные карты? Во-первых, карты развивают внимание, восприятие, память, обогащают эмоциональную сферу и активизируют устную связную речь; Во - вторых, они помогают лучше усвоить сказку, учат ребенка выстраивать её сюжет, облегчают её пересказ. В - третьих, они помогают детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, что заставляет их подумать, вспомнить к кому из персонажей подходит данная карта и что она обозначает в конкретной сказке.
Наша работа началась с этапа знакомства с картами и их изготовления (в своей работе я использую карты со схематическими изображениями с Интернет-ресурса). Мы играли в различные игры с картами. Например, игра «Волшебные имена», где нужно объяснить, почему героя назвали именно этим именем и т.д.
Затем мы приступили к чтению и разбору сказки. Вместе с детьми мы раскладывали сказку на функции, подбирали необходимые карты. С готовым набором карт переходим к чтению сказки с одновременным выкладыванием её с помощью карт Проппа. Сначала я сама выкладывала на доске последовательность из карт, а дети это делали на местах. В последующем они делали это самостоятельно.
Работа с картами Проппа на примере русской народной сказки «Курочка Ряба».
Жили-были дед да баба Была у них курочка Ряба. |
|
Снесла курочка яичко, не простое - золотое. | |
Дед бил, бил - не разбил | Вред герою |
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое! |
|
После этого мы переходим к следующему этапу – пересказу сказки с опорой на карты. Когда дети знакомы с картами и их обозначением, то пересказ не составляет большой трудности для них. Данный вид работы доступен для говорящих и не для говорящих детей.
Существует ещё один заключающий этап работы с данными картами - это придумывание собственной сказки. Данная работа трудна для моих детей, но очень интересна. Здесь можно в уже знакомую сказку добавить новые функции, можно переставить функции местами, можно взять уже знакомых героев и поместить в совершенно другие обстоятельства. Таким образом, рождаются новые сказки. Работа с картами доступна и интересна для всех категорий детей.
Используемая литература:
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/russian/karty-proppa