12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Физик ГОУ СПО "ПКТиУ"339
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург


План открытого внеаудиторного мероприятия:

«Он-лайн экскурсия: «Космос – это мы!»


Дисциплины:

ПД.03 «Физика»;

БД.05 «Физика»;


Специальности:

2.19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»;

2.29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»;

2.15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)»;

2.19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов»;

2.27.02.02 «Техническое регулирование и управление качеством»;

5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;

5.38.02.06 «Финансы»;


Группы:

101; 102; 103; 104; 105; 111; 112;

Дата проведения: 12.04.2021г.;

Место проведения: пространство сети Интернет;

Время проведения: 12:00;










План внеаудиторного мероприятия Цели:
  1. Образовательные:

Ознакомление студентов с историей, биографиями основоположников, традициями и этапами развития отечественной космонавтики;

Применение социальных сетей в образовательных целях.

      1. Развивающие:

Развитие логического и аналитического мышления, внимания;

Стимулирование творческой активности при работе с информационными данными из открытых источников;

Содействие развитию научно-познавательных способностей, формирование информационной и коммуникационной культуры студентов;

      1. Воспитательные:

Повышение мотивации к обучению;

Воспитание чувства гордости и ответственности за выполняемую работу;

Форма проведения

Он-лайн экскурсия с интерактивной квест-викториной.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, продуктивный, поисковый, соревновательный, поощрительный, мотивационный, активный, интерактивный.

Форма организации учебной деятельности

На предварительном этапе участники ведут самостоятельную информационно-поисковую деятельность; на финальном этапе – ознакомительную деятельность (с элементами викторины).

Учебно-методическое обеспечение внеаудиторного мероприятия:

Подготовленный информационный сайт, посвященный мероприятию (https://vk.link/60kosmos* – * в связи с началом следующего мероприятия на площадке данного ресурса, действующий адрес и тематика после 12.04.2021г. был переименован; не «…60…», а «…61…» - https://vk.link/61kosmos) ;

Подготовленная страница сообщества, посвященного мероприятию (https://vk.com/60kosmos*);

Программное обеспечение: видеозвонок VK; презентация PowerPoint; интерактивные ссылки на 3D-экспозиции:

http://education.kosmo-museum.ru/quests/quests/quest_gagarinskii_urok_i_viktorina_i_etap_1_/ - 1 этап;

http://education.kosmo-museum.ru/quests/quests/quest_gagarinskii_urok_i_viktorina_i_etap_2/ - 2 этап;

http://education.kosmo-museum.ru/quests/quests/quest_gagarinskii_kviz_3_etap/ - 3 этап.

Интерактивные персональные гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры) с подключением к сети Интернет.

Формируемые знания, умения, компетенции:
  1. Умения:

У.6 • Уметь воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

      1. Знания:

З.4 • Знать вклад учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

      1. Общие компетенции:

ОК02 • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК04 • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК05 • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Межпредметные связи

Физика – информатика; физика – история.

Подготовительная работа

Он-лайн экскурсия "Космос - это мы!" проводится не только среди студентов 1-го курса, но и среди всех желающих.

Общая тема, организационные вопросы доводятся до участников конкурса за две недели до финальной части мероприятия.

Предварительный этап – подготовительная часть, во время которой участникам оглашается общая для всех тема конкурса - космос, объявляются в указанные сроки условия подготовки: 1) ознакомиться с информацией из открытых источников о космосе и всём, что с событиями 60-летней давности связано; 2) разместить в сообществе VK (https://vk.com/60kosmos*) информацию, которая, по мнению каждого участника, должна здесь присутствовать; 3) изучить представленный материал. Таким образом на странице данного ресурса аккумулируются текстовые, аудио, видео, фото материалы, посвященные теме космоса.

Далее методом регистрации в сообществе определяется предварительный персональный состав участников он-лайн экскурсии.

Главная экспозиция экскурсии – уникальные фотоматериалы из Мемориального музея космонавтики г. Москва, виртуальному путешествию по залам которого и будет посвящена финальная часть он-лайн экскурсии «Космос – это мы!».

Финальный этап – собственно проведение он-лайн экскурсии. Для данного этапа организатор создаёт коллективный видеозвонок VK, к которому подключаются все участники экскурсии; создаёт материалы и ссылки к он-лайн экскурсии; готовит тематику вопросов и билет-сертификат победителя (приложение№1).

Ход проведения внеаудиторного мероприятия Предварительный этап:

Всем студентам 1-го курса указанных специальностей объявляются необходимые условия:

Тема: Он-лайн экскурсия «Космос – это мы!»;

Сроки: предварительный этап – 02.04.2021., финальный этап - 12.04.2021г. в 12.00;

Платформа: видеозвонок VK;

База знаний: информация о космосе из открытых источников;

Призовой фонд: билет-сертификат на «полёт» в VR-очках!

Вступительное слово преподавателя:

(Перед началом – организационно-технические моменты…)

(Начало – на фоне «космической» музыки, из темного экрана, преподаватель отвлечённо и увлечённо «посещает» что-то и где-то в виртуальном пространстве в VR-очках с встроенным телефоном, замечая трансляцию – опешив, очки снимает)

(Экран – преподаватель, звук – фоновая музыка, микрофон)

«…

Ой!..

Приветствую вас, уважаемые студенты и гости, участники он-лайн экскурсии «Космос – это мы!», проходящей в ознаменование Международного дня полёта человека в космос.

60 лет тому назад была осуществлена мечта человечества – совершить полёт в космос! И впервые это удалось нашему соотечественнику – Юрию Алексеевичу Гагарину!

С 2016 года повсеместно и ежегодно в учебных заведениях проводится Всероссийский «Гагаринский урок», именуемый в этом году «Космос – это мы»!

По моей аватарке все вы наверняка можете понять, как лично я отношусь к этому событию. Ведь 12 апреля – это особенный день! Это день триумфа науки и всех тех, кто на протяжении многих лет трудился и сегодня трудится в космической отрасли. Поэтому к юбилейному Гагаринскому уроку присоединяемся и мы, организуя эту одноимённую он-лайн экскурсию по Мемориальному музею космонавтики, город Москва.

Летом прошлого года, находясь проездом в российской столице, мне посчастливилось побывать в этом удивительном месте и сделать несколько «пиратских» снимков (на самом деле – согласованных, конечно) с основной экспозиции.

(Экран – сайты https://vk.link/60kosmos* , https://vk.com/60kosmos , звук – фоновая музыка, микрофон)

Предварительно каждый из вас, за 10 дней до сегодняшней финальной части, мог внести свою лепту в это благородное дело – увековечивание памяти о великом дне, людях и событиях, связанных с освоением космоса. Мы это сделали, поэтому мы, по праву, – сооснователи этого мероприятия!

(Экран – презентация-слайд№1, звук – фоновая музыка, микрофон)

Не будем ждать снятия сегодняшних жёстких пандемических ограничений, а тем более – поездок в Москву! Я приглашаю всех посетить этот уникальный музей здесь и сейчас! Готовы? Тогда – ТРИ, ДВА, ОДИН!..»

(Экран – слайд№2, звук – фоновая музыка, аудиозапись Гагаринского «…Поехали!..», микрофон)

Он-лайн экскурсия:

«…Мы начинаем наше виртуальное путешествие…

Перед началом – о ходе экскурсии:

(Экран5 –слайд№3, звук – фоновая музыка, микрофон)

Экскурсия включает 3-и этапа, каждый из которых также состоит из 3-х частей:

Вступление от музея – информационная справка;

Демонстрация фотоматериалов и комментарии к ним;

Он-лайн квест-викторина, где мы будем принимать участие путём голосования в чате… В этом ответственном деле будет помощник гида – поприветствуйте, (………). Спасибо!

В завершение – подведение итогов, обмен впечатлениями, награждение победителя. А приз сегодня – билет-сертификат на «полёт» в VR-очках!»

1-й этап:
  1. Вступление№1:

«Итак, 1-й этап…

(Экран – слайды вступления 1этапа, звук – фоновая музыка, преподаватель, текст и слайды в зависимости от хронометража могут быть сокращены…)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934г. в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. Его родители крестьяне. Отец Алексей Иванович был мастером на все руки, у него ладилась любая работа. К этому он приучал своих детей. Мама Анна Тимофеевна много читала. Вот как о ней вспоминает Юрий Гагарин: «Она могла ответить почти на любой вопрос. Мне она казалась, да и сейчас кажется, неисчерпаемым источником мудрости».

Детство Юрия прошло в Клушино. 1 сентября 1941 г. мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли гитлеровские войска, и его учёба прервалась.

9 апреля 1943 г. Красная армия освободила деревню, и учёба в школе возобновилась.

30 сентября 1949 г. Юрий уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище. 16 декабря 1949 г. вступил в комсомол. В июне 1951 г. Юрий окончил с отличием училище по специальности «формовщик- литейщик» и поступил на литейное отделение Саратовского индустриального техникума. Он успешно осваивал учебную программу, научился играть на трубе, занимался фотографией, стал секретарём спортивного общества «Трудовые резервы».

В 1954 г. Гагарин поступает в Саратовский аэроклуб. Он выполнил 196 полётов, налетал 42 часа 23 минуты. В 1955 г. с отличием окончил техникум и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.

С 1955 по 1957 г. Гагарин учился в 1-м военном авиационном училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова в городе Чкалове (в настоящее время — г. Оренбург). 25 октября 1957 г. с отличием окончил училище. Ему разрешили выбрать любой город, где Юрий мог бы служить и летать на военных самолётах, и он выбрал самое сложное: Север, Заполярье.

С 29 декабря 1957 г. Юрий Гагарин — лётчик 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. А 7 марта 1960 г. Он был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ВВС. 25 января 1961 г. назначен на должность космонавта с присвоением квалификации «космонавт ВВС».

Юрию Гагарину предстояло пройти серию испытаний, чтобы доказать свою пригодность для еще, по сути, не существующей профессии.

Главный конструктор первых ракетно-комических систем, Сергей Павлович Королёв определили следующие черты, которые должны быть присущи космонавту: «Патриотизм, отвага, скромность, трезвость мгновенного расчета, железная воля, знания, любовь к людям — вот определяющие черты».

А теперь давайте посмотрим, какие требования предъявлялись к кандидатам в космонавты 60 лет назад, и предъявляются сегодня.

Вот, что содержится в выдержке из личной характеристики Юрия Гагарина: «Реакция на «новизну» (состояние невесомости, длительная изоляция в сурдокамере, парашютные прыжки и другие воздействия) всегда были активными: отмечалась быстрая ориентация в новой обстановке, умение владеть собой в различных неожиданных ситуациях. (. . .) Одной из особенностей характера можно отметить чувство юмора, склонность к добродушию, шутке».

10 апреля 1961г. состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по запуску объекта 3KA №3 (будущего космического корабля «Восток»). На этом заседании Госкомиссии было принято решение об осуществлении 12 апреля 1961 года первого в мире пуска ракеты и космического корабля с космонавтом на борту.

Госкомиссия утвердила первым летчиком-космонавтом Ю.А. Гагарина, а его дублером – Г.С. Титова.

На этом слайде вы можете увидеть фотографию ээлектрокардиограммы, снятой с Юрия Гагарина меньше, чем за сутки до полёта, вечером 11 апреля 1961 года. Сердечные ритмы и другие медицинские показатели у Гагарина снимали каждые 4 часа.

«Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьёзен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта (есть у меня снятая ЭКГ) было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции», - по воспоминаниям профессора, доктора медицинских наук, А.Р.Котовской, готовившей первых космонавтов к полётам.

12 апреля 1961 года первый космонавт планеты Юрий Гагарин осуществил вековую мечту человечества о полёте в космос. 108 минут продолжался первый полёт, но этим минутам суждено было стать звёздными. Когда радостная новость за считанные часы облетела Землю, Юрий Гагарин уже был Гражданином мира. Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всех жителей земного шара. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей. Подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность и его знаменитое «Поехали!».

В сообщении TACC о первом в мире полёте человека в космическое пространство говорилось: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич» (старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное звание майора в день старта).

14 апреля 1961 г. на Красной площади состоялся торжественный митинг, в ходе которого было объявлено о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину званий «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР».

      1. Демонстрация№1:

(Экран – слайды демонстрации 1этапа, звук – фоновая музыка, преподаватель, текст и слайды в зависимости от хронометража могут быть сокращены…)

Здесь представлены мои фотографии, сделанные в Первом зале музея…

(https://vk.com/album-203615971_278933665, к некоторым фотографиям даются личные комментарии)

      1. Квест-виторина№1:

(Экран – квест-викторина http://education.kosmo-museum.ru/quests/quests/quest_gagarinskii_urok_i_viktorina_i_etap_1_/ , звук – фоновая музыка, преподаватель)

А теперь – первая квест викторина!

(На 3D-демонстрациях методом квеста проводится викторина№1)

t1621149023ab.png

(Ответ: Юрию Гагарину)


t1621149023ac.png

(Ответ: 1961)


t1621149023ad.png

(Ответ: Восток)


t1621149023ae.png

(Ответ: Для того, чтобы поисково-спасательная группа…)


t1621149023af.png

(Ответ: Формовщика-литейщика)


2-й этап:
  1. Вступление№2:

«Итак, 2-й этап…

(Экран – слайды вступления 2этапа, звук – фоновая музыка, преподаватель, текст и слайды в зависимости от хронометража могут быть сокращены…)

Начиная с 1970 года, одним из главных направлений работ ЦКБЭМ (Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения) (сегодня PKK – ракетно-космической корпорации «Энергия» им. академика С.П. Королёва) стала разработка орбитальных станций («космических домов» на орбите). Результаты этой работы признаны мировой общественностью как одно из наиболее приоритетных достижений России в области пилотируемой космонавтики.

Первой в мире орбитальной станцией стала станция «Салют», работа над которой началась в конце 1969 года.

19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с ДОС (долговременной орбитальной станцией) №1, которая получила название «Салют». Это название сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций.

Появление на орбите первой в мире орбитальной станции открыло новую эпоху в исследовании человеком космического пространства. В ее создании участвовало большое количество организаций, но роль ЦКБЭМ (PKK «Энергия») в этой работе, безусловно, является решающей. Она была головной организацией, обеспечивающей разработку проекта, систем станции и пилотируемых кораблей для доставки к ней экипажей.

Первая экспедиция на станцию (космонавты В.А. Шаталов, А.С. Елисеев и Н.Н. Рукавишников) на корабле «Союз-10» стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 года. Механический захват станции с помощью стыковочного механизма корабля «Союз-10» был выполнен, но из-за неполадок, возникших при стягивании, штатная стыковка не состоялась, и экипажу пришлось вернуться на Землю.

Вторая экспедиция стартовала на орбиту 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11» (космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И. Пацаев). Стыковка и переход экипажа на станцию прошли нормально. Космонавты работали на орбите около 23 суток, установив абсолютный рекорд пребывания человека в космосе (на тот момент). Экипаж выполнил программу научных, технических и медицинских экспериментов. Было проведено картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие наблюдения не могут проводиться на Земле из-за поглощения атмосферой излучения в ультрафиолетовой области спектра), исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства, большая программа медицинских экспериментов.

«Союз-11» с экипажем был отстыкован от станции и совершил посадку на Землю 30 июня 1971 года. Посадка завершилась трагически: космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.И. Пацаев погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата (единственная часть космического корабля «Союз», которая возвращается на Землю). В связи с аварией полеты экипажей на станцию в дальнейшем не проводились, и она функционировала на орбите в беспилотном режиме. 11 октября 1971 года по команде с Земли станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование. Всего, напомню «Салютов» на орбите было 7.

Строительство орбитальной станции «Мир» началось 19 февраля 1986 года. Первым был выведен на орбиту базовый блок (ББ), далее последовали остальные блоки-модули: «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», стыковочный отсек для MTKK типа «Спейс Шаттл» и модуль «Природа». Все они укомплектованы научным оборудованием по целевому назначению. Полную проектную конфигурацию станция приобрела по прошествии 10 лет, после стыковки к комплексу 26 апреля 1996 года модуля «Природа».

В пилотируемом режиме станция «Мир» начала функционировать с 15 марта 1986 года, менее чем через месяц после запуска базового блока. За 15 лет эксплуатации она находилась в обитаемом-пилотируемом режиме 12 лет 6 месяцев 9 дней или 4573 суток.

За прошедшие годы для обеспечения функционирования станции был задействован 31 пилотируемый корабль типа «Союз» и 64 транспортных корабля серии «Прогресс».

Среднегодовой грузопоток на «Мир» составил около 15 тонн. Для размещения научного оборудования на поверхности комплекса, ремонта и других нужд, космонавтами и астронавтами было совершено 52 выхода в открытый космос, общее число часов таких работ составило 482.

С 1995 по 1998 годы были проведены совместные с США исследования по программе «Миp-NASA», в рамках которой на станцию было осуществлено 9 визитов кораблей «шаттл». Для удобства стыковки корабля к станции был разработан и построен специальный стыковочный отсек, который вошел в состав орбитального комплекса во время визита многоразового корабля. Помимо необходимых грузов, челноки доставляли на «Мир» и американских для длительного пребывания на орбитальном комплексе и проведения научных экспериментов совместно с российскими космонавтами.

Базовый блок орбитального комплекса «Мир» был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К». Первоначальные проработки по ракете были сделаны в ОКБ-52 во второй половине 1961 года по инициативе главного конструктора академика В.Н. Челомея. Проектирование же ракеты УP-500 было начато в соответствии с Постановлением ЦК KПCC и CM СССР от 24 апреля 1961 года. Ввиду того, что первоначально планировалось размещать ракету в шахте с заправленными баками, в качестве топлива был выбран долгохранимый и самовоспламеняющийся несимметричный диметилгидразин, а в качестве окислителя — тетраксид азота. На первой ступени были установлены ЖРД, разработанные ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко, на второй и третьей — ЖРД, разработанные в КБХА под руководством С.А. Косберга. Ракета YP-500, позже получившая название «Протон», создавалась как носитель водородной бомбы. Однако в связи с большой стоимостью шахтных комплексов с 1964 года использование УP-500 в качестве МБР прекращено.

С 1965 года началось использование ракеты для пробных запусков тяжелых спутников. Первые пуски подтвердили правильность заложенных конструктивных идей, что позволило в дальнейшем успешно использовать ракету-носитель в космических программах. Вначале с помощью ракеты и дополнительного разгонного блока «Д» планировалось совершить пилотируемый облет Луны, далее ракета стала использоваться для запуска тяжелых межпланетных станций типа «Луна», «Mapc», «Венера». С 1971 года «Протоном» выводились в космос долговременные орбитальные станции «Салют» и экспериментальные корабли TKC. С 1974 года ракета применяется как средство доставки космических аппаратов на геостационарную орбиту. С 1986 по 1996 год «Протон» использовался для выведения в космос всех блоков орбитального комплекса «Мир».

      1. Демонстрация№2:

(Экран – слайды демонстрации 2этапа, звук – фоновая музыка, преподаватель, текст и слайды в зависимости от хронометража могут быть сокращены…)

Здесь представлены мои фотографии, сделанные во втором зале музея…

(https://vk.com/album-203615971_278933665, к некоторым фотографиям даются личные комментарии)

      1. Квест-виторина№2:

(Экран – квест-викторина http://education.kosmo-museum.ru/quests/quests/quest_gagarinskii_urok_i_viktorina_i_etap_2/ , звук – фоновая музыка, преподаватель)

А теперь – вторая квест викторина!

(На 3D-демонстрациях методом квеста проводится викторина№2)

t1621149023ag.png

(Ответ: 7)

t1621149023ah.png

(Ответ: РКК «Энергия»)

t1621149023ai.png

(Ответ: 19 апреля 1971 года)


t1621149023aj.png

(Ответ: Космонавты: Добровольский…)

t1621149023ak.png

(Ответ: Разгерметизация…)

t1621149023al.png

(Ответ: Протон-К)

t1621149023am.png

(Ответ: 15 марта 1986 года)


3-й этап:
  1. Вступление№3:

«И наконец, 3-й этап…

(Экран – слайды вступления 3этапа, звук – фоновая музыка, преподаватель, текст и слайды в зависимости от хронометража могут быть сокращены…)

Амбиции пионеров практической космонавтики не ограничивались полётами человека в околоземное пространство. Знаменитый философ и теоретик космонавтики Константин Эдуардович Циолковский написал множество трудов, посвященных будущей жизни человека далеко за пределами сферы тяготения Земли. Приведу вам в пример несколько цитат.

Фрагмент из выступления К.Э. на Всесоюзном радио от 1 мая 1935 г.:

«Они, герои, смельчаки, проложат первые воздушные тропы тpacc: Земля — орбита Луны, Земля — орбита Mapca, а еще далее: Москва — Луна, Калуга — Mapc»

Из статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1911-1912 г.:

«Планета есть колыбель разума, по нельзя вечно жить в колыбели»

Первым шагом к полётам к дальним небесным телам стали полёты к нашему естественному спутнику — Луне.

Еще древние греки, наблюдая за массивным серым объектом на небосклоне, строили теории о том, что бы это могло быть, какова природа этого объекта.

55 лет назад, 31 января 1966 советским союзом в космос ракетой- носителем «Молния» была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-9», целью которой была первая в истории мягкая посадка на поверхность естественного спутника. Через четыре дня, 3 февраля 1966 года, станция массой около ста килограмм осуществила мягкую посадку с помощью надувных баллонов-амортизаторов на Луну в Океане Бурь, к северо-востоку от кратера Кавальери.

Впервые в истории, с помощью телефотометра станции была передана фотопанорама лунной поверхности, были проведены измерения интенсивности радиационного излучения на лунной поверхности, а также частично подтверждена одна из теорий строения внешнего покрова Луны.

Несмотря на индекс «-9», данная автоматическая межпланетная станция была двенадцатой попыткой (и первой успешной) посадить космический аппарат на лунную поверхность мягко. Станция «Луна-9» стала первой станцией, спроектированной не в ОКБ-1 (особое конструкторское бюро) (ныне — PKK(ракетно-космическая корпорация) «Энергия» имени С.П. Королёва), а в HПO (научно-производственное объединение) имени С.А. Лавочкина, за которой, впоследствии, закрепилась работа по созданию межпланетных станций, космических систем связи, спутников и спускаемых аппаратов для других планет.

У вас может появиться вопрос — «отчего же возникает такая сложность в путешествиях на небесное тело, которое невооруженным глазом видно с земной поверхности?».

Всё дело в масштабах. На слайде Земля, Луна и расстояние между ними изображены в правильном масштабе. Несмотря на то, что и Луна, и Земля нам кажутся крайне большими, расстояние между ними столь велико, что ошибка при отправке ракетой зонда или станции в её сторону даже порядка половины метра в секунду может привести к промаху на тысячи километров.

При просчете траекторий и проектировании космических аппаратов люди в те времена не имели в своем распоряжении мощных компьютеров и даже привычных нам всем калькуляторов, их заменяли большие чертёжные кульманы с готовальнями (наборами чертёжных принадлежностей), простейшие механические арифмометры и целые отделы, состоящие из так называемых «вычислителей», буквально — человеко-компьютеров, проводящих сложные вычислительные операции вручную.

Тяжело представить себе совместную работу конструкторов станции, конструкторов ракеты и тех людей, которые занимаются просчетом траекторий космических аппаратов, однако, ничего невозможного нет.

Следующим шагом в исследовании солнечной системы и дальнего космоса стала «сестра» нашей с вами Земли — Венера, ближайшая к Земле по своей «космической доступности».

Венеру в определенные периоды можно увидеть невооруженным глазом как яркую, немерцающую звезду, в эти периоды Венера является третьим по яркости объектом, который можно наблюдать с Земли, после Солнца и Луны, что сделало её первым кандидатом для межпланетных исследований.

16 ноября 1965 года ракетой-носителем «Молния» в космос, на перелётную траекторию к Венере была выведена автоматическая межпланетная станция «Венера-3», предназначенная для изучения планеты и передачи о ней научных данных.

В конструкцию станции входил спускаемый аппарат в форме шара диаметров 90 см с установленными на нем научными приборами для прямой передачи информации об атмосфере планеты на Землю. Перед запуском, аппарат тщательно стерилизовали, очистив его от земных микроорганизмов, чтобы исключить вероятность загрязнения атмосферы Венеры ими.

В ходе полёта была собрана информация о межпланетном пространстве, составе космического излучения и давлении. Данные о движении станции в межпланетном пространстве позволили учёным сделать выводы о том, какими должны быть стандарты дальней и сверхдальней межпланетных станций для будущих миссий, однако, передать научную информацию о самой планете станции не удалось.

Единственная удавшаяся коррекция траектории станции состоялась через месяц после запуска, 26 декабря 1965 года, направившая станцию на траекторию прямого столкновения с планетой; еще до подлёта к Венере, система управления станции вышла из строя и связь со станцией была потеряна в момент, когда станция разрушилась в атмосфере планеты.

55 лет назад, 1 марта 1966 AMC «Венера-3» впервые в истории достигла поверхности другой планеты, несмотря на то что научных данных о самой планете ей передать не удалось.

Однако данные, полученные учёными, позволили улучшить будущие венерианские AMC: «Венере-4» удалось при спуске передать данные о давлении и составе атмосферы Венеры до разрушения и «Венере-7» удалось совершить первую в истории мягкую посадку на поверхность планеты, передав с неё научные данные.

Несмотря на «космическую близость» Венеры, самой изученной планетой солнечной системы является Mapc, четвертая планета от Солнца. История прямых изучений Mapca началась 59 лет назад с пуском AMC «Mapc-1», когда впервые космический аппарат был выведен на межпланетную траекторию перелёта к Mapcy.

Первую же мягкую посадку осуществила советская AMC «Марс-3», запущенная 28 мая 1971 года. Спускаемый аппарат осуществил посадку 2 декабря 1971 года. К сожалению, связь с аппаратом длилась всего около 15 секунд вследствие того, что аппарат сел на планету во время мощной пылевой бури. Станция осуществила панорамную съёмку Mapca с помощью одного из двух телефотометров, установленных на ней, но, к сожалению, передала их не штатно — на панорамах был лишь серый фон без каких-либо деталей.

Орбитальный блок «Марса-3» вышел на нерасчётную орбиту вокруг Mapca, что, однако, не повлияло на выполнение восьмимесячной научной программы, в которую входило изучение состава атмосферы, инфракрасная радиометрия, изучение магнитного поля планеты и околопланетной плазмы.

На спускаемом аппарате «Марса-3» был установлен небольшой планетоход, ставший первым марсоходом на поверхности планеты, но, к сожалению, из-за нештатных ситуаций, не выполнил своих задач.

      1. Демонстрация№3:

(Экран – слайды демонстрации 3этапа, звук – фоновая музыка, преподаватель, текст и слайды в зависимости от хронометража могут быть сокращены…)

Здесь представлены мои фотографии, сделанные в третьем зале музея…

(https://vk.com/album-203615971_278933665, к некоторым фотографиям даются личные комментарии)

      1. Квест-виторина№3:

(Экран – квест-викторина http://education.kosmo-museum.ru/quests/quests/quest_gagarinskii_kviz_3_etap/ , звук – фоновая музыка, преподаватель)

А теперь – последняя квест викторина!

(На 3D-демонстрациях методом квеста проводится викторина№3)

t1621149023an.png

(Ответ: Первая передача научных данных…)

t1621149023ao.png

(Ответ: Калуга)

t1621149023ap.png

(Ответ: Океан бурь)

t1621149023aq.png

(Ответ: Фобос и Деймос)

t1621149023ar.png

(Ответ: Марс)


Заключительное слово преподавателя:

(Экран – финальный слайд, звук – фоновая музыка, преподаватель)

«Спасибо всем, кто принял участие в этих квестах! Даю ссылки на эти квест-викторины, которые вы сможете пройти и насладиться объёмностью этих 3D-изображений самостоятельно (будут в ленте сообщества)!..

(Экран – камера преподавателя, звук – фоновая музыка, преподаватель)

Наша он-лайн экскурсия подошла к концу.

Во время подготовки к ней вы проходили различные челенджи. И не зря!

За активное участие и подготовку к нашему мероприятию ……… вручается билет-сертификат на «полёт» в VR-очках! Поздравляем!!!


Вспоминая слова Гагарина о важности командной игры, сегодня победители – мы все!

Главным сегодняшним итогом стало наше сообщество, где каждый мог (и может в дальнейшем, оставим этот ресурс действующим!) рассказать и показать свой космос… Это в действительности оправдывает название нашей экскурсии!

(Экран – сайт https://vk.com/60kosmos* , звук – фоновая музыка, микрофон)

Что Вам запомнилось из «экспонатов» этого виртуального музея? Что понравилось? Смелее высказываемся!..

(Экран – видеозвонок VK, звук – фоновая музыка, микрофоны участников, желающих высказаться…)

Я благодарю всех и каждого кто откликнулся и принял участие в составлении нашей он-лайн экспозиции! Всех, кто подключился сегодня к этому действу! И помните: мы – это космос!

Спасибо за внимание!

До встречи!».




Приложение №1


t1621149023as.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Елена Гаврииловна Гончарова, 16.05.21 в 10:53 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал! Добавляю себе в избранное.
Мустакаева Гульнур Рашидовна, 16.05.21 в 11:11 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Просто КЛАСС!
Кияйкина Наталья Федоровна, 16.05.21 в 12:59 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта практической работы! Полезный и интересный ресурс!
Панов Егор Игоревич, 17.06.21 в 13:40 1 Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Поздравляю с победой в конкурсе!
Тоцкая Ольга Викторовна, 18.06.21 в 11:59 1 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!
Физик ГОУ СПО "ПКТиУ", 18.06.21 в 19:40 0 Ответить Пожаловаться
Большое всем спасибо за отклики!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.