Статья «Организация профориентации и ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями»

1
0
Материал опубликован 30 May 2022




Организация профориентации и ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями.















Воспитатель:

Муллова Ольга Анатольевна







г. Бийск

2022

В дошкольном возрасте у детей возникает интерес к трудовой деятельности людей, результатам труда, отношения к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя его, ребенок получает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний играет важную роль в социализации личности. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника. В современных социальных условиях произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функции в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. В сложившихся условиях необходимо много переосмыслить в организации педагогической работы в этом направлении.

Сейчас все чаще говорят о необходимости профориентационного воспитания с дошкольного возраста. Перед воспитателями стоит очень сложная задача: с одной стороны так заинтересовать и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в родном городе на благо общества.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере.

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Для решения вышеуказанных проблем можно предложить организационно-содержательную модель ранней профориентации дошкольников.

Непосредственная образовательная деятельность (через познавательную деятельность);

Совместная деятельность (через продуктивную деятельность);

Формы работы: - дидактические игры;

-сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности;

-беседы;

-чтение художественной литературы;

-экскурсии;

-фотовыставки.

Реализация модели может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Свою работу я строю в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки» в городе Бийске, которая разработана с учетом  примерной общеобразовательной программой «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.

Использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).

Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, провожу следующие экскурсии и беседы:

Экскурсия в библиотеку.

Дети узнают:

- что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.



Беседа с библиографом.

Дети узнают:

- чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Экскурсия в музей.

Дети узнают:

-что в музее много предметов и вещей, которых они никогда не видели, и у них своя история жизни.


Беседа с работником музея.

Дети узнают:

-чем занимаются музейные работники, как они интересно рассказывают историю какого-нибудь события, как внимательно и бережно относятся к предметам старины.

Экскурсия в школу.

Дети узнают:

-через рассказ-беседу с учителем, что в школе дети получают знания, которые дает им учитель, рассматривают школьную мебель, учебные принадлежности, школьники носят специальную форму.

Провела цикл тематических мероприятий «Встречи с интересными людьми», на которых дети пополняют свои представления и знания от людей, непосредственно работающих в детском саду (повар, дворник, кастелянша, прачка, медсестра) и от родителей .

Совместный труд со взрослым оказывает более действенное влияние на формирование у дошкольников представлений о моральных качествах человека-труженика, на воспитание положительного отношения и интереса к трудовой деятельности. После встречи воспитанники активно делятся впечатлениями в беседах друг с другом, родителями. Я считаю, что организация таких встреч и экскурсий способствует формированию элементарного опыта профессиональных действий, в том числе и ранней профессиональной ориентации.

Воспитание у детей интереса к профессиям людей закрепляется в рисунках, детских работах-подарках. Дошкольники принимают участие в творческих конкурсах разного уровня: в дошкольном учреждении – «Моя будущая профессия».

Представления и знания, полученные детьми на экскурсиях, в трудовой деятельности закрепляются в дидактических играх: «Подбери нужный инструмент», «Кому что нужно для работы», «Путешествие по детскому саду; поликлинике, аптеке и т.п.», «Знаешь ли ты?». Дошкольники упражняются через игру описывать труд людей, отгадывать по описанию название профессии, предметов-помощников той или иной профессии.


В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», «Магазин», «Строитель» дети отражают свои эмоции, впечатления, используют предметы-заместители, стараются сознательно соблюдать правила ролевого взаимодействия, самостоятельно могут изготовить необходимый атрибут к игре.

Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Повышению эффективности педагогической работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых способствует взаимодействие с родителями, так как ребенок первоначально все берет из семьи. С этой целью я предложила родителям совместно с детьми оформить альбом «Все работы хороши, выбирай на вкус», где мамы и папы представили целый ряд профессий, в которых они задействованы.

Таким образом, отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Поэтому педагогам необходимо продолжать совершенствовать свои профессиональные навыки и умения по созданию максимально благоприятных условий для формирования у ребенка системы представлений о профессиях, обеспечивать воспитание чувства уважения к труду взрослых, любви к родной земле.



Список литературы:

1. «Воспитание дошкольника в труде.» В. Г. Нечаева. М. Просвещение, 1974

2. «Введение дошкольников в мир профессий». Учебно – методическое пособие. В. П. Кондрашов. Балашов, 2004

3. Буре Р.С., Година Г.Н. «Учите детей трудиться». М. Просвещение .1983

4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М.2005

5. «Профессии. Какие они?» Т. А. Шорыгина. Издательство ГНОМ и А 2010

6. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.» Потапова Т.В. М. Т Ц. Сфера 2008



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации