Онлайн-урок по видеоконференции «Земная кора — верхняя часть литосферы» (5 класс)

5
0
Материал опубликован 1 May 2022 в группе

Онлайн - урок по видеоконференции

Пояснительная записка.

Автор: Вульф Т.В.

Предмет: география.

Тема урока: Земная кора – верхняя часть литосферы.

Целевая аудитория: ученики 5 класса общеобразовательной школы.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом.

Модель урока: урок-изучение нового материала.

1 группа – обучающиеся с высоким уровнем развития - 4 человека (36,5 %)

Они владеют произвольным и послепроизвольным вниманием. У них хорошо развито восприятие (зрительное, слуховое), все виды памяти, особенно образная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная. Эти дети владеют осмысленным запоминанием, легко воспроизводят ранее изученный материал. У них присутствует практическое, образное, логическое мышление, хорошо развита речь. Эти дети всегда активно работают на уроке, находчивы, сообразительны, умеют отстаивать свою точку зрения, способны критично оценивать свои и чужие мысли.

2 группа – обучающиеся, имеющие средний уровень развития – 3 человека (27 %)

Обычно такие дети на уроке менее активны. Чаще всего они отвечают тогда, когда их спросят. Эти учащиеся быстро включаются в работу, но концентрация и устойчивость внимания у них средние. Хорошо развита механическая память, они способны хорошо заучивать правила, но при этом не всегда используют логические приемы, что снижает продуктивность долговременной памяти. Порой эти учащиеся с трудом делают выводы и обобщения. Эти дети усваивают учебный материал, но не сразу. Для полного усвоения им необходимо 1-2 раза повторить нужные определения, правила, выводы.

3 группа – дети с низким уровнем развития – 4 человека (36,5 %)

Они практически не имеют мотивации к учебе, чаще всего на уроках они пассивны. У них преобладает образная память, низкий уровень развития логического мышления. Этим детям необходимы упражнения с комментариями, задания по образцу, частое повторение изученного материала. Они нуждаются в постоянном внимании, индивидуальной помощи и контроле со стороны учителя.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Использование видеоконференции

1

Организационный этап

Рассылка учащимся ссылки на урок на платформе ZOOM


Присоединиться к уроку, поприветствовать учителя

1 мин

Проверка подключения учащихся.

2

Актуализация знаний

Ребята, какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?

Что же мы о себе узнали?








Если о себе мы свои знания расширили, то о чем нам далее нужно увеличить свои знания?

В начале учебного года мы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие?



Отвечают: Человек на Земле.


Предполагаемые ответы: Как люди расселялись по планете? Какие расы и народы на Земле проживают. В каких странах и городах люди живут.


Ответ: О нашей планете Земля.


-Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка.


3 мин

Вывод вопросов на экран видеоконференции.

Учащиеся пишут ответы в чате видеоконференции.

3

Постановка цели и задач урока

Отгадайте, какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня:

Полезная, без нее современная жизнь людей невозможна

Надежная, устойчивая, но во многих местах ее трясет

Твердая, состоит из множества горных пород


Ребята, какова же цель нашего урока?





А для достижения этой цели какие вопросы (задачи) мы должны решить?


Конкретизирует: Цель нашего урока – выяснить, что такое литосфера

Задачи:

1.из каких слоев она состоит

2. что с ней происходит во времени и в пространстве

Ответ: литосфера









Предполагаемые ответы:

Узнать, что такое литосфера



Нужно узнать из чего она состоит.

Что с ней происходит, т.е. изменяется она или нет.





5 мин

Вывод задания на экран конференции. Учащиеся высказывают свою точку зрения через микрофон.

4

Первичное усвоение новых знаний





Первичная проверка понимания

Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же?

Я предлагаю вам прочитать пункт 1 параграфа 20 и найти ответ на этот вопрос.


Вернемся к поставленному вопросу.






Везде ли одинакова земная кора?



В чем разница между ними:

Ответ: одно и тоже



Читают п.1.




Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии.

Ответ: нет. Выделяют 2 типа земной коры: материковую и океаническую

Океаническая тоньше (5-10 км) и состоит из 2-х слоев (осадочного и базальтового). А материковая толще (35-80 км) и состоит из 3-х слоев (осадочного, гранитного и базальтового)

7 мин

Устные ответы учащихся через микрофон.

5

Первичное закрепление

А теперь я попрошу вас дополнить схему «Внутреннее строение Земли»

В тетради рисуют схематический рисунок и дополняют его.

3 мин

Вывод схемы на экран видеоконференции. Объяснение учителя с элементами беседы.

6

Физкультминутка

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка


Выполняют упражнения за учителем

1 мин


7

Актуализация знаний











Первичное усвоение новых знаний.








































Первичная проверка понимания

















Первичное закрепление


















Первичное усвоение новых знаний












Первичное закрепление


Ребята, как вы думаете, изменяется ли облик нашей планеты? Если да, то приведите примеры.





Что же изменяет облик нашей планеты?


Все силы, изменяющие облик нашей планеты принято делить на внутренние и внешние.

Внутренние силы - это энергия недр Земли, которая проявляется в землетрясениях, извержениях вулканов, источниках горячих вод.

Внешние силы действуют на поверхности Земли. Их действие на земную кору принято называть одним словом – ВЫВЕТРИВАНИЕ.

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вместе мы будем сочинять сказку, каждая группа будет писать свою главу. При этом надо использовать п.2 параграфа 20, карточку-инструкцию. (Приложение 2)Помните, что ваша работа в группе будет оценена старшим по группе) (Приложение 3)

Я начинаю.

В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы –горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе и за действие взялась первая голова дракона –

Физическая


Консультирует учащихся






Вторая голова дракона- Химическая








Органическая







На магнитной доске прикрепляет макет дракона. После каждого выступления пишет на доске факторы, которые озвучивают учащиеся.






Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Жалко вам, ребята, ее? Если так, то дома нужно придумать счастливый конец этой сказке

(Полная версия сказки см.Приложение 1)




Ребята, вернемся обратно к внутренним силам Земли. Рассмотрим рис.44 на стр 70 учебника.


Что на этом рисунке изображено?




Помогает делать вывод.














Итак, ребята, давайте вспомним поставленную нами на урок цель и задачи. Все ли мы с вами выполнили?

Предполагаемые ответы:

Да. Появляются овраги, разрушаются горы, происходят оползни, обрушиваются берега рек


Ветер, текучая вода, землетрясения, человек и др.




Слушают объяснение учителя




























1гр. Выбирают факторы физического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки


2гр. Выбирают факторы химического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки


3гр. Выбирают факторы органического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки

От каждой группы выступает ученик и говорит «у своей головы» дракона факторы, объясняя «сказочно» их действие















Литосферные плиты (читают название крупных литосферных плит), места их расхождения, схождения, разломы


Делают вывод:

Литосфера – это не сплошная «корочка» на поверхности Земли, а она разбита на отдельные участки – плиты, которые постоянно медленно передвигаются по пластичному слою верхней мантии.




Анализируют, все ли поставленные задачи были выполнены.

15 мин


































































































5 мин

Устные ответы учащихся через микрофон.


Устное объяснение учителя.










Вывод карточки-инструкции на экран видеоконференции.


Устное чтение сказки учителем через микрофон.






























Учащиеся показывают свои листочки с факторами через камеру и зачитывают их через микрофон.






Анализируют рис.44.

Отвечают на вопросы учителя


Беседа с учащимися.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагаю вам следующее домашнее задание:

Базовый уровень:

Прочитать параграф 20.

Ответить на вопросы 1-8 после параграфа (Устно)

Повышенный уровень: Придумать счастливый конец сказке.

Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж по его выполнению.

3 мин

Назначена домашнего задания.

10

Рефлексия

Ребята, у каждого из 2 смайлика (веселый и грустный) проголосуйте за своё настроение на уроке. Если веселое, то нажмите «да», если грустное, то нажмите «нет»

Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось?

Поднимают смайлик.

Высказывают свое мнение об уроке.

2 мин

Голосование (да/нет)



Ответы учащихся через микрофон.

































Приложение 1

Сказка

В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе, и за действие взялась первая голова дракона – физическая

1гр. Обрушила Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, повылетали мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. Не унимается физическая голова: то пламенем огненным гору опалит, но мороз сильный на нее напустит. Трещит гора из-за перепада температур, а все свое твердит: «Все равно я самая красивая!»

2гр. Взялась за дело Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается.

3гр. Самой хитрой была Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами да рогами царапали гору.

Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел.

(Счастливый конец)

Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон Выветривание

Приложение 2.

Карточка – инструкция

1гр. Физическое выветривание

1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к физическим:

Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.

2.Как факторы физического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)

3. Написать факторы физического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.

Карточка-инструкция

2гр. Химическое выветривание

1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к химическим:

Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.

2.Как факторы химического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)

3. Написать факторы химического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.



Карточка-инструкция

3гр. Органическое выветривание

1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к органическим:

Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.

2.Как факторы органического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)

3. Написать факторы органического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.











Приложение 3

Оценивание работы членов группы

Оценка

Критерии оценивания

5

Предлагает свои идеи,

активно участвует в обсуждении,

дает высказаться другим,

вежлив

4

Активно участвует в обсуждении

Прислушивается к мнению других

вежлив

3

Не участвует в обсуждении,

но слушает других,

выполняет поручение группы

2

Ничего не предлагает,

ничего не делает,

мешает другим



п/п

Ф.И.ученика

Оценка

1



2



3



4



5



6





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.