Статья «Организация профориентации и ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями»
Организация профориентации и ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями.
Воспитатель:
Муллова Ольга Анатольевна
г. Бийск
2022
В дошкольном возрасте у детей возникает интерес к трудовой деятельности людей, результатам труда, отношения к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя его, ребенок получает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний играет важную роль в социализации личности. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника. В современных социальных условиях произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функции в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. В сложившихся условиях необходимо много переосмыслить в организации педагогической работы в этом направлении.
Сейчас все чаще говорят о необходимости профориентационного воспитания с дошкольного возраста. Перед воспитателями стоит очень сложная задача: с одной стороны так заинтересовать и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в родном городе на благо общества.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере.
Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Для решения вышеуказанных проблем можно предложить организационно-содержательную модель ранней профориентации дошкольников.
Непосредственная образовательная деятельность (через познавательную деятельность);
Совместная деятельность (через продуктивную деятельность);
Формы работы: - дидактические игры;
-сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-экскурсии;
-фотовыставки.
Реализация модели может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Свою работу я строю в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки» в городе Бийске, которая разработана с учетом примерной общеобразовательной программой «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.
Использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).
Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, провожу следующие экскурсии и беседы:
Экскурсия в библиотеку.
Дети узнают:
- что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.
Беседа с библиографом.
Дети узнают:
- чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.
Экскурсия в музей.
Дети узнают:
-что в музее много предметов и вещей, которых они никогда не видели, и у них своя история жизни.
Беседа с работником музея.
Дети узнают:
-чем занимаются музейные работники, как они интересно рассказывают историю какого-нибудь события, как внимательно и бережно относятся к предметам старины.
Экскурсия в школу.
Дети узнают:
-через рассказ-беседу с учителем, что в школе дети получают знания, которые дает им учитель, рассматривают школьную мебель, учебные принадлежности, школьники носят специальную форму.
Провела цикл тематических мероприятий «Встречи с интересными людьми», на которых дети пополняют свои представления и знания от людей, непосредственно работающих в детском саду (повар, дворник, кастелянша, прачка, медсестра) и от родителей .
Совместный труд со взрослым оказывает более действенное влияние на формирование у дошкольников представлений о моральных качествах человека-труженика, на воспитание положительного отношения и интереса к трудовой деятельности. После встречи воспитанники активно делятся впечатлениями в беседах друг с другом, родителями. Я считаю, что организация таких встреч и экскурсий способствует формированию элементарного опыта профессиональных действий, в том числе и ранней профессиональной ориентации.
Воспитание у детей интереса к профессиям людей закрепляется в рисунках, детских работах-подарках. Дошкольники принимают участие в творческих конкурсах разного уровня: в дошкольном учреждении – «Моя будущая профессия».
Представления и знания, полученные детьми на экскурсиях, в трудовой деятельности закрепляются в дидактических играх: «Подбери нужный инструмент», «Кому что нужно для работы», «Путешествие по детскому саду; поликлинике, аптеке и т.п.», «Знаешь ли ты?». Дошкольники упражняются через игру описывать труд людей, отгадывать по описанию название профессии, предметов-помощников той или иной профессии.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», «Магазин», «Строитель» дети отражают свои эмоции, впечатления, используют предметы-заместители, стараются сознательно соблюдать правила ролевого взаимодействия, самостоятельно могут изготовить необходимый атрибут к игре.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Повышению эффективности педагогической работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых способствует взаимодействие с родителями, так как ребенок первоначально все берет из семьи. С этой целью я предложила родителям совместно с детьми оформить альбом «Все работы хороши, выбирай на вкус», где мамы и папы представили целый ряд профессий, в которых они задействованы.
Таким образом, отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Поэтому педагогам необходимо продолжать совершенствовать свои профессиональные навыки и умения по созданию максимально благоприятных условий для формирования у ребенка системы представлений о профессиях, обеспечивать воспитание чувства уважения к труду взрослых, любви к родной земле.
Список литературы:
1. «Воспитание дошкольника в труде.» В. Г. Нечаева. М. Просвещение, 1974
2. «Введение дошкольников в мир профессий». Учебно – методическое пособие. В. П. Кондрашов. Балашов, 2004
3. Буре Р.С., Година Г.Н. «Учите детей трудиться». М. Просвещение .1983
4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М.2005
5. «Профессии. Какие они?» Т. А. Шорыгина. Издательство ГНОМ и А 2010
6. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.» Потапова Т.В. М. Т Ц. Сфера 2008