Конспект комплексного занятия в средней группе компенсирующей направленности «Новое путешествие Колобка»
Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Программное содержание:
Упражнять в умении воспроизводить содержание знакомых сказок по картинкам: «Колосок», «Колобок»;
Упражнять в умении использовать в речи предлоги «на», «под», «около».
Учить детей приемам модификации известной сказки «Колобок», создавая новую ситуацию.
Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики;
Развивать творческое воображение;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приемы:
I часть: Метод, формирующий у детей интерес к занятию
Приемы:
Создание психологического настроя на предстоящее занятие.
Использование художественного слова.
Обращение к прошлому опыту детей.
II часть: Метод эмоциональной рефлексии знакомого материала
Приемы:
1.Игра «Сказка с дырками».
2. Активизация мыслительной и речевой деятельности с помощью вопросов прямого и проблемного характера.
3. Пальчиковая игра «Колобок».
4 Лепка колобка из соленого теста.
5. Показ приемов лепки воспитателем.
6. Самостоятельная работа детей, выполнение формообразующих движений.
7. Беседа по сказке «Колобок» с использованием детьми демонстрационного материала.
8. Индивидуальная работа с детьми
Практический метод рассказывания (сочинения) сказки «Новое приключение Колобка»
Приемы:
Изменение сюжета известной сказки.
Элементы театрализации.
Сотворчество педагога и детей.
Рассказ воспитателя с опорой на наглядность.
Динамическая пауза.
III часть: Метод подведения итогов занятия.
Приемы:
Эмоциональные суждения самих детей о занятии.
Анализ занятия
Предварительная работа:
чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам "Колосок", "Колобок";
обыгрывание сказок на фланелеграфе;
разыгрывание сказок с помощью кукол;
дидактическая игра «Колобок идет по лесу», «Доскажи сказку»;
игры в настольный театр;
Материал для занятия:
Демонстрационный: фланелеграф, персонажи сказки "Колосок", настольный театр "Колобок", сюжетное панно, плоскостное изображение колобка, ежика, волшебный мешок.
Раздаточный: кусочек соленого теста, доски для лепки, стеки.
Ход занятия:
(Воспитатель преображается в Сказочницу)
Сказочница: Дорогие мои ребята! Вы узнали меня? (ответы детей) Правильно: Я – Сказочница. Я так люблю сказки, что хочу с вами в них поиграть. Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.
(на фланелеграфе выставлены герои сказки "Колосок")
Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и... (Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу… (ходил)
Намолол муки мешок?
Это – Петя -…(Петушок)
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
"Что вы делали мышата,
От рассвета до …(заката)?
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите: …("Колосок")
Сказочница: Молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете украинскую народную сказку «Колосок». Игра продолжается!
(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок", но главного героя – Колобка - нет)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке… (укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню… (пел)
Кто же это?.. (Колобок)
Сказочница (обращает внимание детей на героев, расставленных на столе): Посмотрите, а кого героя здесь нет? (ответы детей)
Сказочница: Правильно, ребята Колобка нет… Что же нам делать? (ответы детей)
Сказочница:Давайте мы с вами Колобка слепим из настоящего теста и у каждого будет свой колобок.
(Дети садятся за столы, на которых лежит соленое тесто)
Сказочница: Ребята на что по форме похож наш колобок? (ответы детей)
Сказочница:Правильно, на шар.Итак, берем кусочек теста кладем на ладошку или на доску, а второй ладошкой сверху делаем круговые движения.
Сказочница:Можно с помощью стеки сделать Колобкам глазки, рот. Молодцы, ребята! Какие замечательные Колобки у вас получились! Давайте мы вспомним, какую песенку пел Колобок и пальчиками ее покажем.
Пальчиковая игра "Колобок"
Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)Я от дедушки ушел!
Сказочница:Замечательная песенка! Садитесь, ребята! Давайте вспомним, кого встретил Колобок в лесу.
Что-то я совсем забыла, кого Колобок встретил первым? вторым? третьим? (ответы детей)
(педагог использует наглядный материал)
Кого Колобок встретил дальше? Что случилось с Колобком?
Сказочница: Да, Лиса съела Колобка. Грустная сказка получается. Ребята, а давайте придумаем новую сказку про Колобка!
Сказочница:Я начну предложение, а вы его закончите. Но наш Колобок непростой, он после встречи с лисой… убежал от нее и покатился дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу… ему Ежик
(воспитатель сопровождает сказку показом изображений на фланелеграфе)
Посмотрел Колобок на Ежа и удивился.
Колобок решил познакомиться сЕжем. Подкатился колобок к (пеньку), взобрался на (пенек), посмотрел на Ежа с (пенька). Очень понравился Колобку Еж, и он улыбнулся. С тех пор Ежик и Колобок стали…друзьями. Теперь наша сказка получилась веселой или грустной? (ответы детей)
Сказочница: Да, сказка получилась веселой, и мы ее придумали сами!
Сказочница: Ой! ваши колобки заскучали, давайте мы их отправим в сказку к нашим героям Колобку и Ежику и они вместе пойдут гулять по лесу.
(Дети приносят своих колобков к фланелеграфу)