Опыт использования развивающих игр «Мерсибо» для развития речи детей с РАС дошкольного возраста.
Ладонкина Елизавета Валентиновна
ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ».
Опыт использования развивающих игр «Мерсибо» для развития речи детей с РАС дошкольного возраста.
Игры «Мерсибо» - это интерактивные программы. Они подходят для использования на компьютере, на ноутбуке, Смарт-столе.
Раньше эти программы продавались на дисках (бюджетный вариант), сейчас только на флешках или онлайн по подписке на сайте Мерсибо.
У меня опыт использования около 10 различных флешек с этого портала. В данной статье я хотела бы описать свой опыт использования флешек «Мерсибо» для развития речи на занятиях с детьми с РАС.
Сначала немного технических моментов: игры быстро устанавливаются, буквально за 5 минут. Флешка во время игры должна быть вставлена, иначе игра работать не будет. Но это не доставляет неудобств. Далее расскажу более подробно о самих флешках.
1. Комплекс «Расти, малыш» - на этой флешке 24 игры для развития начальных речевых навыков. Наиболее часто я использую следующие игры:
1.«Игрозвуки» - игра на повторение звукоподражаний. Здорово, что произношение звуков и звукокомплексов анимировано, детям очень нравится последовательно нажимать на круги, пока они не исчезнут. Еще, иногда, использую игру в качестве мотивации после выполнения заданий или разрешаю нажать на кружок с анимацией только после повторения звука.
Какие недостатки в использовании:
очень долгая речевая инструкция у игры и пока она не пройдет, играть нельзя. Дети с РАС часто не могут ждать и начинается нежелательное поведение. Приходится чуть раньше включить игру заранее и отключить звук, как раз пройдет инструкция.
Игра направлена на повторение звуков. Хорошо, если ребенок может отраженно на слух повторить звук, но, часто, слуховое восприятие – не ведущий канал восприятия информации для детей с РАС, нужно еще видеть артикуляцию. И неудобно во время игры на сенсорной панели разворачивать ребенка к себе, чтобы показать артикуляцию. Как вариант – иметь карточки и класть их около компьютера.
2. «Снежинки», «Вертолет» - это игры на развитие речевого дыхания. Для игры нужен микрофон. И тут не понятно, то ли в игре странная настройка микрофона, то ли дело в микрофоне, но не получается настроить более точную чувствительность звука. Либо даже взрослый задуть не может, либо задувается от любого шороха. А так игры хорошие. На снежинки дуть легче, вертолеты – сложнее, иногда даже у взрослого может не получится, если настройку переклинило, дуть приходится очень долго, чтоб он полетел.
3. «Кис-кис-мяу» - игра очень нравится многим детям, потому что в игре можно управлять котенком – он может есть, спать, играть, умываться, прыгать, прятаться. Игра очень простая, понятная и много чего можно закрепить с помощью нее. Лучше всего получается учить глаголы и простую фразу «кот ест», «кот спит», «пока, кот» - кладу пиктограммы около компьютера. Минус: опять долгая инструкция, хотелось бы больше персонажей с теми же действиями. Но там есть другая схожая игра на действия.
3. «Бежит – лежит» - игра на понимание действий, нужно нажать на действие, которое спрашивается в инструкции. Инструкция долгая и тихая, поэтому упрощаю вопрос и задаю ребенку, какое действие надо искать. В целом, для понимания и закрепления игра хорошая, но не очень нравится стиль иллюстраций, слишком стилизованно, карикатурно. Но, опять же, игра не позиционируется как для ОВЗ, она для детей с 2 лет, а нормотипичным детям абстрактные изображения вполне понятны.
4. «Кто что делает» - еще одна игра на действия, но там уже более сложные слова и предложения. В целом, детям нравятся анимированные персонажи, которые выполняют разные действия. Минус – опять инструкция, она долгая. Для детей с эхолалией дополняю фразами из пиктограмм для ответа.
5. «Тик-так звуки» - тоже на звукоподражания, но другие картинки. Не понимаю идею с шарманкой на фоне, мне кажется, можно было что-то более понятное маленьким детям придумать.
Остальными играми часто не пользуюсь. По сути, из 24 игр именно речевых не так уж много – 2 на выдох, 2 на звукоподражания, 3 на глаголы. И много игр не понятно для чего – найди мышку, продолжи ряд, подбери похожий по цвету. Это не запуск речи, а раннее развитие. Есть игры «чей хвост» и «выбери правильную еду для животного». Если про еду еще как-то для малыша, то словообразование на вопросы «чей хвост» очень сложно для безречевых детей и малышей от 2 лет.
Недостатки: вопросы к наполнению, много игр не о чем.
2. Комплекс «Первослов».
Эта флешка больше не продается. Но с ней та же история -есть хорошие игры и их там штук 5 и много пустых. Нравится игра с повторением звуков «день рождения»и игра «накорми детей». На этой флешке больше игр на звукоподражания, хотя она уже для развития простых фраз.
3. Лексические запасы. На флешке игры на разные лексические темы. Тоже флешка с подвохом. Вроде бы лексика – это про речь, но игры самой разной направленности. То есть, тема – посуда и игра «помой посуду», это хорошо. На зимние признаки игра - найди, что неправильно. Ещё отличная игра «Домашние животные 2», детям нравится смотреть, как едет трактор и находить животных.
Но мне не очень понравились следующие игры – расставь снежинки, раскрась цветок. Африка в беде – сложная тема для ОВЗ, игра «Дикие животные» - тоже все животные в кучу, не очень нравится.
А-спектр – некоторое время пользовалась данным программным комплексом. Он для детей с РАС, основан на прикладном анализе. Это не совсем флешка с играми, там сначала надо завести на ребенка карточку, затем выбирать игры. В целом, там много игр, есть простые, есть не очень. Все равно, это не полноценный комплекс коррекции поведения. А просто игры в другой обертке. Но можно вести статистику. Я его использовала просто после занятий поиграть как поощрение и некоторые игры по лексическим темам.
В целом, у флешек на сайте показаны игры. Не очень ясно, что за игры, но они хотя бы показаны. Но когда покупала программный комплекс по развитию речи детей с ОВЗ на флешке, то нигде не найти его полного описания с играми. Поэтому, всегда Мерсибо – это немного разочарование. Описание на сайте всегда не конкретно, размыто. У меня есть их флешка с домашними заданиями и ей неудобно пользоваться. Готовые задания вставляются в лист очень мелко, очень малый набор заданий.
Их флешка с программами тоже не очень пригодилась. Да, там есть конструктор программ, но планирование придется вбивать свое и еще кучу данных, которые придется заполнить. В итоге, рабочая программа, созданная в их конструкторе, требует долгой доработки и в ней куча лишнего текста в начальных пунктах – вступлении, теории. Но в практической части почти ничего, нужно все вписать самому. И получается, что проще самому написать рабочую программу. Есть у меня их конструктор картинок старой версии. Это набор картинок и фонов, которые ты можешь уменьшать, увеличивать, ставить на фон. Все то же, что может программа для презентаций или ворд. Хотела купить их новый конструктор, но только когда пришел заказ и я прочла инструкцию, узнала, что он будет работать только с подпиской на сайте Мерсибо. На сайте к этой флешке я такой информации не нашла.
Не стоит надеяться развить речь только с помощью этих игр, но они являются неплохим мотиватором для детей с РАС, поскольку в силу своих трудностей с коммуникацией такие дети часто предпочитают гаджеты и компьютерные игры очень любят. Поэтому, компьютер на занятии всегда в конце. И игры всегда требуют присутствия взрослого рядом, чтобы перефразировать инструкцию, дополнить, правильно назвать. Крайне трудны для восприятия детей с ОВЗ их длинные инструкции вначале игры, которые нельзя пропустить. В их комплексе «Логомер» такая функция была, очень удобно.
Подведу итог: флешками с играми я пользуюсь в своей работе, но игры не все подходят. А какие подходят, дополняю материалом для ответа (пиктограммы и т.д.). Флешки с конструктором домашних заданий, программ, картинок – совсем не то, что они рекламируют, лучше посмотреть перед покупкой отзывы и обзоры.