Статья «Опыт работы с онлайн-платформами в режиме дистанционного обучения»
Пояснительная записка к презентации
Самооценка на уроках английского языка, используя модульно- рейтинговое и критериальное оценивание.
Согласно стандарту среднего общего образования по иностранному языку «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке». Самооценивание - это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
На решение этой задачи нацелена технология модульного обучения, которая способствует организации самостоятельной деятельности ученика, предусматривает предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития самостоятельности школьника. Модульное обучение – это одна из современных технологий самообразования, которую мы, учителя английского языка используем в своей работе. Оценивание проходит в рамках модульного планирования по учебнику «Spotlight» «Английский в фокусе» авторы:
Английский язык для начальной школы (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Английский язык для основной школы (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Каждый модуль завершается материалом для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединён в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание.
Используются разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся, предложенные авторами учебника:
Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
Итак,
Раздел «Test Yourself» («Проверь себя»). Этот раздел есть в каждом цикле уроков. Он содержит задания практически по всем видам речевой деятельности. Раздел преследует двоякую цель: во-первых, помочь учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал; во-вторых, сформировать умения самоконтроля. Выполняя задания, учащиеся, с помощью ключей и шкал оценок, учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений. Этот раздел помогает организовать модульно-рейтинговое оценивание с учетом итогового лексико-грамматического теста.
В конце каждого цикла имеется раздел «For Fun and Profit». Данный раздел полифункционален. Содержит материал для самостоятельной работы в классе и дома. Материал соотносится с содержанием конкретных уроков цикла и призван углубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя. Во-вторых, раздел содержит дополнительный материал для хорошо успевающих учащихся. Поэтому в нем даны задания, связанные со страноведением (познавательный аспект иноязычной культуры), с развитием учебных умений (учебный аспект), с развитием определенных способностей.
Раздел «Self Assessment» («Самооценка») находится в конце каждого цикла уроков и предназначен для развития у учащихся умений самоконтроля. Важно, чтобы самооценка у ученика совпадала с текущей оценкой учителя и результатом выполнения тестовых заданий из раздела «Test Yourself».
Раздел «Project» также находится в конце каждого цикла и готовит учащихся к самостоятельной реализации проекта по соответствующей теме.
Для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок – выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить.
Подобная компоновка материалов учебника позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладеть материалом.
Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Например,
Рейтинговый лист
ученика (цы) 7 класса ________________________________
Тема (раздел): «Прилагательное»
Рейтинговый балл | Домаш. работа | Текущие ответы на уроке | Работа в тет-ради | Словарные диктанты | Термин. диктанты | Конт-рольная работа | Тест | Зачет | Твор-ческая работа | |
1 | 1-2 | 3 | 5 | 5 | 15 | 10 | 5 | 5-10 | ||
№ урока | Дата | Не забудь выставить рейтинговые баллы за работу на уроке в соответствующую графу! | ||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
Макс. балл | 130 | 20 | 10 | 15 | 25 | 5 | 30 | 10 | 5 | 10 |
Всего баллов | ||||||||||
Итоговая оценка |
130-110 баллов – "отлично",
100-80 баллов – "хорошо",
70-50 баллов – "удовлетворительно".
Рейтинговая шкала по итогам четверти.
Предмет | Английский язык | ||||
№ п/п | Ф.И. учащегося | I модуль | II модуль | III модуль | Всего баллов |
1. | Василий | 60б | 75б | 45 | 170б |
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |
100-90 баллов – "отлично",
80-70 баллов – "хорошо",
60-50 баллов – "удовлетворительно".
Плюсы. Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика. Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
Минусы. Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.
2. Критериальное самооценивание (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям). Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат своей деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Критериальное оценивание решает следующие задачи:
делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
обеспечивает обратную связь;
позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Например,
критерии оценивания письменных работ;
критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах);
Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах);
Плюсы. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").
Минусы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник".
Самооценка на уроках английского языка, используя модульно- рейтинговое и критериальное оценивание.
Согласно стандарту среднего общего образования по иностранному языку «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке». Самооценивание - это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
На решение этой задачи нацелена технология модульного обучения, которая способствует организации самостоятельной деятельности ученика, предусматривает предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития самостоятельности школьника. Модульное обучение – это одна из современных технологий самообразования, которую мы, учителя английского языка используем в своей работе. Оценивание проходит в рамках модульного планирования по учебнику «Spotlight» «Английский в фокусе» авторы:
Английский язык для начальной школы (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Английский язык для основной школы (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Каждый модуль завершается материалом для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединён в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание.
Используются разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся, предложенные авторами учебника:
Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
Итак,
Раздел «Test Yourself» («Проверь себя»). Этот раздел есть в каждом цикле уроков. Он содержит задания практически по всем видам речевой деятельности. Раздел преследует двоякую цель: во-первых, помочь учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал; во-вторых, сформировать умения самоконтроля. Выполняя задания, учащиеся, с помощью ключей и шкал оценок, учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений. Этот раздел помогает организовать модульно-рейтинговое оценивание с учетом итогового лексико-грамматического теста.
В конце каждого цикла имеется раздел «For Fun and Profit». Данный раздел полифункционален. Содержит материал для самостоятельной работы в классе и дома. Материал соотносится с содержанием конкретных уроков цикла и призван углубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя. Во-вторых, раздел содержит дополнительный материал для хорошо успевающих учащихся. Поэтому в нем даны задания, связанные со страноведением (познавательный аспект иноязычной культуры), с развитием учебных умений (учебный аспект), с развитием определенных способностей.
Раздел «Self Assessment» («Самооценка») находится в конце каждого цикла уроков и предназначен для развития у учащихся умений самоконтроля. Важно, чтобы самооценка у ученика совпадала с текущей оценкой учителя и результатом выполнения тестовых заданий из раздела «Test Yourself».
Раздел «Project» также находится в конце каждого цикла и готовит учащихся к самостоятельной реализации проекта по соответствующей теме.
Для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок – выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить.
Подобная компоновка материалов учебника позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладеть материалом.
Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Например,
Рейтинговый лист
ученика (цы) 7 класса ________________________________
Тема (раздел): «Прилагательное»
Рейтинговый балл | Домаш. работа | Текущие ответы на уроке | Работа в тет-ради | Словарные диктанты | Термин. диктанты | Конт-рольная работа | Тест | Зачет | Твор-ческая работа | |
1 | 1-2 | 3 | 5 | 5 | 15 | 10 | 5 | 5-10 | ||
№ урока | Дата | Не забудь выставить рейтинговые баллы за работу на уроке в соответствующую графу! | ||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
Макс. балл | 130 | 20 | 10 | 15 | 25 | 5 | 30 | 10 | 5 | 10 |
Всего баллов | ||||||||||
Итоговая оценка |
130-110 баллов – "отлично",
100-80 баллов – "хорошо",
70-50 баллов – "удовлетворительно".
Рейтинговая шкала по итогам четверти.
Предмет | Английский язык | ||||
№ п/п | Ф.И. учащегося | I модуль | II модуль | III модуль | Всего баллов |
1. | Василий | 60б | 75б | 45 | 170б |
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |
100-90 баллов – "отлично",
80-70 баллов – "хорошо",
60-50 баллов – "удовлетворительно".
Плюсы. Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика. Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
Минусы. Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.
2. Критериальное самооценивание (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям). Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат своей деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Критериальное оценивание решает следующие задачи:
делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
обеспечивает обратную связь;
позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Например,
критерии оценивания письменных работ;
критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах);
Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах);
Плюсы. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").
Минусы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник".
Самооценка на уроках английского языка, используя модульно- рейтинговое и критериальное оценивание.
Согласно стандарту среднего общего образования по иностранному языку «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке». Самооценивание - это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
На решение этой задачи нацелена технология модульного обучения, которая способствует организации самостоятельной деятельности ученика, предусматривает предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития самостоятельности школьника. Модульное обучение – это одна из современных технологий самообразования, которую мы, учителя английского языка используем в своей работе. Оценивание проходит в рамках модульного планирования по учебнику «Spotlight» «Английский в фокусе» авторы:
Английский язык для начальной школы (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Английский язык для основной школы (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Каждый модуль завершается материалом для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединён в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание.
Используются разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся, предложенные авторами учебника:
Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
Итак,
Раздел «Test Yourself» («Проверь себя»). Этот раздел есть в каждом цикле уроков. Он содержит задания практически по всем видам речевой деятельности. Раздел преследует двоякую цель: во-первых, помочь учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал; во-вторых, сформировать умения самоконтроля. Выполняя задания, учащиеся, с помощью ключей и шкал оценок, учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений. Этот раздел помогает организовать модульно-рейтинговое оценивание с учетом итогового лексико-грамматического теста.
В конце каждого цикла имеется раздел «For Fun and Profit». Данный раздел полифункционален. Содержит материал для самостоятельной работы в классе и дома. Материал соотносится с содержанием конкретных уроков цикла и призван углубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя. Во-вторых, раздел содержит дополнительный материал для хорошо успевающих учащихся. Поэтому в нем даны задания, связанные со страноведением (познавательный аспект иноязычной культуры), с развитием учебных умений (учебный аспект), с развитием определенных способностей.
Раздел «Self Assessment» («Самооценка») находится в конце каждого цикла уроков и предназначен для развития у учащихся умений самоконтроля. Важно, чтобы самооценка у ученика совпадала с текущей оценкой учителя и результатом выполнения тестовых заданий из раздела «Test Yourself».
Раздел «Project» также находится в конце каждого цикла и готовит учащихся к самостоятельной реализации проекта по соответствующей теме.
Для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок – выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить.
Подобная компоновка материалов учебника позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладеть материалом.
Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Например,
Рейтинговый лист
ученика (цы) 7 класса ________________________________
Тема (раздел): «Прилагательное»
Рейтинговый балл | Домаш. работа | Текущие ответы на уроке | Работа в тет-ради | Словарные диктанты | Термин. диктанты | Конт-рольная работа | Тест | Зачет | Твор-ческая работа | |
1 | 1-2 | 3 | 5 | 5 | 15 | 10 | 5 | 5-10 | ||
№ урока | Дата | Не забудь выставить рейтинговые баллы за работу на уроке в соответствующую графу! | ||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
Макс. балл | 130 | 20 | 10 | 15 | 25 | 5 | 30 | 10 | 5 | 10 |
Всего баллов | ||||||||||
Итоговая оценка |
130-110 баллов – "отлично",
100-80 баллов – "хорошо",
70-50 баллов – "удовлетворительно".
Рейтинговая шкала по итогам четверти.
Предмет | Английский язык | ||||
№ п/п | Ф.И. учащегося | I модуль | II модуль | III модуль | Всего баллов |
1. | Василий | 60б | 75б | 45 | 170б |
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |
100-90 баллов – "отлично",
80-70 баллов – "хорошо",
60-50 баллов – "удовлетворительно".
Плюсы. Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика. Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
Минусы. Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.
2. Критериальное самооценивание (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям). Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат своей деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Критериальное оценивание решает следующие задачи:
делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
обеспечивает обратную связь;
позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Например,
критерии оценивания письменных работ;
критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах);
Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах);
Плюсы. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").
Минусы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник".
Самооценка на уроках английского языка, используя модульно- рейтинговое и критериальное оценивание.
Согласно стандарту среднего общего образования по иностранному языку «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке». Самооценивание - это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
На решение этой задачи нацелена технология модульного обучения, которая способствует организации самостоятельной деятельности ученика, предусматривает предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития самостоятельности школьника. Модульное обучение – это одна из современных технологий самообразования, которую мы, учителя английского языка используем в своей работе. Оценивание проходит в рамках модульного планирования по учебнику «Spotlight» «Английский в фокусе» авторы:
Английский язык для начальной школы (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Английский язык для основной школы (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Каждый модуль завершается материалом для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединён в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание.
Используются разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся, предложенные авторами учебника:
Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
Итак,
Раздел «Test Yourself» («Проверь себя»). Этот раздел есть в каждом цикле уроков. Он содержит задания практически по всем видам речевой деятельности. Раздел преследует двоякую цель: во-первых, помочь учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал; во-вторых, сформировать умения самоконтроля. Выполняя задания, учащиеся, с помощью ключей и шкал оценок, учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений. Этот раздел помогает организовать модульно-рейтинговое оценивание с учетом итогового лексико-грамматического теста.
В конце каждого цикла имеется раздел «For Fun and Profit». Данный раздел полифункционален. Содержит материал для самостоятельной работы в классе и дома. Материал соотносится с содержанием конкретных уроков цикла и призван углубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя. Во-вторых, раздел содержит дополнительный материал для хорошо успевающих учащихся. Поэтому в нем даны задания, связанные со страноведением (познавательный аспект иноязычной культуры), с развитием учебных умений (учебный аспект), с развитием определенных способностей.
Раздел «Self Assessment» («Самооценка») находится в конце каждого цикла уроков и предназначен для развития у учащихся умений самоконтроля. Важно, чтобы самооценка у ученика совпадала с текущей оценкой учителя и результатом выполнения тестовых заданий из раздела «Test Yourself».
Раздел «Project» также находится в конце каждого цикла и готовит учащихся к самостоятельной реализации проекта по соответствующей теме.
Для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок – выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить.
Подобная компоновка материалов учебника позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладеть материалом.
Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Например,
Рейтинговый лист
ученика (цы) 7 класса ________________________________
Тема (раздел): «Прилагательное»
Рейтинговый балл | Домаш. работа | Текущие ответы на уроке | Работа в тет-ради | Словарные диктанты | Термин. диктанты | Конт-рольная работа | Тест | Зачет | Твор-ческая работа | |
1 | 1-2 | 3 | 5 | 5 | 15 | 10 | 5 | 5-10 | ||
№ урока | Дата | Не забудь выставить рейтинговые баллы за работу на уроке в соответствующую графу! | ||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
Макс. балл | 130 | 20 | 10 | 15 | 25 | 5 | 30 | 10 | 5 | 10 |
Всего баллов | ||||||||||
Итоговая оценка |
80-70 баллов – "хорошо",
60-50 баллов – "удовлетворительно".
Плюсы. Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика. Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
Минусы. Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.
2. Критериальное самооценивание (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям). Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат своей деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Критериальное оценивание решает следующие задачи:
делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
обеспечивает обратную связь;
позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Например,
критерии оценивания письменных работ;
критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах);
Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах);
Плюсы. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").
Минусы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник".