12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баландина Мария Николаевна
Аккаунт удалён
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
6

Опыт развития чувствительности к обратной связи родителей с педагогами, для повышения качества обучения и субъективного благополучия обучающихся в условиях ФГОС

Дети и образование – это две фундаментальные ценности всех времен и народов.

Задача педагога – свести их вместе, укрепив между ними крепкую связь.



Опыт развития чувствительности к обратной связи родителей с педагогами, для повышения качества обучения и субъективного благополучия обучающихся в условиях ФГОС

Баландина М.Н.

Актуальность и социально-педагогическая значимость рассматриваемой психолого - педагогической проблемы

Современные ученые РАО, РАН в области образования: социологи Л.Н. Коган, Д. Л.Константиновский, М. Н. Руткевич. В.И. Савинков, Ф. Р. Филиппов, и др., психологи А.Г. Асмолов, Т.Д. Марцинковская, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, педагоги А.Ю. Белогуров, Л.А. Вербицкая, А.А. Кузнецов, медицинские психологи – Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов и др., в своих исследованиями говорят о том, что у современных школьников:

снизились показатели когнитивного, социально-личностного развития, снизился интерес к обучению и поверхностность в изучении и освоении учебного материала;

снизилась мотивация к формированию учебных, социально-личностных компетенций;

повысился интерес и мотивация вовлечения в кибер пространство, активного использования информационных технологий, активно развиваются и осваиваются виртуальные нормы и правила поведения в соц.сетях, активно осуществляется развитие виртуального языка общения и социально-коммуникативные практики - игры, соц.группы.

произошла трансформация языка общения, изложение собственных мыслей и идей, поведения, культуры, ценностей;

повысилась социально-личностная изоляция детей и подростков (дистанцирование от взрослых, потребность в одиночестве) как следствие, - повысилась социально-личностная напряженность в т.ч. в родительско-детских отношениях.

Кроме того, виден серьезный разрыв в социально-личностных представлениях между поколениями «родителей и детей».

Институты и агенты социализации: перспективы и риски взросления.

В центр нашего внимания встает ребёнок (обучающийся) – выступая как объектом, так и субъектом образования, осваивающий социально-культурный опыт. Семья (родители и родственники) выступает ключевым агентом его социализации. Школа, дополнительное образование являются агентами второго порядка, обеспечивающие получение образования и присвоения социально-культурных ценностей для всестороннего личностного развития ребенка. Их дополняют группа сверстников, значимые и авторитетные люди, а также СМИ и СМК – как дополнительный (новый) агент социализации.

Чувствительность к обратной связи «ЧОС» как механизм развития отношений между всеми агентами для реализации социально-культурных задач.

Чувствительность к обратной связи «ЧОС» – индивидуально-психологическая характеристика, которая является важным механизмом саморегуляции поведения человека, способствует коррекции в ситуации успеха или неудачи.

Данная особенность человека (во взрослом и детском возрасте) играет большую роль в процессе обучения и развития, помогая развивать качественное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, минимизируя риски взросления, повышая социально-личностное и учебное благополучие ребенка.

Базовые составляющие психологической характеристики ЧОС:

активное выслушивание и реагирование на рекомендации, просьбы, обращения к субъекту;

готовность к преобразованию проблемы или ситуации для положительных изменений, или полного разрешения;

рефлексия и самоанализ по возникшей проблеме или ситуации;

готовность к обсуждению, принятию позиции и точки зрения для минимизации или полного решения проблемы;

готовность продолжать усердно решать проблему даже при низких показателях успеха;

при получении положительного результата, продолжать анализировать дальнейшие действия для получения максимального эффекта в решении возникшей проблемы;

при неудаче провести «работу над ошибками» для повышения успеха в решении проблемы.

Алгоритм реализации психолого-педагогической программы по развитию ЧОС родителей

Первая фаза: Консультационно-диагностическая, которая осуществляется после запроса учителя (классного руководителя) и, или родителей (законных представителей), обратившихся за помощью к школьному психологу.

В самом начале важно собрать всю необходимую информации по ключевым аспектам учебно-социального и личностного развития обучающегося: учебная успеваемость, когнитивное и социально-личностное развитие, если есть,трудности и дефекты в развитии, интересы, увлечения, потребности обучающегося, а также важно учесть в данном изучении потенциальные или выраженные риски в социально-культурной среде.

Второй этап – диагностико-консультационная, которая направлена на оптимизацию родительско-учительской коммуникации и профилактику учебных и социальных трудностей обучающихся (особо актуализировав этот вопрос в период адаптации детей в 1х, 5х, 10х классах).

А далее, просветительско-профилактическая и коррекционно-развивающая работа с родителями по развитию ЧОС.

Для повышения доверия и установления положительного контакта с трудными родителями проводится разъяснительная работа на родительском собрании по актуальным учебно-социальным вопросам обучения и развития обучающегося с выраженными учебными и поведенческими трудностями.

Важно в этой встрече побудить родителей к активному взаимодействию со школой, провести мотивационно-агитационную работу, направленную на развитие родительской компетенции, с целью повышения качества обучения и профилактики социально-личностных кризисов и деформаций ребенка (детей) по средствам просветительских лекториев, семинаров, встреч и пр.

Коррекционно-развивающая работа с родителями в индивидуальной и групповой форме осуществляется через открытое обсуждение, при выявленных слабых сторонах разработанной программы должна осуществляться ее коррекция для повышения эффективности в процессе её реализации.

Особо остро мне пришлось прочувствовать данную проблематику после того, как меня назначили классным руководителем очень «непростого класса» с обучающимися подросткового возраста.

Мотивом к рассмотрению данного вопроса и активной разработки мер по минимизации учебно-поведенческих трудностей обучающихся послужили следующие обстоятельства, которые предстали передо мной в открытой форме.

Явно просматривались следующие психолого-педагогические проблемы в данном классе:

Снижение учебной мотивации и вовлеченности в учебный процесс. (на уроках обучающиеся демонстрировали поверхностное изучение материала и выполнения классных работ;

Участились случаи списывания в сети Интернет, ГДЗ;

Повысилась активность к межличностному общению в урочное и внеурочное время;

Низкая мотивация и эффективность самоподготовки в домашних условиях, выполнению домашней работы;

Участились жалобы со стороны учителей на низкую активность и эффективность изучения и работы учащихся на уроках;

Низкая откликаемость со стороны учеников с выявленными учебными трудностями для оказания им помощи и коррекции.

На основании сложившейся ситуации, было необходимо провести ряд важных педагогических мероприятий как с обучающимися, так и с родителями по минимизации возникших трудностей

Проведение классного часа и обсуждению выявленных учебно-социальных (поведенческих) проблем на основании показателей учебной успеваемости, сделанных замечаний учителями-предметниками в письменной и устной форме и собственных наблюдений, диагностических работ.

При выраженной низкой откликаемости со стороны обучающихся с выраженными проблемами, важно привлечь внимание родителей, как для разрешения выраженных трудностей, так и с целью повышения социально-личностного благополучия отдельно взятого ученика и всей учебной группы в целом.

Данная активность также будет способствовать развитию положительной коммуникации между родителями и учителем (классным руководителем) для реализации более эффективной педагогической работы.

Реализация программы психолого-педагогической помощи по развитию ЧОС родителей психолого-педагогической в других классах, с выявленными учебными и социально-поведенческими трудностями среди обучающихся.

За прошлый и нынешний учебный год ко мне обратились 4 педагога (2 – из начальной школы, 2 – среднего звена) с проблемой низкой чувствительности со стороны родителей к возникшим учебно-поведенческим трудностям их детей и низкой активности в их разрешении.

Рассмотрев подробно каждую ситуацию, я пришла к выводу, что низкая эффективность в решении возникших проблем значительно зависит от родительного участия в их разрешении.

Причиной низкой откликаемости родителей на рекомендации учителей, как правило, выступают следующие факторы: высокая занятость, воспитание второго и последующего ребенка, неполная семья, семья с социальными или материальными трудностями.

В попытке повысить ЧОС родителей к оказанию поддержки ребенку, важно установить положительный контакт с семьей, проявляя искреннее сочувствие и готовность оказать как информационную, так и психологическую поддержку семье, при необходимости демонстрируя примеры из практической работы с данным обучающимся, тем самым снижая психологическую защиту и повышая доверие. Важно акцентировать своё внимание на тот факт, что без вовлечения семьи в рассмотрение возникшей проблемы, одними усилиями школы будет недостаточно, указав причинно-следственные связи в конкретных примерах, давая первичную информацию или практическую инструкцию к началу сотрудничества.

В этом году данная задача была поставлена перед родителями обучающихся 5х классов. Именно в этом учебном коллективе были выраженные социально-педагогические трудности: учебно-социальный стресс и психологический дискомфорт в классе, в общении между детьми отражались на психологическом самочувствии и качестве успеваемости детей в первой половине учебного года. На основании этого администрация школы приняла решение собрать родительское собрание для рассмотрения возникших учебно-социальных трудностей и разработки стратегии поведения со стороны школы и родителей по снижению учебно-социального напряжения.

Анализ и оценка проведенных психолого-педагогических мероприятий по развитию ЧОС родителей за 2018-2020 учебные годы

За этот период были обращения со стороны 4 классных руководителей начального и среднего звена по проблемам учебного-социального характера у обучающихся и низкой чувствительности со стороны родителей (семьи) в оптимизации их учебной мотивации и поведения.

В начальной школе (запрос от классных руководителей 2х 1-х классов и одного 4 класса).

В среднем звене данная проблематика выявлена в 5ом, 7 классе.

По итогам проведенных комплексных мероприятиями совместно с учителями-предметниками, классными-руководителями, завучем и директором школы была видны неплохие результаты по разрешению возникших трудностей.

В 7 классе, по итогам проведенных психолого-педагогических мероприятия, я как классный руководитель, вижу положительную динамику: улучшилось качество взаимодействия с родителями при решении возникающих тех или иных проблем. Причиной этого послужила активная, открытая разъяснительная работа как с обучающимися, так и с родителями. В конце второй четверти уже была видна небольшая положительная динамика у отдельных обучающихся: повысилась учебная самоээфективность, возрос интерес к обучению, некоторые дети стали стремиться выйти из троек хотя бы по одному или нескольким предметам, качество общения между учителями и учащимися улучшилось, уроки чаще стали проходить в тишине, в классе стало спокойнее.

Динамика социально-учебной ситуации на данный период в других классах, с выраженными учебно-социальными проблемами.

По итогам совместных мероприятий классных руководителей, завучей, социального педагога и психолога - мотивационно-разъяснительных бесед с детьми и их родителями в урочное время, на родительских собраниях, в процессе реализованных воспитательных и коррекционных действий на совете профилактики, были видны некоторые положительные сдвиги: родители стали чаще подходить к учителям, интересоваться не только общим социально-учебным состоянием ребенка, но и уточнять вопросы по самоподготовке ребенка во внеурочное время, спрашивая и уточняя возникшие вопросы или ситуации. Между детьми стали реже возникать конфликтные ситуации, между родителями и учителями повысилось доверие и сплочённость.

В основу разработки данной практической темы, были положены идеи следующих современных теоретиков в области проблем образования и социализации современного школьника.

А.Г. Асмолова, Д.А.Леонтьева, Т.Д. Марцинковская, К. Нартова-Бочавер, А.Ш. Тхостова и др.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.