Оценка соответствия предметно-пространственной развивающей среды требованиям внутренней системе оценки качества образования
Доклад на тему:
«Оценка соответствия предметно-пространственной развивающей среды требованиям ВСОКО»
При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями федеральных стандартов и внутренней системе оценке качества образования.
Основными критериями оценки развивающей пространственной среды дошкольного образования являются:
- соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе детского сада и возрастным возможностям обучающихся;
организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС (должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной);
-наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;
-учёт национально-культурных, климатических условий.
Чтобы ответить вопрос, cоответствует ли предметная среда в нашем детском саду государственным стандартам мы организовали и провели мониторинг предметно-пространственной среды опираясь на внутреннюю систему оценки качества образования.
При оценивании параметров детский сад руководствовался примерным перечнем игрового оборудования для ДОУ прописанном в приказе Минобрнауки от 20 июля 2011года.
В качестве оценивания использовались следующие критерии:
Блок оценки дизайна помещения образовательной организации.
Оценка пространства
Наличие зон для деятельности детей
оценка материалов и оборудования.
Каждый критерий оценивался педагогами по 10-балльной шкале. от 1 до 3 баллов – низкий уровень от 4 до 7 баллов- средний ; от 7 до 10 баллов – высокий.
Был разработан план проведениямониторинга.Целью которого было выявить условия организации развивающей созданной в группахдругих помещениях, а также прогулочного участка детского сада.
1 этап.Сбор информации по интересующей проблеме.Изучение документации (планирование, в том числе по работе с родителями; карты самоанализа среды в группе;модель организации предметно – пространственной среды; паспорта предметно – пространственнойсреды группы).Прошёл смотр«Безопасность предметно – пространственной среды», организован Конкурс «Лучшая развивающая предметно – пространственная среда группы»
2.Аналитический этап:
Сопоставление результатов с ВСОКО.
Систематизация, обработка, анализ полученной информации.
Формулирование выводов, написание аналитической справки.
3. Итоговый этап: Выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения.
Обратимся к анализу данных исследований
Рассмотрим анализ данных мониторинга и разберем первый критерий –это дизайн помещений.Анализ данных мониторинга свидетельствует о достаточных ресурсах детского сада в данном аспекте. Педагоги высоко оценивают эстетику оформления внутреннего пространства образовательного помещения (7,7 баллов), его цветовое оформление (7,55 баллов) и освещенность (7,63 баллов). Также достаточно высоко оценивается дизайн здания и территории образовательной организации (по 7 баллов соответственно). Участок ДОУоформлен с художественным вкусом, с необходимым инвентарём. Помещение детского сада является безопасным, эстетически привлекательным развивающим. Пространство групп организовано в виде разграниченных зон («центров»), соответствующих направлениям ФГОС и оснащёны большим количеством развивающих материалов, все предметы в группах доступны детямВ раздевалках групп оформлены уголки «Наши успехи и достижения», «Мы рисуем», «Наши руки не для скуки мастерим» В холе детского сада проводятся тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей по сезонам года и лексическим темам.
2 критерий – это оценка пространства. Ответы педагогов дают возможность увидеть некоторые слабые места в организации пространства. Показатель трансформируемости пространства составляет 6,21 балла по оценочной шкале. Это определяет необходимость обеспечения детского сада инвентарем, позволяющим изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и потребностей детей. Для этого следует закупить модульную мебель, подвижные перегородки.
Большинство педагогов достаточно высоко оценивает комфортность среды, в которой пребывают дети (7,62 балла). Они считают, что условия дошкольных образовательныхорганизаций обеспечивают эмоциональное социальное благополучие (8,1 балла) и безопасность детей (8,2 балла).Имеются
индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; в групповых и раздевальных помещениях, организованы выставки с
поделками, рисунками детей. Предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей (8,1 балла). Игрушки в группах подбираются в соответствии с возрастом детей, их набор ежегодно изменяется перед переходом детей в следующую возрастную группу.
Педагоги полагают, что специально организованное предметноепространство детского сада поддерживает инициативу и самостоятельность детей, стимулирует их к различным видам активности (игровой – 8,5 балла, познавательной – 8,22 балла, двигательной – 8,17 балла). Стимулирование детской активности во многом обеспечивается наличием полифункциональных предметов, не обладающих жестко закрепленными способами употребления, пригодных для использования в различных видах деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Стимулирующим фактором деятельности служит доступность расположения предметов и пособий для воспитанников детсада, что обеспечивает возможность выбора и самостоятельного использования ими материала. Данный параметр предметно-пространственной среды педагогами оценен достаточно высоко и составляет 8,4.
При организации учитываются потребности детей с ОВЗ. Имеется кабинет для организации коррекционной логопедической для детей с нарушениями речи. Данный параметр оценен в в 5,5 баллов
Зоны.Согласно полученным данным, наличие зон для игровой, познавательной исследовательской и художественно-эстетической деятельности оценивается педагогами на высоком уровне – 8,0, 7,7 и 7,9 балла соответственно. Во всех группах имеется материал и оборудование для художественно-творческой деятельности. В группах имеются «жанры живописи», трафареты, шаблоны, штампики из различных материалов, которые позволяют детям самим создавать, строить симметричные изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом. Уголки художественного творчества оснащены разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т.д. У детей имеется свободный доступ ко всем материалам.
В группах есть театральный уголок с наборами различного кукольного, пальчикового театра, маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, имеются уголки ряжения.
Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России.Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, иллюстрации к произведениям.
Уголки экологии оснащены календарём природы и погоды.Дети постоянно отмечают состояние погоды на календаре природы. Присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Оформлены макеты деревьев по временам года и основным явлениям в природе.
Все составляющие макета мобильны, т.е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными животными и растительными элементами.
В уголке для экспериментирования, есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки, семена, крупы); весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, картотека игр – экспериментов.
Для ФЭМП имеются математические наборы, логические и настольно-печатные игры математической направленности, магнитная доска, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. В группах имеется много плакатов математического содержания.
По оценкам педагогов, ресурсы дошкольных образовательных организаций в создании зон (7,0 балла), расслабления, уединения (6,4 балла), индивидуальных занятий (6,3 балла), незаполненного пространства для свободной двигательной активности детей характеризуются средним уровнем.
Материалы и учебное оборудование. Итоги исследования предметно-пространственной среды показывают, средний уровень оснащения оборудованием для организации коллективных и театрализованных игр (7,7 балла), игровым инвентарем, учитывающим потребности мальчиков и девочек (7,71 и 7,7 балла соответственно).
В группах имеется разнообразное игровое оборудование как для мальчиков, так и для девочек. Созданы зоны для сюжетно-ролевых игр в которых имеются игрушки для обыгрывания сюжетов.Наполнены разными ролевыми атрибутами (предметами быта, детской, кукольной, мебелью, полифункциональным материалом). Игровые материалы размещаются в низких стеллажах, шкафчиках, пластмассовых емкостях. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В группах имеются сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Библиотека», «Больница», «Гараж», «Мастерская».
Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого, помимо конструкторов имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы детских инструментов.
В группах много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).
С точки зрения педагогов, в детском саду недостаточно технических средств обучения и воспитания (6,8 балла), что не позволяет организовать образовательный процесс на современном уровне с использованием ИКТ.
Оборудования и инвентаря для организации и стимулирования продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) в детском саду достаточно, что дает возможность педагогам успешно организовывать деятельность в художественно-эстетическом направлении.
В групповых комнатах всё спортивное оборудование доступно детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Физкультурное оборудование расставлено вдоль стены. Это мячи, обручи, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, кегли, дорожки здоровья.
Таким образом,результат оценки мониторинга составил от 5 до 7 балловчто соответствует среднему уровню развития организации предметной среды. В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая ФГОС, возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, компоненты среды соответствуют образовательной программе детского сада и возрастным возможностям детей. Осуществляется творческий подход при её организации. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.Развивающая среда поделена на зоны что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по уголкам и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.
Подводя итоги изучения мониторингаследует отметить, что педагоги достаточно высоко оценивают возможности организаций в плане безопасности, доступности расположения предметов и пособий для детей. Высока оценка педагогами предметного пространства в аспекте стимулирования различных видов деятельности детей, а также наличия зон и оборудования, игрового материала для игровой, познавательной, художественно-эстетической деятельности.
Проблемными моментами в создании предметно-пространственной среды являются нетрансформируемость среды, отсутствие мест для расслабления, уединения, индивидуальных занятий детей, нехватка технических средств обучения и воспитания.
В перспективе: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования, измерительного материала, игровых мягких модулей, приобрести игровые пособия по правилам дорожного движения, спортивное и оздоровительное оборудование,комплекты игр-головоломок, деревянные предметные игрушки по декоративно-прикладному искусству, также технические средства (проектор, ноутбоук).
6